ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-16136/18 от 23.01.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Бурунова С.В. Дело №33а-533/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 23 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

судей: Бушминой А.Е. и Есыревой Е.В.

при секретаре судебного заседания – Ивановой К.А.

с участием: Курносова С.А. и представителя административных ответчиков по доверенностям Погодиной Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Самарцевой В.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Курносова С.А. на решение Нижегородского районного суда города Н.Новгород от 26 сентября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Курносова Сергея Алексеевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородского района. Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об оспаривании отказа в предоставлении разрешения па размещение объектов благоустройства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установила:

Курносов С.А. обратился в Нижегородский районный суд г. Н.Новгород с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что он обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского района Нижегородской области с заявлением о предоставлении разрешения на размещение на муниципальном земельном участке с кадастровым номером площадью 1247 кв.м., имеющем адресные ориентиры: ФИО3<адрес> т.е. смежный с участком заявителя), объектов под благоустройство (с учетом последующего заявления об уточнении и дополнении); п. 4 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ №1300 от 03.12.2014, элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) предусмотрены в качестве объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся с государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Письмом и.о. Председателя КУМИ Кстовского муниципального района от 07.08.2018 №15/5714 Курносову С.А. сообщено об отказе в удовлетворении его заявления. Мотивом отказа избран п.п. «в» п. 10 постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213: указано, что размещение запрошенных объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (личное подсобное хозяйство), также указано, что Комитетом принято решение о проведении аукциона в отношении названного участка.

Истец считает, что данный отказ является незаконным в силу того, что принимая решение об отказе, Комитетом не учтено, что постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2018 № 377 в постановление Правительства от 15.04.2015 г. № 213 внесены изменения, в частности в п. 2 и в п.п. «в» п. 10 Положения, согласно которым размещение объектов должно соответствовать документам планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, землеустроительной документации, правилам благоустройства соответствующего муниципального образования, за исключением случая размещения объектов, указанных в п. 4 Перечня. В свою очередь заявитель просил разрешить размещение объектов благоустройства и малых архитектурных форм, что предусмотрено п. 4 федерального постановления № 1300; в соответствии с п.п. «в» п. 10 Постановления 2015 г. № 213 решение б отказе в размещении объекта принимается в случае, если размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (за исключением размещения объектов, указанных в п. 4 Перечня № 1300); таким образом, нормативно, п. 4 Перечня № 1300, является исключением и правил о недопустимости противоречия разрешенному использованию в этом случае не применяется, а оспариваемый отказ принят без учета изменений, сделанных Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2018 №377; само по себе представление заявителю земельного участка под размещение объекта, включенного в п. 4 Перечня № 1300, не исключает использование участка в соответствии с его разрешенным использованием (под ЛПХ), поскольку для размещения истцом указан лишь 1 навес для с/х техники, а использование такой техники прямо предусмотрено законом о ЛПХ (ст.6); в случае, если кто-то изъявит желание приобрести этот земельный участок в собственность, то выданное истцу разрешение будет подлежать отмене в установленном порядке как это указано в постановлении Правительства Нижегородской обл. от 15.04.2015 № 213; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 и Нижегородской области 2015 г. № 213 обоснованность и целесообразность органом местного самоуправления не проверяются, такого основания для отказа п. 10 Положения, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области 2015 г. № 213, не содержит; полномочий (о проверке целесообразности, обоснованности и необходимости) у муниципалитета в данном случае нет. В свою очередь разрешенным использованием испрашиваемого истцом земельного участка является личное подсобное хозяйство, которое согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» понимается как форма предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, регистрации личного подсобного хозяйства не требуется (ч.2 ст. 3), может вестись лишь их учет, сведения для которого предоставляются гражданами на добровольной основе (ч. 1 ст. 8); в силу ст. 6 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство; следовательно, размещение на таком участке нестационарных некапитальных объектов и с/х техники, не противоречит указанному разрешенному использованию; более того, указанными положениями Закона «О личном подсобном хозяйстве» прямо предусмотрено использование с/х техники и транспортных средств для ведения ЛПХ, в связи с чем благоустройство территории под место для своего автомобиля и сельхозтехники не противоречит имеющемуся разрешенному использованию. Согласно приказу Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014 личное подсобное хозяйство (код 2.2) включает в себя, в т.ч. размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; согласно с.17 ст. 51 UHR РФ для строительства гаража, строений и сооружений вспомогательного использования, разрешение на строительство не требуется; п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 в качестве объектов, которые можно размещать на муниципальных участках предусмотрены: 1) элементы благоустройства территории и 2) малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики), в качестве объектов для размещения на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности; согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 613 элементами благоустройства территории являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения; на основании п. 3.11 СП 82.133.30 СНиП III-0-75 «Благоустройство территорий», утв. Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972, малыми архитектурными формами являются - искусственные садово-парковые композиции, беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и др.; размещение перечисленных объектов не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием и пр.; с учетом заявления о дополнении истец просил разрешить размещение на земельном участке нестационарного павильона, навеса, навеса для сельхозтехники. Истец считает, что оспариваемый отказ Комитета противоречит приведенным выше нормативным положениям, в т.ч. Постановлению Правительства Нижегородской обл. от 24.05.2018 № 377, которым внесены изменения в постановление 2015 г. № 213 и объекты, указанные в п.4 федерального Перечня № 1300 (т.е. благоустройство и малые архитектурные формы) являются исключениями, в связи с чем размещение таких объектов не должно соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, землеустроительной документации, правилам ‘благоустройства соответствующего муниципального образования (п.2 и в п.п. «г», «в» п.10 Положения Нижегородской обл. 2015 г. № 213 с учетом последующих изменений); что касается доводов Комитета о проведении аукциона в отношении земельного участка, то такого основания Постановлением Правительства Нижегородской обл. от 15.04.2015 № 213 не предусмотрено, вводить новые основания Комитет не вправе. Согласно п.п. «ж» п. 10 можно отказать в размещении объекта только в случае поступления заявления о проведении аукциона о его продаже или на право заключения договора аренды; однако такого заявления не поступало, следовательно, указанного обстоятельства не имеется и по этому основанию (п.п. «ж») заявителю не отказывали; до того как истец обратился. Комитет, с момента межевания участка (2008 г.) на протяжении более чем 100 лет на аукцион его не выставлял, а как истец обратился, они якобы сразу решили его выставить, и указывают это как дополнительное основание для отказа (хотя и не предусмотренное областным положением); принятое в процессе рассмотрения заявления решение о выставлении участка на аукцион не предусмотрено как основание для отказа; такая модель поведения Комитета содержит в себе признаки недобросовестности, поскольку как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в абз. 3 п. 1 постановления 2015 г. № 25, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны; если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (абз. 5 п. 1 постановления Пленума 2015 № 25). Доводы Комитета со ссылкой на решение о проведении аукциона не соответствуют Положению, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области 2015 г. № 213, также являются несостоятельными, т.к. в случае прекращения права муниципальной собственности на земельный участок, разрешение будет просто подлежать отмене в установленном порядке (п.20,21 областного положения №213 - уполномоченный орган принимает решение о досрочном прекращении использования земель в случае предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу).

По этим основаниям Курносов С.А. просил суд первой инстанции признать незаконным отказ КУМИ Кстовского муниципального района в предоставлении Курносову С.А. разрешения на размещении объектов благоустройства, формализованный письмом от 07.08.2018 и обязать соответствующих лиц устранить допущенные нарушения.

Решением Нижегородского районного суда города Н.Новгород от 26 сентября 2018 года Курносову С.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В апелляционной жалобе Курносов С.А. просит решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 сентября 2018 года отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. В судебном заседании суда апелляционной инстанции Курносов С.А. дополнил доводы апелляционной жалобы. Письменное дополнение к апелляционной жлобе Курносова С.А. приобщено к материалам настоящего дела.

В судебном заседании Курносов С.А. доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, поддержал, просил суд отменить решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 сентября 2018 года.

Представитель административных ответчиков – Погодина Н.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи, с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 и ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С доводами апелляционной жалобы Курносова С.А. судебная коллегия не может огласиться по следующим мотивам и основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строи тельных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения: 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч.3 ст. 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение статей 39.33 и 39.36 ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (ред. от 30.06.2018) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пункт 4 которого предусматривает элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В настоящий момент действуют Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (утв. Приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр), разработанные в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов. В указанных Методических рекомендациях раскрываются такие понятия, как «объекты благоустройства», «элементы благоустройства», а также определяются деятельность по благоустройству территорий, круг участников деятельности по благоустройству и пр. Данные Методические рекомендации предполагаются в качестве ориентира при разработке региональных норм.

Из содержания указанных Методических рекомендаций следует, что к объектам благоустройства на территориях общественного назначения относятся общественные пространства населенного пункта, участки и зоны общественной застройки, которые в различных сочетаниях формируют все разновидности общественных территорий муниципального образования: центры общегородского и локального значения, многофункциональные, примагистральные и специализированные общественные зоны муниципального образования.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных" участков, согласно которому благоустройство предусмотрено на земельных участках среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, земельных участках (территориях) общего пользования.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм следует, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, предполагает общее пользование указанными объектами, расположенными на землях, не имеющих признака индивидуального (личного) пользования.

Судебная коллегия находит этот вывод суда первой инстанции правильным, основанным на правильном толковании и применении норм права.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015

№ 213 (ред. от 24.05.2018, с изм. от 13.06.2018) утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области (далее - Положение, утвержденное Постановлением Правительства НО от 15.04.2015 г. №213), согласно которому:

1. настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ и применяется для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - объект), на территории Нижегородской области.

2. объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании договоров о размещении объекта, заключенных в соответствии с решениями следующих уполномоченных органов:

органов местного самоуправления муниципального района, городского округа или городского поселения Нижегородской области, на территории которых находятся соответствующие земли или земельные участки, в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).

Размещение объектов должно соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, землеустроительной документации, правилам благоустройства территории соответствующего муниципального образования, за исключением случая размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня.

3. заинтересованное в размещении объекта физическое или юридическое лицо обращается в уполномоченный орган (лично или с использованием почтовой связи) по месту предполагаемого размещения объекта с заявлением. Заявление также может быть подано путем направления электронного документа на официальную электронную почту уполномоченного органа».

Пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, предусмотрено содержание заявления, пунктом 5 - приложение к заявлению.

Согласно п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 13, уполномоченный орган в течение 30 дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, за исключением случаев, установленных в пункте 9.1 настоящего Положения, принимает решение о размещении объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута (далее - решение о размещении объекта) и заключает договор о размещении объекта, за исключением случаев, установленных пунктом 18 настоящего Положения, либо принимает решение об отказе в размещении объекта на предполагаемых к использованию землях или земельном участке без предоставления земельного участка и установления сервитута (далее - решение об отказе в размещении объекта).

В соответствии с п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 №213, решение об отказе в размещении объекта принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 и 5 настоящего Положения;

б) в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300;

в) размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня) либо к нарушению транспортных или пешеходных связей и существующих объектов благоустройства;

г) размещение объекта (объектов) на землях (земельных участках), предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Нижегородской области (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня);

д) на предполагаемых к использованию землях или земельных участках расположены здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня, в случае, если на предполагаемом к использованию земельном участке расположены здания, сооружения или другие строения, на которые отсутствуют зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости права);

е) местоположение земель или земельных участков, предполагаемых к использованию, полностью или частично совпадает с местоположением земельного участка:

- предоставленного иным лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, в случае если отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Земельного кодекса Российской Федерации основания для прекращения соответствующего права;

в отношении которого поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;

в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

изъятого из оборота;

изъятого для государственных или муниципальных нужд;

в отношении которого органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона;

в отношении которого поступило предусмотренное пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пп. 8 ст. 39.11 ЗК РФ;

на котором предполагается размещение нестационарного торгового объекта в рамках заключенного договора на его размещение или объявлен аукцион на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов;

ж) размещение объектов, указанных в пунктах 4, 26, 27 Перечня, не соответствует правилам благоустройства территории муниципального образования, утвержденным органом местного самоуправления;

з) размещение ограждающих устройств, обеспечивающих регулирование въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств, повлечет ограничение доступа на территорию общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц;

и) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, включен в перечни земельных участков, подлежащих предоставлению отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Нижегородской области.

В силу п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213, в решении об отказе в размещении объекта указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Положения.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов административного дела, Курносов С.А. первоначально 27.07.2018 обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района с заявлением о разрешении размещения на земельном участке с кадастровым номером площадью 1247 кв.м., имеющим следующие адресные ориентиры: <адрес>, следующих объектов: под благоустройство парковочного места на срок 3 года.

Впоследствии Курносов С.А. обращался в Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области с уточнениями (дополнениями) к заявлению, а именно 01.08.2018 и 02.08.2018.

С учетом изложенного в указанных заявлениях он просил рассмотреть их совместно с первоначальным заявлением и разрешить размещение на земельном участке 52:26:0030026:449 нестационарного павильона и навеса, навеса для сельхозтехники.

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района от 07.08.2018 №15/5734 Курносову С.А. отказано в размещении объектов.

Согласно решению от 07.08.2018 . Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района на заявление Курносова С.А. о выдаче решения о размещении объекта: «нестационарного павильона и навеса, навеса для сельхозтехники», на землях площадью 1247 кв.м, с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, согласно приложенной схеме, в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, сообщает следующее: согласно полученного заключения управления архитектуры и градостроительства администрации Кстовского муниципального района земельный участок с кадастровым номером в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения «Большеельнинский сельсовет» расположен в территориальной жилой зоне Ж-1 - застройка малоэтажная (1-2 эт.) индивидуальная жилая с приусадебными участками: градостроительным регламентом, установленным для зоны Ж-1, ведение личного подсобного хозяйства отнесено к основному виду разрешенного использования, площадь земельного участка соответствует предельным размерам земельных участков (от 200 м. до 1500 кв.м.); размещение на земельном участке с кадастровым номером нестационарного павильона, навеса, навеса для сельхозтехники приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. Кроме того, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района принято решение о проведении аукциона в отношении вышеназванного земельного участка; таким образом, в соответствии с п.п. «в» п. 10 постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области» заявителю отказано в выдаче разрешения на размещение объектов.

18.09.2018 Курносову С.А. направлены дополнения (исх. ) к письму от 07.08.2018 , согласно которым: согласно заключения управления архитектуры и градостроительства объектами благоустройства территории являются территории муниципального образования, т.е. земли общего пользования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально планировочные образования, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственные восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования; проектирование и эксплуатация элементов благоустройства обеспечивает требования охраны здоровья человека, исторической и природной среды, создают технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения на территории муниципального образования; размещение элементов благоустройства на территории общего пользования с целью создания удобной и привлекательной среды для населения осуществляется органами местного самоуправления поселения; классификатором видом разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 , благоустройство предусмотрено только на придомовых территориях многоквартирных домов и на территориях общего пользования; учитывая изложенное, земельный участок с кадастровым номером не является территорией общего пользования и размещение элементов благоустройства не представляется возможным.

Посчитав незаконным отказ КУМИ Кстовского муниципального района в предоставлении Курносову С.А. разрешения на размещении объектов благоустройства, формализованный письмом от 07.08.2018 , Курносов С.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что не имеется правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Курносова С.А. в полном объеме.

Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из того, что предмет заявления Курносова С.А. по своему содержанию (размещение объектов - нестационарного павильона и навеса, навеса для сельхозтехники - в целях личного пользования) не подпадает под действие ст. 39.36 ЗК РФ и ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 .

Этот вывод суда основан на материалах настоящего дела.

Так из материалов дела следует, что Курносову С.А. на праве собственности принадлежит 1/3 доля земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 1247 кв. м. является соседним участком с земельным участком с кадастровым номером , и находится в муниципальной собственности, имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, указанный земельный участок с кадастровым номером не относится к землям общего пользования, а, следовательно, на нем не могут быть размещены нестационарный павильон и навес, как объекты благоустройства, об установке которых просил Курносов С.А..

Так же из смысла административного искового заявления Курносова С.А. следует, что размещение объектов благоустройства в виде нестационарного павильона и навеса предусматривает его личное использование этих объектов, а не общедоступное их использование неопределенным кругом лиц.

Курносов С.А. так же просил административного ответчика разрешить разместить ему объекты: навес для размещения сельскохозяйственной техники, ссылаясь при этом на положения Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О личном подсобном хозяйстве".

Это требование административного истца также является необоснованным.

Согласно ч.2 ст. 2. Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Положениями ст.3 того же закона предусмотрено, что граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется (ч.2).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (ч.4).

Суд первой инстанции правильно истолковал приведенные нормы права, указав, что размещение сельхозтехники и организация навесов для сельхозтехники предусмотрено в том случае, если гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство, земельный участок, на котором предполагается размещение навеса под сельхозтехнику и сельхозтехника, предоставлен в соответствии с земельным законодательством.

Установка навеса для сельхозтехники и размещение сельхозтехники на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, без его предоставления в соответствии с земельным законодательством, не предусмотрено Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О личном подсобном хозяйстве".

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, а доводы Курносова С.А., изложенные им как в административном исковом заявлении, так и в апелляционной жалобе с дополнениями основаны на неправильном толковании норм права.

Судебная коллегия согласна и с выводом суда первой инстанции о том, что указание в решении административного ответчика от 07.08.2018 в качестве основания к отказу п.п. «в» п. 10 постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 №213. не может повлечь признание его незаконным, поскольку в оспариваемом решении органа местного самоуправления от 07.08.2018 с учетом дополнения от 18.09.2018 отражено, что земельный участок, на котором Курносов С.А. намерен разместить объекты, не относится к землям общего пользования, а указанные им объекты не относятся к объектам благоустройства.

Указание в решении суда первой инстанции на то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 52:26:0030026:449 выставлен административным ответчиком на аукцион, свидетельствует о том, что собственник земельного участка реализует свое право на распоряжение этим участком.

Основанием к отказу в удовлетворении требований Курносова С.А. это обстоятельство не является, поскольку суд первой инстанции проверял обоснованность исковых требований Курносова С.А., указанных им в своем административном исковом заявлении.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Давая правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам, в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, пришел к верному выводу, что отказ в удовлетворении заявления, направленного на создание искусственных условий для использования в личных целях земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в обход конкурсных процедур, предусматривающих, в том числе, возмездное пользование землей, не может быть признан нарушающим права и законные интересы административного истца.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права, неправильном определении административным истцом обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

При этом доводы апелляционной жалобы в полной мере опровергаются материалами настоящего дела.

Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, а также учитывая, что судом нормы материального права применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

определила:

решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 сентября 2018 года по настоящему делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу Курносова С.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: