ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-16114/17 от 22.12.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Болохова О.В. Дело № 33а-16114/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Шилова А.Е., Черкуновой Л.В.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пуриной Э.П., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего Пурина Б.И. о признании незаконным отказа администрации м.р. Ставропольский Самарской области в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка,

по апелляционной жалобе Пуриной Э.П., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего Пурина Б.И. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 25 сентября 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Пуриной Э.П., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего Пурина Б.И. о признании незаконным отказа Администрации м.р. Ставропольский Самарской области в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, возложении обязанности бесплатного предоставления земельного участка либо применении иной меры социальной поддержки – отказать.

В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Управление Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права – отказать.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пурина Э.П., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Пурина Б.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации м.р. Ставропольский Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что 04.05.2017 Пурина Э.П. родила третьего ребенка Пурина Б.И., в связи, с чем её семья стала многодетной. 13.06.2017 Пурина Э.П. обратилась в администрацию м.р. Ставропольский с заявлением о принятии на учет граждан, имеющих троих и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участка из земель, находящихся в муниципальной собственности м.р. Ставропольский Самарской области. Уведомлением от 19.06.2017 № 5188 Пуриной Э.П. отказано в постановке на учет, поскольку в соответствии с Законом Самарской области «О земле» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, осуществляется однократно, при этом, ранее административному истцу её детям Ульяновой Е.С. и Ульяновой С.С. на основании постановления администрации м.р. Ставропольский Самарской области от 07.04.2017 №2778 в общую долевую собственность предоставлен земельный участок, для индивидуального жилищного строительства. Пурина Э.П., учитывая, что ранее земельный участок предоставлялся без учета третьего ребенка, считает данный отказ незаконным, свои права нарушенными.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Пурина Э.П. просила суд признать незаконным отказ администрации м.р. Ставропольский в постановке на учет по программе «Многодетная семья» в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка Пуриной Э.П. и Пурину Б.И., 04.05.2017 года рождения в лице законного представителя Пуриной Э.П.; обязать администрацию м.р. Ставропольский предоставить Пуриной Э.П. и Пурину Б.И. 04.05.2017, года рождения в лице законного представителя Пуриной Э.П. бесплатно в собственность земельный участок установленного законом размера либо заменить иной мерой социальной поддержки, будь то жилье либо денежная компенсация соразмерная стоимости земельного участка по программе «Многодетная семья». Также просила обязать Управление Росреестра по Самарской области в случае предоставления Пуриной Э.П. и Пурину Б.И., 04.05.2017 года рождения в лице законного представителя Пуриной Э.П. земельного участка по программе «Многодетная семья» произвести регистрацию в установленном законом порядке.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Пурина Э.П., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

Лица, участвующие в деле, в заседании судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно.

В соответствии с частью 1.1 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле» (далее - Закон о земле) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

В соответствии с частью 10 статьи 9 Закона о земле земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. Предоставление земельных участков в случае, предусмотренном настоящей частью, осуществляется при наличии определенных условий. Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются в порядке, определенном статьей 10.3 Закона о земле.

В соответствии с частью 11 статьи 9 Закона о земле соответствие условиям, предусмотренным частью 10 статьи 9 Закона о земле, необходимое для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается на момент подачи заявления о постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Учет).

В соответствии е частью 10 статьи 10.3 Закона о земле земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона, бесплатно в порядке очередности. Порядок формирования очереди в отношении земельных участков, указанных в абзаце первом части 6 настоящей статьи, определяется Законом Самарской области от 13.04.2015г. № 37-ГД «О порядке постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Порядок постановки на учет).

С целью постановки на учет заявители обращаются в орган местного самоуправления в Самарской области, уполномоченный осуществлять Учет в муниципальном районе (городском округе), на территории которого постоянно проживают Заявители (далее - Уполномоченный орган) с заявлением и приложением к нему необходимых документов, перечень которых установлен в статье 2 Порядка постановки на учет.

Основаниями для отказа в постановке на учет в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 13.04.2015 № 37-ГД «О порядке постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» является приобретение Заявителем и (или) вторым родителем детей после 1 марта 2015 года земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно по основаниям, указанным в статье 9, статье 10.4 Закона Самарской области «О земле».

Из материалов дела следует, что семья Пуриной Э.П. является многодетной, и относится к категории граждан, имеющих право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка в собственность или в аренду по месту жительства.

В рамках реализации своего права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, 13.06.2016 Пурина Э.П. обратилась в администрацию м.р. Ставропольский Самарской области с соответствующим заявлением о принятии на учет граждан, имеющих троих и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участка из земель, находящихся в муниципальной собственности м.р. Ставропольский Самарской области.

Уведомлением от 19.06.2017 № 5188 Пуриной Э.П. отказано в постановке на учет, поскольку в соответствии с Законом Самарской области "О земле" предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, осуществляется однократно.

Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Пуриной (Ульяновой) Э.П. и ее несовершеннолетним детям Ульяновой Е.С. и Ульяновой С.С. на основании постановления администрации м.р. Ставропольский от 07.04.2017 № 2778 в соответствии с подп. «б» п.2 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» (молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов, в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет) предоставлен в общую долевую собственность (по 1/3 доли) бесплатно для индивидуальной жилой застройки земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов площадью 805 к.в.м., расположенный по адресу: <адрес>

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ администрации м.р.Ставропольский в постановке на учет граждан, имеющих 3-х и более детей и желающих бесплатно приобрести земельный участок по заявленному в нем мотиву, основан на нормах действующего законодательства, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Учитывая изложенное, суд также обосновано отказал в удовлетворении требований о возложении на Управление Росреестра обязанности произвести государственную регистрацию права, поскольку административному истцу отказано в удовлетворении требований о постановке на учет и предоставлении земельного участка.

Доводы административного истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что предоставленный в рамках программы «Молодая семья» на основании постановления администрации м.р. Ставропольский от 07.04.2017 № 2778 земельный участок выдан до рождения третьего ребенка, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.

Как указано выше, в соответствии с действующим законодательством у ответчика отсутствуют правовые основания для предоставления административному истцу по программе «Многодетная семья» бесплатно земельного участка, поскольку ранее право на получение бесплатно в собственность земельного участка по основанию указанному в ст. 9 «Закона о земле» административным истцом реализовано, так же отсутствуют основания для замены права на предоставление бесплатно земельного участка иной мерой социальной поддержки, в том числе предоставлением жилья либо денежной компенсации соразмерная стоимости земельного участка по программе «Многодетная семья».

Абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса (в ред. до 01.03.2015) полномочия по установлению случаев и порядка бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в свою очередь Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" содержит конкретный перечень необходимых условий для постановки на учет для бесплатного предоставления земельного участка, часть 1.1. статьи 9 данного закона прямо предусматривает, что если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в настоящей статье, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Ранее истице предоставлен земельный участок на основании пп. б п. 2 ч. 3
ст. 9, Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (как молодой семье), в связи с чем администрацией правомерно отказано в постановке на учет и о включении истицы в реестр граждан имеющих троих и более детей и желающих бесплатно приобрети земельные участки.

Ссылки в жалобе на то, что административному истцу и ее сыну должны были быть предоставлены иные меры социальной поддержки, не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер.

Ссылки в жалобе на судебную практику не могут служить основанием для изменения обжалуемого решения, так как в силу части 1 статьи 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную им при рассмотрении спора в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не влияют на правильность принятого судом решения, направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы автора жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 310 КАС РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пуриной Э.П. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –