ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1622/2016 от 05.02.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Семёнов М.П. Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 февраля 2016 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Захарова С.В.,

судей – Вачковой И.Г., Лазарева Н.А.,

при секретаре – Шарапове М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Видиней Т.И. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Исаклинский Самарской области о признании действий незаконными,

по апелляционной жалобе представителя Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Исаклинский Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 24 декабря 2015 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Видиней Т.И. о признании действий ГУ-УПФР в муниципальном районе Исаклинский Самарской области по взысканию с Видиней Т.И. недоимки по обязательным платежам во внебюджетные фонды, выразившиеся в не включении в реестр конкурсных кредиторов, а также обращении взыскания на пенсию Видиней Т.И. незаконными - удовлетворить.

Признать действия ГУ-УПФР в муниципальном районе Исаклинский Самарской области по взысканию с Видиней Т.И. недоимки по обязательным платежам во внебюджетные фонды, выразившиеся в не включении в реестр конкурсных кредиторов, а также обращении взыскания на пенсию Видиней Т.И. незаконными.

Обязать ГУ-УПФР в муниципальном районе Исаклинский Самарской области устранить допущенные нарушения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Видиней Т.И. обратилась в суд с административным иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Исаклинский Самарской области (далее ГУ УПФ РФ) о признании действий незаконными.

В обоснование заявленных требований указано, что с 28.12.2006 по 08.05.2013 Видиней Т.И. имела статус индивидуального предпринимателя. Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2012 в отношении ИП Видиней Т.И. введена процедура наблюдения, наложен арест на имущество. Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2013 ИП Видиней Т.И. признана банкротом. В настоящее время продолжается процедура конкурсного производства. 22.02.2013 ГУ-УПФ РФ вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика ИП Видиней Т.И. по требованию об уплате недоимки по страховым взносам, пениям и штрафам от 22.11.2012. На основании судебных приказов от 10.09.2014 и 18.11.2014 мирового судьи судебного участка №135 Исаклинского судебного района Самарской области с Видиней Т.И. взысканы пени. Удержание задолженности по уплате обязательных платежей в УПФ РФ происходит из пенсии Видиней Т.И., которая является её единственным доходом. По мнению Видиней Т.И., действия УПФ РФ по взысканию задолженности по уплате обязательных платежей путем обращения взыскания на пенсию, являются незаконными, поскольку обязанность по уплате обязательных платежей возникла до возбуждения дела о банкротстве, требование об уплате обязательных платежей в виде недоимки по страховым взносам, пени и штрафам вынесено 22.11.2012, то есть после принятия Арбитражным судом Самарской области заявления о банкротстве, в связи с чем задолженность подлежит погашению в рамках дела о банкротстве.

Ссылаясь на указанные обстоятельства Видиней Т.И. просила суд признать действия ГУ-УПФР в муниципальном районе Исаклинский Самарской области по взысканию с нее недоимки по обязательным платежам во внебюджетные фонды, выразившиеся в не включении в реестр конкурсных кредиторов, а также в обращении взыскания на пенсию, незаконными и обязать устранить допущенные нарушения.

15.12.2015 судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства в силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ, поскольку ходатайство о применении данного порядка заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражал против применения такого порядка.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Исаклинский Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

Видиней Т.И. и представитель ГУ-УПФ РФ в муниципальном районе Исаклинский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ходатайство представителя ГУ-УПФ РФ об отложении дела в связи с невозможностью явки в судебное заседание по причине поломки автомобиля, определением судебной коллегии оставлено без удовлетворения как необоснованное (ч. 6 ст. 150 КАС РФ).

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели.

Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 10 указанного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов исчисляют ежемесячные обязательные платежи, которые уплачиваются в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который они начислены (ч.ч. 3, 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 28.12.2006 Видиней Т.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов. Согласно выписке из ЕГРИП ИП Видиней Т.И. прекратила деятельность индивидуального предпринимателя с 08.05.2013.

Установлено и сторонами не оспаривалось, что Видиней Т.И. имеет задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев (три квартала) 2012 года в сумме 245 356 рублей 63 копейки.

Определением Арбитражного суда Самарской области 10.08.2012 принято к производству заявление и возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ИП Видиней Т.И.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2012 в отношении ИП Видиней Т.И. введена процедура наблюдения.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2013 ИП Видиней Т.И. признана несостоятельным (банкротом).

22.02.2013 ГУ-УПФ РФ вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика ИП Видиней Т.И. по требованию об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам от 22.11.2012 за третий квартал 2012г.

На основании судебных приказов от 10.09.2014 и 18.11.2014 мирового судьи судебного участка №135 Исаклинского судебного района Самарской области с Видиней Т.И. взысканы пени.

В силу ст.214.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются правила, установленные параграфами 1.1, 4 главы X настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом. Частью 3 ст.213.1 указанного Федерального закона распространены правила банкротства гражданина на процедуру банкротства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, при процедуре банкротства индивидуального предпринимателя применяются общие правила процедуры банкротства. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства считаются наступившими последствия, установленные ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом в силу ч. 2 ст. 5 закона требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В силу ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ обязательные платежи представляют собой налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Согласно п. 1 ст. 63 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что действия УПФ РФ по взысканию задолженности по уплате обязательных платежей путем обращения взыскания на пенсию являются незаконными, поскольку обязанность истца по уплате обязательных платежей возникла до возбуждения дела о банкротстве, на основании требования об уплате обязательных платежей в виде недоимки по страховым взносам и пени, предъявленного после принятия к производству Арбитражного суда Самарской области заявления о признании ИП Видиней Т.И. банкротом и введения процедуры наблюдения.

Исходя из положений абз. 5 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 и п. 3 ст. 63 Закона о банкротстве текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по уплате страховых взносов и пени у ИП Видиней Т.И. возникла после принятия заявления о признании банкротом, вследствие чего указанные платежи являются текущими, соответственно подлежат взысканию вне рамок дела о банкротстве, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права. Подлежащая взысканию с Видиней Т.И. недоимка не является текущим платежом и не может быть взыскана вне рамок дела о банкротстве, поскольку в порядке, предусмотренном для текущих платежей, подлежат взысканию только платежи, определяемые как разница между суммой взносов, исчисленной по итогам года, и суммой, рассчитанной за период с начала года и по месяц, предшествующий дате возбуждения дела о банкротстве, включительно. В данном случае таких расчетов представителем административного ответчика не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Видиней Т.И. пропущены сроки на представление возражений на судебные приказы, так же не влекут отмену решения суда, поскольку предметом рассмотрения данного административного дела не являются.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 24 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Исаклинский Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

<данные изъяты>

<данные изъяты>