ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15974/2016 от 02.12.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Лебедева И.Ю. адм. дело № 33а–15974/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 2 декабря 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Шилова А.Е., Самодуровой Н.Н.,

при секретаре Астафьевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Аллент М.В. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 сентября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Аллент М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» (г. Тольятти) об оспаривании решений.

В обоснование заявленных требований указала, что уведомлением ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району от 31.03.2016 г. № 523, ей было отказано в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи для получения социальной стипендии в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума трудоспособного гражданина.

Уведомлением от 31.03.2016 г. № 524 Аллент М.В. была извещена о том, что выплата областной социальной помощи прекращена (приостановлена) с 01.04.2016 г. в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума.

По мнению административного истца, указанные уведомления (решения) являются незаконными, поскольку в среднедушевой доход ее семьи необоснованно включены суммы социальной стипендии, доплаты по уходу за ребенком-инвалидом, суммы ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ на оплату ЖКУ), которые являются видами государственной социальной помощи.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, Аллент М.В. просила суд признать незаконными: решение начальника отдела назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району Управления по городскому округу Тольятти ГКУ «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Григоревской О.В., выраженное в уведомлении от 31.03.2016 г. № 523, и решение, выраженное в уведомлении от 31.03.2016 г. № 524; возложить на административного ответчика обязанность произвести перерасчет среднедушевого дохода семьи Аллент М.В. за период с 01.12.2015 г. по 29.02.2016 г., исключив из него следующие суммы: социальную стипендию в размере 4 200 руб., получаемую Устиновым А.Г.; стипендию в размере 4 200 руб., получаемую Аллент М.В.; ежемесячную доплату по уходу за ребенком-инвалидом в размере 3 000 руб., получаемую Устиновым А.Г.; ежемесячную выплату неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в размере 16 500 руб.; ЕДВ на оплату ЖКУ в размере 14 294 руб., получаемые Аллент М.В.; и компенсировать все недополученные субсидии и пособия.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных Аллент М.В. требований отказано.

В апелляционной жалобе Аллент М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.

Как видно из материалов дела, 10.12.2015 г. Аллент М.В. обратилась в ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» (г. Тольятти) Отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району по вопросу оформления субсидий на очередной период – с 01.12.2015 г. по 31.05.2016 г.

Уведомлением начальника Отдела назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» (г. Тольятти) Григоревской О.В. от 31.03.2016 г. № 523, Аллент М.В. отказано в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи для получения социальной стипендии в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума трудоспособного гражданина.

Кроме того, уведомлением от 31.03.2016 г. № 524 Аллент М.В. извещена о прекращении (приостановке) предоставления областной социальной помощи с 01.04.2016 г. в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума (л.д. 6).

Заявляя требования о признании данных уведомлений незаконными, Аллент М.В. указала, что социальная стипендия, выплачиваемая ей и ее супругу Устинову А.Г. в размере 4 200 рублей каждому, ежемесячная доплата по уходу за ребенком-инвалидом в размере 3 000 рублей, и ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте 18 лет в размере 16 500 рублей, а также сумма ЕДВ на оплату ЖКУ, необоснованно учтены при расчете среднедушевого дохода ее семьи.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (статья 6.1).

Исчерпывающий перечень набора социальных услуг, предоставляемых гражданам в качестве государственной социальной помощи, предусмотрен статьей 6.2 указанного Закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Самарской области от 6 мая 2000 г. № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» социальная помощь оказывается, если среднедушевой доход (доход) семьи (одиноко проживающего гражданина) ниже установленной в Самарской области величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам на первое число текущего квартала.

Постановлением Правительства Самарской области от 28.01.2016 № 30, установлена величина прожиточного минимума в Самарской области за IV квартал 2015 года, которая составила в расчете на душу населения – 8 873 руб.; для трудоспособного населения – 9 677 руб.; для детей – 8 564 руб.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512.

Согласно пп. «д» п. 1 указанного Перечня, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям.

Таким образом, ежемесячно выплачиваемая Аллент М.В. и Устинову А.Г. социальная стипендия, по 4 200 рублей каждому, должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи, в том числе областной социальной помощи и субсидии.

Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах, лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлено, что ежемесячные компенсационные выплаты устанавливаются неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелыми, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Таким образом, для компенсационных и ежемесячных выплат предусмотрены разные условия.

Соответственно, ежемесячная выплата Устинову А.Г. в размере 3 000 рублей по уходу за ребенком-инвалидом, а также ежемесячная выплата Аллент М.В. как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, являются ежемесячными выплатами и учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.

Кроме того, установлено, что семья Аллент М.В. является получателем меры социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ на оплату ЖКУ) как семья, имеющая ребенка-инвалида в 50-процентном размере от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер субсидии определяется как разница между расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и размером ЕДВ на оплату ЖКУ.

Установлено, что за период с июня 2015 г. по ноябрь 2015 г. семье Аллент М.В. была предоставлена субсидия в размере 40 161,74 руб.

Согласно представленным квитанциям фактический размер оплаты за ЖКУ составил 18 391,24 руб. Сумма переплаты составляет 21 770,50 руб.

Поскольку фактический размер оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги и капитальный ремонт составил 5 251,78 руб., то за период с 01.12.2015 г. по 31.05.2016 г. происходило ежемесячное удержание переплаты в размере 1 167,78 руб.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Разрешая заявленные Аллент М.В. требования, суд обоснованно исходил из того, что принятые начальником отдела назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району Управления по городскому округу Тольятти ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Григоревской О.В. решения от 31.03.2016 г. № 523 и № 524 об отказе в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи для получения социальной стипендии и о прекращении (приостановке) предоставления областной социальной помощи в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума трудоспособного гражданина, не противоречат требованиям законодательства о социальной государственной помощи и не нарушают права заявителя.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решений начальника Отдела назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» (г. Тольятти) от 31.03.2016 г. № 523 и № 524.

Доводы апелляционной жалобы Аллент М.В. о необоснованном включении в доход семьи социальной стипендии, ежемесячной доплаты по уходу за ребенком-инвалидом, ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, и ЕДВ на оплату ЖКУ, повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении суда, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аллент М.В. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи