ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-158/20 от 25.02.2020 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)

Судья Дадаков С.С. Дело № 33а-158/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Грозный 25 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:

председательствующего Ламердонова Т.М.,

судей Мазалиевой А.А., Узиевой Т.А.,

при секретаре Исмаиловой Х.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению, поданному в интересах Саламбиева Ибрагима Вахаевича его представителем Ибриевой Х.В., к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике о признании незаконным распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки физического лица,

по апелляционной жалобе Саламбиева И.В. на решение Ленинского районного суда г. Грозного от 06.12.2019 года.

Заслушав доклад судьи Узиевой Т.А., судебная коллегия

установила:

Ибриева Х.Х., действующая в интересах Саламбиева И.В., обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику - Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике о признании незаконным распоряжения (приказ) № 302 от 07.08.2019 года о проведении внеплановой/документарной проверки физического лица, то есть Саламбиева И.В., во исполнение поручения прокуратуры Чеченской Республики от 25.06.2019г. №7-р-2019/1110. При этом, административный ответчик ссылается на не существующий закон - ФЗ №294 от 30.12.2008г. Полагает указанное распоряжение незаконным, поскольку Саламбиеву И.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ЧР. Шалинский район, с. Автуры, ул. Тукаева Мухамма №30 с кадастровым номером 20:12:1602000:165, что подтверждается выпиской из ЕГРН, проверять соблюдение им земельного законодательства необходимости не имелось.

Решением Ленинского районного суда г. Грозного от 06 декабря 2019 года административные исковые требования в удовлетворении административного искового заявления Саламбиева И.В. отказано.

В апелляционной жалобе Ибриева Х.В. в интересах Саламбиева И.В. просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 (ред. от 03.08.2019) утверждено Положение «О государственном земельном надзоре», согласно которому Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

В силу п. 53 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Росреестра от 18.06.2019 № П/0240, о проведении внеплановой проверки юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления, индивидуальный предприниматель, гражданин уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Административная процедура осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа должностных лиц, уполномоченных заданием на проведение административного обследования, на обследуемые объекты земельных отношений.

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

Должностное лицо при проведении административной процедуры исследует состояние и способы использования объектов земельных отношений на предмет установления признаков наличия или отсутствия нарушений земельного законодательства. Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

Критерием принятия решения о составлении акта административного обследования является выявление по итогам проведения административной процедуры признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Информация о результатах административного обследования объектов земельных отношений вносится в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Порядком ведения реестра недвижимости.

Критерием принятия решения о проведении внеплановой проверки по результатам административного обследования является выявление достаточных данных, указывающих на наличие признаков нарушений законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная и иная ответственность.

Как следует из материалов дела и установлено судом 25.06.2019 года в адрес административного ответчика прокуратурой Чеченской Республики направлено обращение Селим-Султанова Ж.И-Ш. о нарушении его права пользования земельным участком и предложено провести проверку по данному обращению (л.д. 46).

Актом административного обследования земельных участков с кадастровыми номерами 20:12:1602000:165, 20:12:1602000:45, 20:12:1602000:164, расположенных в с. Автуры Чеченской Республики, проведенного должностными лицами Управления Росреестра по Чеченской Республике 02.08.2019 года, установлено следующее.

Земельный участок с кадастровым номером 20:12:1602000:165 принадлежит на праве собственности административному истцу Саламбиеву И.А., запись о регистрации права собственности внесена в ЕГРН на основании выписки из похозяйственной книги № 550 от 28.06.2011 года. На кадастровый учет указанный земельный участок поставлен и сведения на него внесены в ЕГРН без уточнения координат границ земельного участка, в связи с чем установить местоположение данного земельного участка на местности не удалось.

Земельный участок с кадастровым номером 20:12:1602000:164 находится на праве постоянного бессрочного пользования у Саламбиева Султана Гагаловича. На кадастровый учет указанный земельный участок поставлен 08.08.2011 года без уточнения координат его границ. Сведения внесены без уточнения координат границ земельного участка, в связи с чем установить местоположение данного земельного участка на местности не удалось.

На земельном участке с кадастровым номером 20:12:1602000:45, принадлежащем на праве пользования с разрешенным видом использования – под жилую застройку Селим-Султанову Ж.И-Ш., сведения о котором внесены в ЕГРН с уточнением координат его границ, имеется бетонный фундамент, который со слов Саламбиева И.В. построен им, полагая, что строит на своем земельном участке, поскольку считает, что произошло наложение границ земельных участков.

Между тем, установить факт пересечения или наложения границ земельный участков с кадастровыми номерами 20:12:1602000:45 и 20:12:1602000:165 не удалось.

При этом утвержденная схема расположения земельного участка с кадастровым номером 20:12:1602000:165, межевой план либо иные документы на этом земельный участок у Саламбиева И.В. отсутствуют (л.д. 48-51).

Распоряжением Росреестра по ЧР от 07.08.2019 года назначено проведение внеплановой документарной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении Саламбиева И.В., о чем Управлением Росреестра по ЧР Саламбиев И.В. извещен 19.08.2019 года письмом за исходящим № 04-23/2848 (л.д. 54-55, 52-53).

Таким образом, судом установлено, что действия административного ответчика по изданию оспариваемого административным истцом распоряжения не противоречат приведенным выше нормативным положениям, согласуются с ними, процедура издания распоряжения ответчиком не нарушена.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ, Кодекс) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, по общему правилу, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего проверяет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, порядок и основания принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен, а также соответствует ли его содержание нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Поскольку оспариваемое распоряжение издано полномочным органом в пределах своих полномочий с соблюдением норм федерального законодательства, порядок и основания его издания не нарушены, содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, права и законные интересы административного истца данным распоряжением не нарушены, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Грозного от 06.12.2019 года по административному делу по административному исковому заявлению, поданному в интересах Саламбиева Ибрагима Вахаевича его представителем Ибриевой Х.В., к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике о признании незаконным распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки физического лица оставить без изменения, апелляционную жалобу Саламбиева И.В. – без удовлетворения.

председательствующий

судьи