ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-161/2017 от 13.01.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Ромасловская И.М. Дело № 33а-161/2017 (33а-16905/2016)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 января 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачкова И.Г.,

судей – Шилова А.Е., Лазарева Н.А.,

при секретаре – Лозовой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным отказа Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области в предоставлении права пользования водным объектом,

по апелляционной жалобе Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области на решение Красноглинского районного суда г. Самара от 28 сентября 2016 года, которым постановлено:

«Заявленные требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Нижне-Волжского Бассейнового Водного Управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.06.2016 года №КЕ-12/1838 по заявлению ФИО1 от 20.05.2016 года №2510 о предоставлении права пользования водным объектом.

Обязать Нижне-Волжское Бассейновое Водное Управление Федерального агентства водных ресурсов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем рассмотрения его заявления от 20.05.2016 года №2510 в соответствии с действующим законодательством.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя ФИО1 – ФИО2 (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа Нижне-Волжского Бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области (далее по тексту – Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне–Волжского БВУ) в предоставлении права пользования водным объектом.

В обоснование заявленных требований указано, что 20.05.2016 ФИО1 обратился в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне–Волжского БВУ с заявлением о предоставлении права пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, а именно участка акватории водного объекта (Саратовского водохранилища) площадью 0.011688 кв.м, расположенного: <адрес>, в целях создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами. 17.06.2016 административный ответчик выдал ФИО1 мотивированный отказ в предоставлении права пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование №КЕ-12/1838, указав, что документы представлены с нарушением требований, установленных «Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». При этом административным ответчиком дана ссылка на разъяснения Министерства природных ресурсов РФ и Средне-Волжского филиала Российского Речного Регистра. Согласно этим разъяснениям, норма Водного кодекса РФ, предусматривающая получение разрешительного документа на использование водного объекта для создания стационарных и (или) плавучих платформ, применима в том случае, если целью использования является создание платформ, предназначенных для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, либо обустройство месторождений нефти и газа. Административный истец считает отказ незаконным, поскольку приведенные в нем основания не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и считая свои права нарушенными, ФИО1 просил суд признать незаконным отказ отдела Нижнее-Волжского БВУ от 17.06.2016 №КЕ-12/1838 в предоставлении права пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование; обязать административного ответчика рассмотреть в порядке и сроки, установленные «Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №844 его заявление от 20.05.2016 №2510 о предоставление права пользования водным объектом, а именно участка акватории водного объекта (Саратовского водохранилища) площадью 0.011688 кв.км, расположенного по адресу: <адрес>, с указанными выше географическими координатами.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

Представитель ФИО1 – ФИО2 (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ФИО1, представитель Нижне-Волжского Бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу п.14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь - физическое или юридическое лицо, которым предоставлено пользование водным объектом.

Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.21 Водного кодекса РФ предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса (п.2 ст.21 Водного кодекса РФ).

Статьей 23 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Законодателем установлено обязательное указание в заявлении на предоставление водного объекта в пользование срок, на который заявитель просит предоставить водный объект, а также цель использования водного объекта.

Согласно п.1.1 Положения об отделе водных ресурсов по Самарской области Нижне – Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 09.07.2014 №110, отдел водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Отдел) является структурным подразделением Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Самарской области.

Подпунктом 3.5 п.3 Положения, предусмотрено, что Отдел является представителем Нижнее-Волжского БВУ на территории Самарской области и с возложенными на него функциями осуществляет в том числе, предоставление водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленных Правительством РФ, или частей таких водоемов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Из материалов дела следует, что 20.05.2016 ФИО1 обратился в отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ с заявлением о предоставлении права пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, а именно участка акватории водного объекта (Саратовского водохранилища) площадью 0.011688 кв.м, расположенного: <адрес>, со следующими географическими координатами:

С.Ш.

В.Д.

в целях создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами.

17.06.2016 административным ответчиком подготовлен отказ в предоставлении ФИО1 права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование №КЕ-12/1838, мотивированный тем, что документы представлены с нарушением требований, установленных «Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». Указано, что плавучая конструкция, состоящая из секционной платформы, которая разбирается и собирается и вновь дополняется в течение 20 лет, описанная в проектной документации и представленный комплект документов не соответствует цели водопользования указанной в п.4 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ. При этом административным ответчиком дана ссылка на разъяснения Министерства природных ресурсов РФ и Средне–Волжского филиала Российского Речного Регистра. Согласно этим разъяснениям, норма Водного кодекса РФ, предусматривающая получение разрешительного документа на использование водного объекта для создания стационарных и (или) плавучих платформ, применима в том случае, если целью использования является создание платформ, предназначенных для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, либо обустройство месторождений нефти и газа.

Удовлетворяя заявление, суд согласился с доводами ФИО1 о незаконности оспариваемого отказа по заявленному в нем мотиву. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 представлен полный комплект необходимых документов, предусмотренных Правилами.

Судебная коллегия не может согласиться с изложенными выводами суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование определен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №844 (далее по тексту – Правила).

Согласно п. 9 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются:

а) сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя;

б) наименование и место расположения водного объекта;

в) обоснование вида, цели и срока водопользования.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование установлен также в пунктах 10, 11-14 указанных Правил, к которым относятся в том числе сведения о технических параметрах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности), копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры..

В соответствии с п. 20 указанных Правил исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 30 дней с даты поступления документов:

а)рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства;

б)выполняет расчет параметров водопользования;

в)определяет условия использования водного объекта;

г)обеспечивает согласование условий водопользования с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Пункт 22 Правил предусматривает, что отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю, в том числе, если документы, указанные в пунктах 10, 11 -14 настоящих Правил, предоставлены с нарушением требований, установленных настоящими правилами.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование оформляется согласно требований Приказа МПР от 14.03.2007 г. N 56 "Об утверждении типовой формы Решения о предоставлении водного объекта в пользование".

Пунктом 2.3 типовой формы Решения предусмотрены условия использования водного объекта или его части. Указанные требования согласуются с подпунктом "б" пункта 24 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 844.

Отказ в предоставлении водного объекта в пользование может быть обжалован в судебном порядке (п. 27 Правил).

В силу п. 24 Правил решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:

а) сведения о водопользователе;

б) цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

в) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование;

г) срок водопользования.

Из анализа заявления ФИО1 следует, что оно не соответствует требованиям ч. 1 ст. 23 ВК РФ, п. 9 Правил, так как в нем отсутствует обоснование заявленных вида, цели и срока водопользования - отсутствуют сведения о назначении создаваемой плавучей платформы, не указаны причины необходимости использования водного объекта в течение 20 лет для создания «платформы», эксплуатация которой будет возможна только после окончания ее строительства.

Так, из представленных ФИО1 сведений о технических параметрах сооружений предполагаемых к размещению следует, что на акватории предполагается размещение комплекса плавучих платформ с целью организации отдыха, то есть плавучих платформ рекреационного назначения.

Из разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по рассмотрению обращения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о получении акватории водного объекта в пользование и разъяснении понятий стационарные и (или) плавучие платформы следует, что согласно пункту 4 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ использование водного объекта для создания стационарных и (или) плавучих платформ необходимо осуществлять на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Понятий «стационарная платформа», «плавучая платформа» водное законодательство не содержит.

Министерство полагает, что норма Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающая получение разрешительного документа на использование водного объекта для создания стационарных и (или) плавучих платформ, применима в том случае, если целью использования водного объекта является создание платформ, предназначенных для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, либо обустройства морских месторождений нефти и газа.

В случаях, когда на акватории водного объекта предусматривается размещение зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, в том числе разметка границ акватории водного объекта, а также иное обустройство акватории водного объекта, предусмотренное водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности: использование водного объекта, в силу пункта 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, надлежит осуществлять на основании договора водопользования, предусматривающего плату за использование водного объекта.

Указанные разъяснения также содержат ссылку на то, что в случае выявления нарушений, связанных с нецелевым использованием водных объектов, при осуществлении органом государственной власти государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, Водным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность принудительного прекращения права пользования водным объектом, а также административная" и уголовная ответственность (статьи 10, 41, 68 Водного кодекса Российской Федерации).

Учитывая, вышеизложенное предоставление ФИО1 права пользования водным объектом для размещения комплекса плавучих платформ с целью организации отдыха на воде, а также стоянки маломерных судов, законом не предусмотрено.

Согласно статье 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, на основании договора водопользования.

Частью 2 ст. 16 Водного кодекса РФ предусмотрено, что договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

Таким образом, ФИО1 не лишен права на предоставление заявленного участка акватории в соответствии с действующим законодательством на основании договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе. При этом, в судебном заседании установлено, что 25.10.2016 ООО «Алемакс» обратилось в отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ с заявлением о предоставлении в пользование акваторию водного объекта, на который также претендует ФИО1, для размещения понтонных сооружений для причаливания и отстоя маломерных судов.

Кроме того судебная коллегия учитывает, что в проектно-сметной документации ФИО1 отсутствуют сведения о виде, технических параметрах (длина, ширина и высота сооружения, конструктивные особенности, связанные с обеспечением безопасности) создаваемой платформы, информация о возможности ведения регулярных метеорологических наблюдений (требование п. 12 Правил, п. 2.3 типовой формы Решения), в частности отсутствуют сведения о том, куда в каком количестве будут швартоваться маломерные суда, где на «платформе» будут располагаться швартовые элементы. Как будет организован переход граждан с маломерного судна на «платформу». В представленной проектной документации кратко указываются сведения о функциональном назначении создаваемого объекта - размещение инфраструктуры отдыха (стр. 1 Проекта). Таким образом, в документах, предоставленных ФИО1, имеются разночтения и несоответствия.

Представленная проектно-сметная документация, разработанная ООО Спектр групп», не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», СП 48.13330.2011 «Организация строительства», ГОСТа Р 21.1101-2013, техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623, ГОСТу Р 55561-2013, ГОСТу Р 54523-2011, СТО ПОСТРОЙ 2.30.154-2014 «Гидротехнические работы. Системы удержания плавучих сооружений в месте эксплуатации», СТО НОСТРОЙ 2.30.155-2014 «Гидротехнические работы. Правила проведения обследования и мониторинга режима эксплуатации и технического состояния плавучих сооружений и их систем удержания», поскольку в представленной документации отсутствуют разделы: «Смета на строительство», «Рабочая документация», содержащая рабочие чертежи, документы, спецификации и являющаяся основанием для реализации принятых в проекте решений. В проектной документации срок строительства объекта необоснованно завышен, и не отвечает нормам продолжительности строительства, предъявляемым для создания подобных объектов СНиП 1.04.03-85* (Часть 2. Речной транспорт).

Письмом Средне-Волжского филиала Российского Речного Регистра от 15.09.2016 г. №СВФ-25.6-0953 в адрес ФИО1, разъясняется, что причалы плавучие и понтоны речные являются объектами технического регулирования Регламента, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623, относятся согласно классификации к «Судам» под кодом ОКП 74 2980 9 «причалы плавучие, понтоны речные», и что к эксплуатации допускаются объекты, имеющие судовые документы в соответствии с КВВТ РФ и свидетельство о классификации, выданные в установленном порядке.

При этом, классификация и освидетельствование объектов, размещаемых на внутренних водных путях выполняет Российский Речной Регистр, руководствуясь Положением о классификации судов внутреннего и смешанного плавания и правилами разработанными и утвержденными в установленном порядке. Данные выводы подтверждаются разъяснениями Речного регистра (от 06.11.2015 исх.№СВФ-23.1-1160).

При таких обстоятельствах отказ Нижне-Волжского Бассейнового Водного Управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.06.2016 №КЕ-12/1838 по заявлению ФИО1 от 20.05.2016 №2510 о предоставлении права пользования водным объектом, по причине представления документов с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №844, является законным и обоснованным, ввиду чего решение суда об удовлетворении заявления подлежит отмене, а требования ФИО1 оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Красноглинского районного суда г. Самара от 28 сентября 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным отказа Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области в предоставлении права пользования водным объектом - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –