ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15903/2016 от 02.12.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Попова Е.В. Дело № 33а-15903/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 декабря 2016 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Шилова А.Е., Самодуровой Н.Н.,

при секретаре – Астафьевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к отделу назначения адресной социальной помощи по Центральному району Управления г.о. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа», начальнику отдела ФИО2, ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» о признании незаконным отказа в предоставлении пособия,

по апелляционной жалобе ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 сентября 2016 года, которым постановлено:

«Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконными решения ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по городскому округу Тольятти Отдела назначения адресной социальной помощи по Центральному району содержащееся в уведомлении об отказе в предоставлении пособия от 09.06.2016 г. № 1337 и письме от 19.05.2016 г. № 1218 и обязать ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Центральному району вернутся к рассмотрению вопроса о предоставлении ФИО1 справки о величине среднедушевого дохода семьи гражданина.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» - ФИО3 (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к отделу назначения адресной социальной помощи по Центральному району Управления г.о. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа», начальнику отдела ФИО2, ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» о признании незаконным отказа в предоставлении пособия.

В обоснование заявленных требований указано, что письмом от 19.05.2016 и уведомлением от 09.06.2016 ФИО1 отказано в предоставлении справки для получения бесплатной юридической помощи в связи с представлением неполного пакета документов, с чем она не согласна, поскольку законом не предусмотрено предоставление справки подтверждающей отсутствие родственных отношений между ней и лицами, зарегистрированными в ее жилом помещении.

Ссылаясь на указанные обстоятельства с учетом уточнений ФИО1 просила суд признать решение от 19.05.2016 и уведомление от 09.06.2016 незаконными, восстановить выплату субсидии на уплату жилья коммунальных услуг, обязать выдать справку для получения бесплатной юридической помощи.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа», в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

В заседании судебной коллегии представитель ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» - ФИО3 (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

ФИО1, представитель ГУ социальной защиты населения по Самарской области Управление по г.о. Тольятти, начальник отдела ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными этим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст.2 и 3 ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» № 44-ФЗ от 05.04.2003, учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. При этом орган социальной защиты населения вправе проверить сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2003 в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

В соответствии с Законом Самарской области «О бесплатной юридической помощи в Самарской области» постановлением Правительства Самарской области от 16.10.2012 № 527 утвержден Порядок оказания бесплатной юридической помощи в Самарской области.

В силу ч.1 п. 3 указанного Порядка юридическая помощь предоставляется бесплатно гражданам проживающим на территории Самарской области, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Самарской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане).

Пунктом 16 Порядка установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи гражданина (дохода одиноко проживающего гражданина), претендующего на получение бесплатной юридической помощи, и выдача соответствующей справки производятся в соответствии с Порядком предоставления гражданам справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина).

Согласно п. 4, 5 Порядка предоставления гражданам справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2005 № 176 и действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Самарской области от 18.07.2016 № 386), граждане Российской Федерации, претендующие на получение бесплатной юридической помощи в федеральном государственном учреждении «Государственное юридическое бюро по Самарской области», либо лица, являющиеся их представителями в соответствии с законодательством Российской Федерации, обращаются с письменным заявлением по форме согласно приложению 1 к Закону Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» о предоставлении справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) в орган, осуществляющий социальную поддержку по месту жительства либо по месту пребывания семьи (одиноко проживающего гражданина).

В заявлении о предоставлении справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) указываются сведения: о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина; о степени родства и (или) свойства членов семьи, об их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.

Исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые заявитель должен предоставить самостоятельно также указан в п. 2.10. Административного регламента министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области № 706 от 04.12.2012 г. по предоставлению государственной услуги «Организация оказания юридической помощи отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области», согласно которому для получения справки о величине среднедушевого дохода семьи гражданина (дохода одиноко проживающего гражданина) заявитель представляет в орган социальной защиты населения заявление по форме согласно приложению № 1 к Административному регламенту (далее - заявление) с приложением следующих документов: о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина; о степени родства и (или) свойства членов семьи, об их совместном проживании и ведении совместного хозяйства.

Пунктом 2.18. Административного регламента установлено, что основанием для отказа гражданину в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи гражданина (дохода одиноко проживающего гражданина) является отсутствие полного пакета документов, которые заявитель должен представить самостоятельно, согласно пункту 2.10 Административного регламента (п. 2.18).

Статьей 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела подтверждается, что 18.05.2016 ФИО1 обратилась в отдел назначения адресной социальной помощи по Центральному району Управления г.о. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» с письменным заявлением с указанием на возникшие проблемы при получении субсидии на оплату жилья, а также отсутствием возможности получения юридической помощи.

В ответе начальника отдела ФИО2 от 19.05.2016 на указанное обращение ФИО1 разъяснено о необходимости погашения задолженности для восстановления выплаты субсидии на оплату жилья, и предоставления в отдел назначения адресной социальной помощи по Центральному району пакета документов для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и предоставлении справки для получения бесплатной юридической помощи.

Судом установлено, что субсидия на оплату жилого помещения ФИО1 предоставлена, данное обстоятельство не оспаривается, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу, что права ФИО1 в указанной части не нарушены.

Судом также установлено, что уведомлением отдела назначения адресной социальной помощи по Центральному району Управления г.о. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» от 09.06.2016 ФИО1 на основании Федерального Закона РФ № 44-ФЗ от 05.04.2003 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Федерального Закона РФ № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» п. 2.18 «Административного регламента министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области № 706 от 04.12.2012 по предоставлению государственной услуги «Организация оказания юридической помощи отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области» в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи отказано в связи с представлением неполного пакета документов, а именно справок о доходах лиц, совместно зарегистрированных, либо документов указывающих на отсутствии родственных отношений между ФИО1 и лицами, зарегистрированными в ее жилом помещении, а также сведений подтверждающих факт раздельного ведения хозяйства с совместно зарегистрированными гражданами.

Из анализа вышеперечисленных правовых норм следует, что основанием для выдачи справки на получение бесплатной юридической помощи, является признание гражданина малоимущим, а для определения возможности признания заявителя малоимущим, органам социальной защиты населения необходимо произвести расчет среднедушевого дохода семьи гражданина.

ФИО1 оспаривая отказ в выдаче справки, заявила о том, что с заявлением о предоставлении ей справки на бесплатную помощь она обратилась как одиноко проживающий гражданин, поскольку граждане, зарегистрированные в ее жилом помещении, не являются членами ее семьи, зарегистрированы временно, совместно с ней не проживают, в связи с чем, предоставить запрашиваемые ответчиком документы, не представляется возможным. Из числа зарегистрированных в принадлежащем ей жилом помещении к числу членов ее семьи относится только ФИО4, которая приходится истцу дочерью, однако в жилом помещении лишь зарегистрирована и проживает по другому адресу, совместное хозяйство с ней не ведется, данное обстоятельство было указано при заполнении заявления о предоставлении справки с приложением договора найма жилого помещения и сведения о доходах ФИО4, а также документов подтверждающие родственные отношения.

Разрешая административный иск и частично удовлетворяя требования ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что требования органов социальной защиты населения о предоставлении дополнительных документов не предусмотрены Федеральным Законом РФ № 44-ФЗ от 05.04.2003 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Федеральным Законом РФ № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», а также Административным регламентом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области № 706 от 04.12.2012.

Не предусмотрено предоставление требуемых ответчиком документов и Законом Самарской области от 06.05.2000 № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» согласно которому для назначения социальной помощи к заявлению прилагаются: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя; документы о наличии родственных отношений либо иных обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности гражданина к семье заявителя, в том числе: домовая (поквартирная) книга либо поквартирная карточка, либо их копия, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки; свидетельство о заключении брака (расторжении брака), свидетельство о рождении (смерти), свидетельство об опеке, об установлении отцовства и иные документы, свидетельствующие о степени родства и (или) свойства членов семьи); - документы, подтверждающие соответствие семьи (одиноко проживающего гражданина) категориям лиц, указанных в пункте 1 статьи 7 Закона (справка учебного заведения, пенсионное удостоверение, трудовая книжка, справка бюро медико-социальной экспертизы и иные документы, удостоверяющие принадлежность к категории); документы о регистрации в службе занятости неработающих граждан трудоспособного возраста; документы о доходах, получаемых каждым членом семьи (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме (справки о доходах согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи») (статья 8 Закона).

Кроме того, достоверность представленных сведений может быть проверена путем направления межведомственных запросов и сверки полученной в результате таких запросов информации с документами и (или) сведениями, представленными заявителем.

При проведении проверки проверяются следующие сведения, представленные заявителем: о месте жительства или месте пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина (за исключением документов и (или) информации, полученных в рамках межведомственного взаимодействия); о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности (за исключением документов и (или) информации, полученных в рамках межведомственного взаимодействия).

Однако, как установил суд отделом назначения адресной социальной помощи по Центральному району Управления г.о. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» проверка представленных ФИО1 документов не проводилась. При этом, представленная ФИО1 выписка из поквартирной карточки не является справкой о составе семьи и не свидетельствует о том, что зарегистрированные в принадлежащей ей квартире граждане находятся с ней в каких-либо родственных отношениях.

При наличии указанных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу, что решение отдела назначения адресной социальной помощи по Центральному району Управления г.о. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа», содержащееся в уведомлении об отказе в предоставлении пособия от 09.06.2016 г. № 1337 и письме от 19.05.2016 г. № 1218 противоречит нормам действующего законодательства.

Учитывая, что органами социальной защиты населения документы, представленные ФИО5, для определения малоимущности не рассматривались, суд обоснованно обязал ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Центральному району вернутся к рассмотрению вопроса о предоставлении ФИО1 справки о величине среднедушевого дохода семьи гражданина.

Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, поскольку доводы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал материалы дела, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, дал неправильную оценку доводам органа социальной защиты населения, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела, представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями 84 КАС РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 310 КАС РФ и влекущих отмену принятого решения, судом при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –