ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1576/2024 от 30.01.2024 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0057-01-2023-001508-37

дело № 33а-1576/2024 (33а-21938/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2024 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Патрушевой М.Е., Парамоновой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коноплиным П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1326/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Талицкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Талицкого городского округа на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 03 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административного истца Балакиной И.Н., представителя административного ответчика Соколовой Е.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Талицкого района, действующий в инетерсах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Талицкого городского округа, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Талицкого городского округа по разработке и утверждению муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после01 января 2017 годаи не вошедшего в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах»; возложить обязанность в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года и не вошедшего в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».

В обоснование требований указано, что прокуратурой Талицкого района проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности жилого фонда на территорий Талицкого городского округа. Проведенной проверкой установлено, что на территории Талицкого городского округа после 01 января 2017 года признаны аварийными и не вошедшие в региональные программы переселения 91 многоквартирный дом, которые до настоящего времени не расселены и не снесены. Согласно информации, представленной администрацией Талицкого городского округа муниципальная программа, с включенными в нее аварийными домами и план мероприятий по ее выполнению, отсутствуют, бюджетные денежные средства на выполнение мероприятий по приобретению жилых помещений, выкупу в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрены. 02 июня 2023 годапрокуратурой Талицкого района Главе Талицкого городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушений. Согласно представленной Администрацией Талицкого городского округа информации от06 июля 2023 года № 1923з на территории городского округа после 01 января 2017 года признаны аварийными и не вошедшие в региональные программы переселения 92 многоквартирных дома. Данные МКД подлежат включению в новую региональную адресную программу Свердловской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 01 января 2017 года по 01 января 2022 года. Граждане, проживающие в указанных многоквартирных домах, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие граждане» не состоят, тем самым не подпадают под действие статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам. Также из информации Администрации Талицкого городского округа от09 августа 2023 года № 2259з на требование прокуратуры района, следует, что на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 584 семей, в том числе 2 семьи, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, вследствие бездействия органа местного самоуправления право граждан на жилище, гарантированное Конституцией Российской Федерации, не реализуется на протяжении длительного периода времени с 2017 года; не принятие муниципальной программы ставит под сомнение возможность исполнения органом местного самоуправления своих обязанностей, поскольку осуществление мероприятий по расселению граждан, проживающих в данных домах, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Бездействие администрации Талицкого городского округа, выразившееся в непринятии муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, нарушает права граждан, круг которых определить заранее не представляется возможных, на благоприятные и безопасные условия проживания, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 03 ноября 2023 года административное исковое заявление заместителя прокурора Талицкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Талицкого городского округа о признании незаконным бездействия удовлетворено. Признано незаконным бездействие Администрации Талицкого городского округа по разработке и утверждению муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года и не вошедшего в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах»; возложена на Администрацию Талицкого городского округа в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года и не вошедшего в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».

Не согласившись с решением суда, административный ответчик Администрация Талицкого городского округа подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Повторяя доводы возражений на административно исковое заявления, настаивает на отсутствии оспариваемого бездействия, ссылаясь на то, что Талицкий городской округ является участником реализации региональной программы по отселению из аварийного жилья. На территории городского округа действует муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Талицком городском округе до 2027 года», утвержденная постановлением Администрации Талицкого городского округа от 15 июня 2015 года № 127 (с изменениями от 14 февраля 2023 года), в соответствии с региональной программой, в рамках которой реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 03 мая 2023 года принимаются меры по включении домов, признанных аварийными в период с 01 января 2017 года по 01 января 2022 года, в новую региональную программу.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Соколова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Указала, что имеющаяся программа полностью охватывает вопросы отселения граждан из аварийного жилья, выписка из данной программы является основанием для получения денежных средств для реализации данной программы. Данная программа разработана до 2027 года и содержит подпрограммы, которые имеют свой срок исполнения и вопросы финансирования. Программа ежегодно актуализируется.

Представитель административного истца Балакина И.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ и строительства Администрации Талицкого городского округа в судебное заседание не явился, представил отзыв на апелляционную жалобы, в которой просит решение суда отменить и апелляционную жалобу удовлетворить.

Учитывая надлежащее извещение указанного лица о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в его отсутствие.

Судебная коллегия, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, а также представленные административным ответчиком постановления, выписку из программы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, решения и действия (бездействие) признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону; если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.

В силу части 1 статьи 39 настоящего Кодекса прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа (пункт 1); обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6).

Согласно части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (п.8).

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

В пункте 3 статьи 2 этого Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из материалов административного дела следует и установлено судом, что на территории Талицкого городского округа за период с 01 января 2017 года по 01 июня 2023 года признаны аварийными и подлежащими сносу 92 многоквартирных жилых дома, жильцы которых до настоящего времени не расселены, дома не снесены.

Данные многоквартирные жилые дома не включены в региональные адресные программы переселения граждан из аварийного жилья, муниципальная программа переселения граждан из аварийного жилья отсутствует.

На территории Талицкого городского округа действует подпрограмма «Повышение качества условий проживания населения Талицкого городского округа» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Талицком городском округе до 2027 года».

В соответствии с подпрограммой «Повышение качества условий проживания населения Талицкого городского округа» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Талицком городском округе до 2027 года», источником значений показателей является региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 1 апреля 2019 года № 208-ПП (л.д.83-96).

При этом, задачей данной Программы является переселение граждан из аварийного жилищного фонда; повышение качества условий проживания жителей за счет формирования жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

Разрешая спор и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 14, 32, 86, 88 Жилищного кодека Российской Федерации, частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2023 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учитывая, что улучшение жилищных условий граждан является одним из приоритетов социально-экономического развития, определенных указами Президента Российской Федерации, основами государственной политики регионального развития Свердловской области, пришел к выводу, что со стороны административного ответчика имеет место бездействие по неразработке муниципальной программы по переселению граждан из аварийного и подлежащего сносу жилья, признанного таковым после 01 января 2017 года и наличии оснований для возложения обязанности на административного ответчика разработать и принять муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года. При этом суд отклонил доводы административного ответчика об отсутствии бездействия и наличии программы, которая регулирует спорный вопрос, указав, что подпрограмма «Повышение качества условий проживания населения Талицкого городского округа» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Талицком городском округе до 2027 года» предусматривает осуществление мероприятий в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» по переселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 01 января 2017 года. Внесение в региональную программу признанных после 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу многоквартирных жилых домов, не являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по разработке и утверждению указанной муниципальной программы, не установлены.

Судебная коллегия не может согласить с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права и полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы административного ответчика.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то есть Конституцией Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации в соответствии со статьей 133 Конституции Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующая вопросы муниципальных программ, находится в главе и разделе Бюджетного кодекса Российской Федерации, посвященных составлению проектов бюджетов, что относится к исключительной прерогативе местных администраций муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

При этом муниципальные образования самостоятельно определяют перечни реализуемых программ, порядок принятия решений о разработке муниципальных программ. Порядок их формирования и реализации устанавливается правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Муниципальные программы могут охватывать все сферы деятельности администрации муниципального образования по реализации как вопросов местного значения, так и переданных с регионального уровня государственных полномочий. Муниципальные программы включают мероприятия и расходы, необходимые для осуществления полномочий в определенной сфере.

Порядок формирования и реализации муниципальных программ Талицкого городского округа, утвержденный Постановлением Администрации Талицкого городского округа от 12 июля 2023 года № 669, предусматривает, что муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Талицкого городского округа (пункт 3); задачи, для решения которых принимается муниципальная программа, определяются с учетом приоритетов социально-экономического развития, определенных указами Президента Российской Федерации, основами государственной политики регионального развития Свердловской области, отраслевыми документами стратегического планирования Свердловской области, государственными программами Свердловской области, приоритетными направлениями, проектами и программами стратегического развития Свердловской области, Стратегией социально-экономического развития Талицкого городского округа и иными документами.

Административный ответчик не оспаривал, что на территории Талицкого городского округа отсутствует муниципальная программа переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилья, признанного таковым после 01 января 2017 года.

Вместе с тем, как следует из материалов дела вопрос об отселении граждан из аварийного и непригодного для проживания граждан жилья, осуществляется в рамках подпрограммы «Повышение качества условий проживания населения Талицкого городского округа» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Талицком городском округе до 2027 года», которая предусматривает финансирование до 2027 года за счет бюджета муниципального образования.

При этом как следует из пояснений представителя административного ответчика, и подтверждается материалами дела, данная программа ежегодно актуализируется, с учетом федерального и регионального законодательства.

Из материалов дела следует, что отселение граждан из аварийного фонда производится, обязанности, закрепленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», исполняются, о чем свидетельствует признания 92 домов аварийными и подлежащими сносу.

Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Разработка и принятие программы (подпрограммы), направленной на расселение граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования.

При этом ни в административном исковом заявлении, ни в пояснениях участвующего в деле прокурора, не содержится ссылки на конкретную норму федерального законодательства, которую в данном случае нарушил административный ответчик. Сведений о том, что выписка из имеющейся у административного ответчика программы препятствует получению денежных средств в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии бездействия административного ответчика в части реализации приоритетных задач в сфере улучшения жилищных условий.

Административный ответчик не лишен возможности, с учетом принятия новой региональной программы об отселении граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года, внести соответствующие изменения в имеющуюся программу, учитывая возможность ежегодной актуализации указанной программы. Обратного административным истцом не представлено.

Кроме того, судебная коллегия, исходя из положений Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №м 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», региональная адресная программа "Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах", утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 1 апреля 2019 год № 208-ПП, Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1469, приходит к выводу, что без софинансирования из бюджетов других уровней Администрация Талицкого городского округа не имеет финансовой возможности для переселения граждан из аварийных домов.

Возложение судом на административного ответчика обязанности по принятию муниципальной программы, потребует немедленного ее выполнения в то время, как бюджет муниципального образования на 2023 и 2024 год уже утвержден, при этом в настоящее время реализуется программа отселения граждан из аварийных и непригодных для проживания домов, признанных таковыми до 01 января 2017 года. Административным истцом не представлено сведений о приоритете расселения жителей из жилого фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания, после 01 января 2017 года.

Также судебная коллегия полагает, что сам факт возложения на административного ответчика обязанности по разработке и принятию программы расселения граждан из жилого фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания, после 01 января 2017 года, будет являться формальным удовлетворением требований прокурора, которое не повлечет полноценной защиты жилищных прав граждан.

Судебная коллегия, оценив представленные сторонами доказательства, исходя из указанных выше положений закона, приходит к выводу, что возложение на административного ответчика обязанности принять соответствующую муниципальную программу будет являться нарушением компетенции органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований административного истца, поскольку необходимой совокупности условий, установленных в части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Талицкого районного суда Свердловской области от 03 ноября 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заместителя прокурора Талицкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - отказать.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Н.В. Шабалдина

Судьи

М.Е. Патрушева

М.А. Парамонова