ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1615/19 от 11.03.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Краснов В.Б. Дело № 33а-1615/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Вдовиченко С.В.

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 11 марта 2019 года административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 ноября 2018 года, которым административный иск прокурора г. Сыктывкара удовлетворен.

Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 3 пункта 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар", без предоставления земельных участков и установления сервитута", утвержденного Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.12.2015 № 12/3997, в части требования от заявителей предоставления схемы границ земельного участка в императивно определенных электронных форматах dwg, dxf, prx, cmmCredo.

Возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии данного решения в официальном печатном издании для опубликования нормативных правовых актов администрацией МО ГО "Сыктывкар" и администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" - еженедельной городской газете "Панорама столицы" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад материалов дела судьи Машкиной И.М., объяснения представителя прокуратуры Республики Коми Скворцовой Е.А., представителя административного ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" ФИО1, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с административным иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным пп. 3 п. 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар", без предоставления земельных участков и установления сервитута", утвержденного Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.12.2015 № 12/3997, в части требования от заявителей предоставления схемы границ земельного участка в императивно определенных электронных форматах dwg, dxf, prx, cmmCredo, ссылаясь в обоснование административного иска на незаконность нормативного правового акта в оспариваемой части как противоречащего действующему федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Определением суда к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечен глава МО ГО "Сыктывкар" - руководитель администрации МО ГО "Сыктывкар".

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал.

Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" ФИО1 возражал против удовлетворения административного иска, заявив о необоснованности требований.

Глава МО ГО "Сыктывкар" - руководитель администрации МО ГО "Сыктывкар" о времени и месте рассмотрения административного дела извещен судом в порядке, предусмотренном статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд не явился.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц и принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе административным ответчиком ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.12.2015 № 12/3997 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар", без предоставления земельных участков и установления сервитута".

Оспариваемым подпунктом 3 п. 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар" определено, что для получения муниципальной услуги заявитель подает в отдел по организации предоставления муниципальных услуг МБУ "ГИКЦ", на порталы государственных и муниципальных услуг (функций) заявление о предоставлении муниципальной услуги по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении № 2 к административному регламенту, а также в числе прочих документов схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, представляется в электронных форматах dwg, dxf, prx, cmmCredo и в бумажном виде) (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если планируется использование земель или часть земельного участка).

Нормативный правовой акт опубликован в газете "Панорама столицы" № 51/4 (спецвыпуск) 30.12.2015, являющейся в соответствии с Постановлением главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 28.09.2006 № 9/3403 официальным печатным изданием для опубликования нормативных правовых актов администрацией МО ГО "Сыктывкар" и администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар".

Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно установил, что оспариваемые пункты Постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.12.2015 № 12/3997, в части требования от заявителей предоставления схемы границ земельного участка в императивно определенных электронных форматах dwg, dxf, prx, cmmCredo, противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и их положениями нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, обращающихся за предоставлением муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар", порядок предоставления которой регламентирован оспариваемым в части Административным регламентом. В связи с этим правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с данными выводами суда, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным закнам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ Постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2015 № 280 утвержден Порядок и условиях размещения на территории Республики Коми объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок и условиях размещения на территории Республики Коми объектов).

Пунктом 2 Порядка и условий размещения на территории Республики Коми объектов предусмотрено, что заинтересованное в размещении объекта физическое или юридическое лицо либо представитель заявителя обращается в уполномоченный орган по месту предполагаемого размещения объекта с заявлением лично либо через организацию почтовой связи, иную организацию, осуществляющую доставку корреспонденции, либо в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 4 Порядка и условий размещения на территории Республики Коми объектов заинтересованное в размещении объекта физическое или юридическое лицо либо представитель заявителя к заявлению прилагает: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае если заявление подается представителем заявителя; б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости); в) документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях размещения объектов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

Таким образом, из выше приведенных требований пунктов 2, 4 Порядка и условий размещения на территории Республики Коми объектов следует, что конкретный формат предоставления схемы (в электронном виде и (или) на бумажном носителе не указан, и заявитель вправе представить схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, либо одновременно на двух носителях.

С учетом приведенных норм вывод суда в решении о том, что подпункт 3 пункта 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар", без предоставления земельных участков и установления сервитута", утвержденного Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.12.2015 № 12/3997, в части требования от заявителей предоставления схемы границ земельного участка в императивно определенных электронных форматах dwg, dxf, prx, cmmCredo, противоречит нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации, а именно Порядку и условиям размещения на территории Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2015 № 280, является правильным.

Правильно установив, что часть оспариваемого нормативного правового акта противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд правомерно в соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ признал этот нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемая норма административного регламента не предполагает под собой требование дополнительного документа, не предусмотренного Постановлением Правительства РК от 24.06.2015 № 280, Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244, он лишь устанавливает стандарт (формат) документа, имеющего в постановлениях федерального и регионального уровней; у заявителей схемы границ в электронном виде уже имеются, поскольку на их основе готовится бумажный формат, следовательно, никаких дополнительных затрат заявители не несут, при выдаче результата муниципальной услуги заявителю возвращается электронный носитель, не влекут отмену правильного по существу решения.

Пунктом 4 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 6, части 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Как видно из буквального толкования содержания самого подпункта 3 пункта 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар", как верно указал суд первой инстанции, оно содержит требование о предоставлении схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории как в бумажном виде, так и в строго определенных электронных форматах dwg, dxf, prx, cmmCredo, не предоставляя при этом заявителю альтернативы в выборе формата предоставления схемы, что свидетельствует об обязании заявителя, обратившегося за предоставлением такой муниципальной услуги предоставить такую схему в двух видах, и с особенностями в формате, что прямо противоречит требованиям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, и нарушает права заявителей, ограничивая их доступ к получению муниципальной услуги в сфере использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Доводы апелляционной жалобы, приведенные в апелляционной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают и не являются основаниями, предусмотренными статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены по существу правильного решения суда.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-