ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15976/18 от 12.09.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Манаева Л.А. Дело № 33а-15976/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2018г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Шикуля Е.В.,

судей: Усенко Н.В., Авиловой Е.О.,

при секретаре Борозненко Л.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Азовского межрайонного прокурора к Администрации Красносадовского сельского поселения Азовского района, Администрации Азовского района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления,

по апелляционной жалобе Администрации Азовского района на решение Азовского городского суда Ростовской области от 21 июня 2018г.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., судебная коллегия по административным делам,

установила:

Азовский межрайонный прокурор (прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации Красносадовского сельского поселения (сельская администрация), Администрации Азовского района (районная администрация).

В обоснование доводов прокурор сослался на то, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Красносадовского сельского поселения расположено одно общественное кладбище, находящееся в п.Красный Сад.

При этом земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, в установленном порядке на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано.

Отсутствие в ЕГРН сведений о границе данного земельного участка и зарегистрированного на него права муниципальной собственности приводит к нарушению прав жителей Красносадовского сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбища, а также препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации Красносадовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища, расположенного в п.Красный Сад; обязать Администрацию Красносадовского сельского поселения принять меры по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища, находящегося в п.Красный Сад Азовского района Ростовской области.

Определением суда от 21.06.2018г., занесенным в протокол судебного заседания, в дело соответчиком привлечена Администрация Азовского района.

Решением Азовского городского суда Ростовской области от 21.06.2018г. требования административного иска прокурора удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие Администрации Азовского района, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища, расположенного в п.Красный Сад, обязал указанного административного ответчика принять меры по постановке на кадастровый учет данного земельного участка.

В требованиях к Администрации Красносадовского сельского поселения судом было отказано.

В апелляционной жалобе Администрация Азовского района просит об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм процессуального права.

В обоснование доводов жалобы районная администрация ссылается на то, что решением Азовского районного Собрания депутатов от 15.03.2017г. №35 утверждено Положение о Комитете имущественных отношений Азовского района, согласно которому комитет, являясь отраслевым органом Администрации Азовского района, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе и земельными участками. Суд незаконно, как указывает заявитель жалобы, не привлек к участию в деле Комитет имущественных отношений Азовского района и вынес решение в отношении ненадлежащего ответчика.

В заседание суда апелляционной инстанции явилась прокурор отдела прокуратуры Ростовской области, ФИО1, просила решение городского суда оставить без изменения, апелляционную жалобу районной администрации -без удовлетворения.

В отношении надлежащим образом извещенных и неявившихся представителей Администрации Красносадовского сельского поселения, Администрации Азовского района дело рассмотрено в порядке ч.2 ст. 150 КАС РФ.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены постановленного решения. Право обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено законом (ст.218 КАС РФ). Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и охраняемых интересов лиц, что следует из системного толкования положений ст.ст.218, 227 КАС РФ.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.14) предусмотрено, что вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского, сельского поселения.

В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Согласно ст. 16 Закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

В ходе разбирательства дела по существу судом было установлено, что на территории Красносадовского сельского поселения расположено одно общественное кладбище, находящееся в п.Красный Сад. При этом земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, в установленном законом порядке на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано, что нарушает права жителей Красносадовского сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбища, а также препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Данные обстоятельства не оспаривались административными ответчиками в ходе разбирательства дела по существу.

Проанализировав представленные в дело доказательства применительно к действующему законодательству с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, суд пришел к выводу о том, что непринятие районной администрацией в установленном законом порядке мер по установлению границ вышеупомянутого участка на местности, а также по регистрации на него права собственности, привело к нарушению прав жителей поселка на организацию и благоустройство территории кладбища.

Разрешая спор, суд исходил из содержания абз. 4 ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому предоставление земельных участков (государственная собственность на которые не разграничена), расположенных на территории сельского поселения, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит данное сельское поселение, в связи с чем требования были удовлетворены в отношении районной администрации.

Возражения представителя районной администрации относительно того, что при наличии Комитета имущественных отношений Азовского района, уполномоченного на управление и распоряжение муниципальным имуществом, иск к Администрации Азовского района заявлен, как к ненадлежащему ответчику, судом отклонены, как противоречащие положениям п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, притом, что Комитет имущественных отношений Азовского района является отраслевым органом Администрации Азовского района.

С вышеизложенными выводами городского суда надлежит согласиться, поскольку они постановлены в точном соответствии с законом, регулирующим спорные правоотношения, при правильной оценке юридически значимых для разрешения дела обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда, правильности выводов городского суда не опровергают, ссылок на обстоятельства, способные повлиять на исход дела, не содержат.

Поскольку процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба- без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Азовского городского суда Ростовской области от 21 июня 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Азовского района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: