ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1573 от 11.05.2016 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33а-1573 судья Черникова Н.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2016 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Бугакова О.А., Юрковой Т.А.,

при секретаре Дорошкове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шеретова А.Д. на решение Новомосковского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению Шеретова А.Д. к Комитету записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования город Новомосковск, администрации муниципального образования город Новомосковск Тульской области о признании бездействий по оказанию государственной услуги незаконными.

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

установила:

Шеретов А.Д. обратился в суд с административным иском к Комитету записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования город Новомосковск (далее также – Комитет ЗАГС администрации МО г. Новомосковск), администрации муниципального образования город Новомосковск Тульской области (далее также – администрация МО г. Новомосковск) о признании бездействий по оказанию государственной услуги незаконными, указав в обоснование заявленных требований, что 02 сентября 2015 года обратился к ответчику с заявлением об истребовании повторного свидетельства о рождении с территории иностранного государства <данные изъяты>. 16 декабря 2015 года административный ответчик выдал ему повторное свидетельство о рождении, в котором содержались недостоверные сведения о месте рождения.

Считая, что ему некачественно оказана государственная услуга, 18 декабря 2015 года Шеретов А.Д. вновь обратился к административному ответчику с заявлением о надлежащем оказании государственной услуги по истребованию с территории иностранного государства повторного свидетельства о рождении.

Письмом от 14 января 2016 года административный ответчик сообщил, что своевременно и качественно оказал запрошенную государственную услугу и рекомендовал обратиться с заявлением о внесении исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния.

На основании изложенного административный истец Шеретов А.Д. просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика Комитета ЗАГС администрации МО г. Новомосковск по оказанию государственной услуги по истребованию с территории <данные изъяты> повторного свидетельства о рождении, содержащего достоверные сведения о месте и времени его рождения, сведения о родителях и национальном происхождении, сведения о фамилии, имени и отчестве, обязать административного ответчика оказать ему такую услугу.

В судебное заседание административный истец Шеретов А.Д. не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации МО г. Новомосковск в судебное заседание не явился, в представленных суду письменных возражениях на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, считая, что государственная услуга Шеретову А.Д. оказана надлежащим образом, поскольку повторное свидетельство о рождении выдано компетентным органом иностранного государства, заявителю разъяснен порядок внесения изменений в актовую запись о рождении, однако с таким заявлением в органы ЗАГС Шеретов А.Д. не обращался

Представитель административного ответчика Комитета ЗАГС администрации МО г. Новомосковск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 17 февраля 2016 года отказано в удовлетворении административного иска Шеретова А.Д. к Комитету ЗАГС администрации МО г.Новомосковск, администрации МО г.Новомосковск о признании бездействий по оказанию государственной услуги незаконными и обязании оказать государственную услугу.

В апелляционной жалобе Шеретов А.Д. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Участвующие в деле лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка данных лиц не является обязательной и оснований для ее признания обязательной не имеется, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения

, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В силу положений Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», органы осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния наделены полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации, с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений (ст. 4).

На территории МО г. Новомосковск Тульской области таким органом является Комитет ЗАГС администрации МО г. Новомосковск.

В силу ч. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Применительно к возникшим спорным правоотношениям, таким органом является администрация г. Новомосковск, обоснованно привлеченная судом к участию в деле в качестве административного ответчика.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

На основании ст.14 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г.Минске 22.01.1993 года) договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемой Договаривающейся Стороны и иных лиц, проживающих на ее территории.

Приказом МИД России №10489, Минюста России №124 от 29 июня 2012 года утвержден Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению Департаментом Минюста России, территориальными органами Минюста России, органами ЗАГС государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранных государств, которым предусмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения (далее также – Административный регламент).

Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, 02 сентября 2015 года административный истец Шеретов А.Д. обратился в Комитет ЗАГС администрации МО г. Новомосковск с письменным заявлением по истребованию повторного свидетельства о рождении с территории иностранного государства.

Поскольку прием заявления на получение повторного свидетельства о рождении с территории иностранного государства не поставлен в зависимость от места жительства заявителя, руководствуясь ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», а также положениями Административного регламента, Комитет ЗАГС администрации МО г. Новомосковск принял данное заявление.

Выпиской из журнала учета и выдачи присланных свидетельств о рождении за 2015 год подтверждается факт выдачи Комитетом ЗАГС администрации МО г. Новомосковск Шеретову А.Д. 16 декабря 2015 года повторного свидетельства о рождении поступившего из <данные изъяты>.

18 декабря 2015 года Шеретов А.Д. возвратил повторное свидетельство о рождении в Комитет ЗАГС администрации МО г. Новомосковск с заявлением о принятии мер по исполнению обращения, указав, что государственная услуга ему оказана ненадлежащим образом, так как в повторном свидетельстве о рождении содержатся недостоверные сведения о месте его рождения, просил предоставить ему повторное свидетельство о рождении, содержащее действительные сведения.

На данное заявление Комитетом ЗАГС администрации МО г. Новомосковск Тульской области 14 января 2016 года в адрес Шеретова А.Д. направлен ответ, которым разъяснен порядок обращения с заявлением о внесении исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, предусмотренный п. 1 ст. 71 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Данные обстоятельства не оспаривались участвующими в деле лицами.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что государственная услуга по истребованию повторного свидетельства о рождении Шеретова А.Д. с территории иностранного государства оказана административному истцу в срок и надлежащим образом.

С указанными выводами судьи соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно п. 32 Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных Приказом Минюста РФ от 24 декабря 2007 года №249 Управления Минюста России по федеральным округам и органы ЗАГС направляют в зависимости от условий международных договоров непосредственно в иностранные государства либо в центральный аппарат Минюста России или МИД России, в частности, запрос о правовой помощи, касающийся истребования документов о регистрации актов гражданского состояния, с приложением обращений граждан по истребованию документов, заполненных и подписанных правомочным заявителем, а также поручение об оказании правовой помощи, касающееся внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

Пунктом 41 Административного регламента по предоставлению Департаментом Минюста России, территориальными органами Минюста России, органами ЗАГС государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранных государств предусмотрены следующие административные процедуры:

1) регистрация запроса в Департаменте Минюста России, территориальном органе Минюста России, органе ЗАГС;

2) проверка документов;

3) формирование и направление межведомственного электронного запроса о подтверждении уплаты государственной пошлины;

4) подготовка отказа в приеме документов, отказа в предоставлении государственной услуги или запроса об истребовании личного документа из компетентного органа иностранного государства;

5) направление отказа в приеме документов или отказа в предоставлении государственной услуги или запроса об истребовании личного документа из компетентного органа иностранного государства;

6) регистрация ответа компетентного органа иностранного государства на обращение об истребовании документа;

7) подготовка ответа на запрос об истребовании личного документа;

8) направление заявителю ответа на запрос.

В силу п. 14 данного Административного регламента срок предоставления государственной услуги при истребовании документов с территории иностранного государства, с учетом обращения в компетентные органы иностранного государства, не должен превышать 6-ти месяцев со дня регистрации в Департаменте МИД России, Департаменте Минюста России, территориальном органе Минюста России, органе ЗАГС всех надлежащим образом оформленных документов.

Таким образом, государственная услуга по истребованию повторного свидетельства о рождении Шеретова А.Д. с территории иностранного государства и предоставлению данного документа заявителю оказана административному истцу компетентным органом, в установленный законом срок, надлежащим образом, в связи с чем исковые требования Шеретова А.Д. удовлетворению не подлежат.

Доводы апелляционной жалобы о признании судом достоверными данных в выданном ему повторном свидетельстве о его рождении судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в решении суда не ставится вопрос о действительности сведений, указанных в предоставленном заявителю документе, так как данные сведения представлены полномочным органом иностранного государства и не подлежали проверке административным ответчиком в рамках исполнения заявления Шеретова А.Д.

Поскольку с заявлением о внесении исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния в порядке, установленном п. 1 ст. 71 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» Шеретов А.Д. в органы ЗАГС не обращался, полномочий на проверку соответствия предоставленного заявителю документа актовой записи о его рождении, а также соответствия сведений, внесенных в актовую запись о рождении, фактическим обстоятельствам у административного ответчика не имелось.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новомосковского городского суда Тульской области от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шеретова А.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подписи/копия верна/судья