Судья: Кузина Н.Н. Дело № 33а-15975/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова А.Е., Черкуновой Л.В.,
при секретаре – Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Москвитина В.И. к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
по апелляционной жалобе Москвитина В.И. на решение Волжского районного суда Самарской области от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Москвитина В.И. к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, отказать.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Москвитина В.И. – Попечителевой М.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Москвитин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самары, указав, что является собственником земельного участка, площадью 250 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Для оформления прилегающего земельного участка площадью 177 кв.м в собственность за плату через процедуру перераспределения 11.04.2017 Москвитин В.И. обратился с соответствующим заявлением в администрацию г.о. Самара. Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самары от 15.05.2017 №РД-1232 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в его собственности, на основании п.16 ст.11.10, пп.11 п.9 ст.39.29, п. 6 ст.11.9 ЗК РФ с указанием на то, что образуемый земельный участок находиться в зоне полосы отвода железной дороги, использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне. Москвитин В.И. считает указанное распоряжение незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок находиться в его пользовании более 30 лет, участок не изымался, не резервировался, используется по назначению. По мнению административного истца, испрашиваемый земельный участок ошибочно отнесен Департаментом градостроительства г.о.Самара к полосе железной дороги, поскольку соседние земельные участки к полосе отвода железной дороги не относятся, используются физическими лицами для садоводства более 30 лет. Согласно ответу ОАО «РЖД» испрашиваемый земельный участок к полосе отвода железной дороги не относиться.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Москвитин В.И., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Москвитина В.И. – Попечителева М.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч.3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Москвитин В.И. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 250 +/- 6 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый №.
11.04.2017 Москвитин В.И. обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в его собственности. К заявлению приложил схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 427 кв.м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером № площадью 250 кв.м прилегающего земельного участка площадью 177 кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.05.2017 № РД-1232 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании п.16 ст.11.10, пп.11 п.9 ст.39.29, п. 6 ст.11.9 ЗК РФ, со ссылкой на то, что образуемый земельный участок расположен в зоне полосы отвода железной дороги. Указано, что на основании Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61 (далее Правила).
В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара и топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара испрашиваемые земельные участки площадью 250 кв.м и 177 кв.м, находятся в полосе отвода железной дороги по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. № 61.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о законности распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.05.2017 № РД-1232 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков», и обоснованно отказал в удовлетворении требований, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы административного истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе об использовании испрашиваемым земельным участков более 30 лет, и об ошибочном его отнесении Департаментом градостроительства г.о. Самара отнесен к полосе отвода железной дороги, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.
В силу пункта, «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД г.о. Самара, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
Распоряжением Департамента от 11.11.2011 №Д05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД (далее — положение), устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, её структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
Согласно пункту 1.3 положения ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.12 положения, внесение изменений в сведения, содержащиеся в основных разделах ИСОГД и подразделах раздела 8 ИСОГД, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления либо полученной Департаментом из иных источников, путем анализа имеющейся информации (в отношении сведений подразделов раздела 8 ИСОГД).
Таким образом, информация о наличии или отсутствии, месте расположения планировочных ограничений, полученная от иных органов и организаций не может быть принята судом как достоверная, ввиду исключительности полномочий Департамента в данном вопросе.
При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства г.о.Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о. Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных административными истцами координат поворотных точек, не имеется.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог (далее – полоса отвода) – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станции, водоотводных и укрепительных устройств, защитных поло лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 2 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также для установления полос отвода и охранных зон железных дорог. При этом свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка, границы полосы отвода железных дорог устанавливается с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 № 126 «Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».
При этом ширина земельных участков, отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств) устанавливается от 24 до 52 м. для насыпей высотой до 12 м., от 26 до 60 м. для выемок глубиной до 12 м. и от 50 до 100 м. для участков с особыми природными условиями местности. Кроме того, при размещений железнодорожных путей I и II категорий на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, для устройства в будущем дополнительного (второго, третьего и пр.) пути ширину земельных участков необходимо устанавливать на 10 метров больше приведенных размеров, а при размещении железнодорожных путей I и II категорий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях лесного фонда Российской Федерации дополнительная ширина земельных участков выделяется в охранную зону.
Земельные участки, расположенные в границе полосы отвода железной дороги, приватизации в частную собственность не подлежат, так как в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» являются федеральной собственностью и предоставлены ОАО «РЖД» в аренду в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. №264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги».
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, являются ограниченными в обороте.
В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Таким образом, учитывая наличие оснований, препятствующих предоставлению в собственность испрашиваемого земельного участка, обжалуемое административным истцом распоряжение вынесено законно и обоснованно, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судебная коллегия отмечает, что административный истец не лишен права повторно обратиться в орган местного самоуправления с указанными требованиями с учетом внесенных изменений в Правила застройки и землепользования г.о.Самара.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется. Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая оценка, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального права судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 02 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Москвитина В.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –