ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15540/2018 от 23.05.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Аникеева Е.Д. Дело № 33а-15540/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,

при секретаре Капуста А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2018 года апелляционные жалобы Купреянова П.Я. и Администрации городского округа Красногорск на решение Красногорского городского суда Московской области от 07 марта 2018 года по делу по административному исковому заявлению Купреянова <данные изъяты> к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным бездействия по поступившему уведомлению о проведении публичного мероприятия, признании незаконным отказа в согласовании проведения митинга в изначально заявленном месте.

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения Юдина А.А., представителя Купреянова П.Я. и Пархоменко Г.В. – Юдина А.А., объяснения представителя Администрации городского округа Красногорск Московской области – Денисовой Д.Е.,

установила:

Купреянов П.Я. обратился в суд с административными исковыми заявлениями (определением суда дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения) к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным бездействия по поступившему уведомлению о проведении 10.03.2018 публичного мероприятия, признании незаконным отказа в согласовании проведения митинга в изначально заявленном месте.

В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение требований действующего законодательства административный ответчик, незаконно отказав в согласовании заявленного в уведомлении места проведения митинга, не предложил альтернативные места (время) проведения 10.03.2018 публичного мероприятия; кроме того, по мнению административного истца, у административного ответчика не имелось законных оснований к отказу в согласовании проведения публичного мероприятия в изначально заявленных местах, - соответственно, на площади у ДК «Подмосковье» г. Красногорска, на стадионе «Машиностроитель» в мкр. «Южный» г. Красногорска, у памятника В.И. Ленину на площади Оптиков г. Красногорска.

Представитель административного ответчика полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по доводам письменных возражений.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 07 марта 2018 года признано незаконным бездействие Администрации городского округа Красногорск Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и времени проведения митинга, намеченного на 10.03.2018, с 11-00 до 14-30 часов на площади у ДК «Подмосковье» г. Красногорска, митинга, намеченного на 10.03.2018, с 11-00 до 14-30 часов на площади Оптиков (у памятника В.И. Ленину) г. Красногорска, митинга, намеченного на 10.03.2018, с 11-00 до 14-30 часов на стадионе «Машиностроитель» в мкр. Южный г. Красногорска Московской области; также суд признал незаконным отказ Администрации городского округа Красногорск Московской области в согласовании проведения митинга, намеченного на 10.03.2018, с 11-00 до 14-30 часов на площади у ДК «Подмосковье» города Красногорска Московской области; в остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Купреянов П.Я. просит об отмене данного решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными отказов в согласовании проведения митингов, намеченных на 10.03.2018, с 11:00 до 14:30 часов на площади Оптиков и на стадионе «Машиностроитель» г. Красногорска, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, ошибочную оценку фактических обстоятельств дела.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Красногорск Московской просит об отмене постановленного по делу решения в части удовлетворения административного иска Купреянова П.Я., указывая, что суд дал неверную правовую оценку фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

В целях обеспечения реализации указанного права принят Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).

Статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8 Закона).

При этом в силу пункта 1.2 указанной выше статьи в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 5.1 Закона Московской области от 22.07.2005 N 197/2005-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области" проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, наряду с местами, установленными частью 2 статьи 8 Федерального закона, в зданиях и на территориях образовательных организаций, медицинских, физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, на детских и спортивных площадках, если проведение указанных публичных мероприятий мешает их нормальному функционированию.

По смыслу вышеприведенных норм, закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых возможно проведение публичного мероприятия; компетентному органу при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить возможность и безопасность его проведения в заявленном месте в каждом конкретном случае.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами (Постановление от 15.01.1998 № 2-П, Постановление от 18.02.2000 № 3-П, Определение от 02.04.2009 № 484-О-П, Определение от 01.06.2010 № 705-О-О).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что Купреянов П.Я. как организатор публичного мероприятия 26.02.2018 представил в Администрацию городского округа Красногорск Московской области 3 уведомления о проведении 10.03.2018 с 11:00 до 14:30 часов по адресам: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 3, площадь у ДК «Подмосковье»; г. Красногорск, мкр. Южный, стадион «Машиностроитель»; г. Красногорск, площадь Оптиков, у памятника В.И. Ленину, публичного мероприятия – митинга с числом участников до 500 человек с использованием плакатов, транспарантов, лозунгов, звукоусиливающей аппаратуры, со сбором подписей; цель мероприятия – выражение недоверия главе городского округа Красногорск Московской области Хабирову Р.Ф., добиться назначения прямых выборов главы городского округа Красногорск Московской области (л.д. 8, 30, 63).

28.02.2018 администрация городского округа единым документом письменно уведомила Купреянова П.Я. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в обозначенных в уведомлениях местах в связи с тем, что по адресу: г. Красногорск, ул. Ленина, д. 3, (площадь перед ДК «Подмосковье») согласовано продление ордера на производство земляных работ ООО «Блокмонтаж»; стадион «Машиностроитель» не входит в перечень специальных мест для проведения подобного рода мероприятий, утвержденный распоряжением ГУТП МО от 14.08.2014 № 4; площадь Оптиков, а также другие специально отведенные для проведения публичных мероприятий места выделены под проведение фестиваля «Весенняя капель» (л.д. 9-10).

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не было представлено доказательств невозможности проведения публичного мероприятия в обозначенном Купреяновым П.Я. месте – на площади у ДК «Подмосковье» г. Красногорска (ул. Ленина, д. 3): срок выданного ранее ордера истекал, доказательств выдачи нового ордера не представлено, как и доказательств того, что в заявленный день – 10.03.2018 - земляные работы будут проводиться и их проведение создаст угрозу безопасности участникам митинга.

Кроме того, административный ответчик не исполнил свою прямую обязанность, возложенную на него федеральным законом - пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ: не довел до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия.

При таких данных суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Администрации городского округа Красногорск Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и времени проведения митинга, намеченного на 10.03.2018, с 11-00 до 14-30 часов на площади у ДК «Подмосковье» г. Красногорска, на площади Оптиков (у памятника В.И. Ленину) г. Красногорска, на стадионе «Машиностроитель» в мкр. Южный г. Красногорска Московской области; также суд обоснованно признал незаконным отказ административного ответчика в согласовании проведения митинга, намеченного на 10.03.2018, с 11-00 до 14-30 часов на площади у ДК «Подмосковье» по <данные изъяты>

Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения в части удовлетворения административного иска Купреянова П.Я. как основанного на материалах дела и не противоречащего требованиям закона. Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не опровергают его правомерность, так как направлены на переоценку собранных доказательств и положений действующего законодательства, регламентирующего возникшие правоотношения.

Одновременно судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения в части отклонения заявленного административного иска: право на проведение публичного мероприятия в форме митинга 10.03.2018 с 11-00 до 14-30 с целью, указанной в уведомлении от 26.02.2018, могло быть реализовано административным истцом, учитывая содержание постановленного судом решения, по адресу: г<данные изъяты> В частности, он мог публично выразить свое мнение, услышать мнение других участников митинга. В свою очередь, проведение митинга с одной и той же целью, в одну и ту же дату, в одно и то же время в разных местах делает невозможным надлежащее исполнение административным истцом своих обязанностей как организатора публичного мероприятия.

В этой связи отдельные доводы апелляционной жалобы административного истца хотя и заслуживают внимания, однако не могут служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда Московской области от 07 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи