ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1625/18 от 12.07.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Фоменко С.В.

Дело № 33а-1625/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Гончаровой Н.В., ФИО2,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 12 июля 2018 года административное дело по апелляционному представлению помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского Пузыревича А.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 апреля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в части ненадлежащего содержания кабельных линий 6-10 кВ, 0,4 кВ общей протяженностью 43,406 км, являющихся муниципальным имуществом, возложении на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность обеспечить в срок до 1 сентября 2022 года выполнение работ по замене кабельных линий в связи с физическим износом и эксплуатацией в нарушение Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 года.

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., объяснения представителей административного истца помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского Пузыревича А.Н. и прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Симак Е.С., поддержавших доводы апелляционного представления, возражения на представление представителя административного истца администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Ковальчук Е.В., представителей заинтересованных лиц Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО4 и Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Ковальчук Е.В., полагавших апелляционное представление необоснованным, представителя заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» ФИО5, полагавшей представление прокурора подлежащим удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в части ненадлежащего содержания кабельных линий 6-10 кВ, 0,4 кВ общей протяженностью 43,406 км, являющихся муниципальным имуществом, и возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность обеспечить в срок до 1 сентября 2022 года выполнение работ по замене этих кабельных линий в связи с физическим износом и эксплуатацией в нарушение Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 года.

В обоснование исковых требований указал, что на основании договоров аренды, заключенных в период с 2006 по 2007 год, ПАО «Камчатскэнерго», как арендатору, переданы участки кабельных линий, являющихся муниципальным имуществом. Нормативный срок службы кабельных линий электропередачи, проложенных в земле и под водой, составляет 35 лет, а нормативный срок службы силового электротехнического оборудования и распределительных устройств составляет 30 лет. В настоящее время переданные кабельные линии являются ветхими сетями и нуждаются в полной замене. Муниципальной программой «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами по благоустройству территории и охрана окружающей среды» разработан план замены ветхих инженерных сетей тепло и электроснабжения. Указанной программой на 2017 год предусмотрены мероприятия по замене ветхих сетей теплоснабжения на общую сумму 9874104,87 руб., в том числе за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа 269074,87 руб., за счет средств, выделяемых из краевого бюджета, 9605030 руб. Кроме того для замены ветхих сетей в 2017 году ПАО «Камчатскэнерго» разработало программы капитального ремонта арендованного имущества, которые согласовало с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа. На основании данных программ проведены торгово-закупочные процедуры для выбора подрядных организаций и заключены договоры подряда на выполнение ремонтных работ, которые выполняются в счет уменьшения арендной платы. Однако, по мнению прокурора, принимаемые администрацией меры по своевременному капитальному ремонту муниципального имущества (кабельных линий) являются недостаточными. Непринятие органом местного самоуправления должных мер, направленных на капитальный ремонт и замену ветхих коммунальных сетей, нарушает права граждан на получение жизненно необходимых коммунальных услуг в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям, может привести к прекращению подачи электроснабжения в многоквартирные дома и на объекты социальной сферы Петропавловск-Камчатского городского округа.

Представитель административного истца помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского Пузыревич А.Н. в судебном заседании требования поддержал.

Представители административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Ковальчук Е.В., ФИО6, ФИО7 полагали требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» ФИО5 в судебном заседании полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 и Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Ковальчук Е.В. возражали против удовлетворения требований прокурора.

Рассмотрев дело, суд отказал в удовлетворении иска.

В апелляционном представлении помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить. Указывает, что в решении суда со ссылкой на пункт 13 Приказа Росстата от 15 августа 2016 года № 427 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» указано, что административным истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие процентный износ кабельных линий свыше 60%. Вместе с тем ветхость электросетей по данному приказу не определяется. На основании Методических указаний по классификации и отнесению линейных объектов (тепловых и электрических сетей) к категории «ветхих», утвержденных приказом ОАО «РАО Энергетические системы Востока» № 160 от 14 августа 2013 года, ПАО «Камчатскэнерго» проведена оценка ветхости арендованных сетей электроснабжения. Акты ПАО «Камчатскэнерго» являются неоспоримыми доказательствами, подтверждающими ветхость сетей. Паспорта кабельных линий не были представлены в судебное заседание, так как административным ответчиком данные паспорта и другие необходимые документы ПАО «Камчатскэнерго» не передавались. Также администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа не были представлены акты комиссионного технического освидетельствования кабельных линий. Между тем ПАО «Камчатскэнерго», как арендатором кабельных линий после приемки имущества в эксплуатацию, были присвоены диспетчерские наименования и оформлены соответствующие паспорта. Сведения, внесенные в паспорта, отражены не полностью по причине непредставления их собственником - администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа.

В возражениях на апелляционное представление администрация Петропавловск-Камчатского городского округа просит оставить его без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения. Указывает, что акты ПАО «Камчатскэнерго» не являются доказательствами ветхости сетей. В соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года № 229 техническое освидетельствование электрический сетей проводится комиссией энергообъекта. В комиссию включаются специалисты Ростехнадзора по Камчатскому краю. Результаты технического освидетельствования должны быть занесены в технический паспорт. В материалы дела не представлены завизированные представителем Ростехнадзора по Камчатскому краю акты технического освидетельствования арендованных линий электропередачи с обоснованием технической необходимости их замены (ремонта) и указанием выявленных в ходе технического освидетельствования аварийно-опасных дефектов, препятствующих дальнейшей эксплуатации данных линий. Также в материалы дела не предоставлено доказательств потерь энергетических ресурсов, которые бы подтверждали ветхость и неисправность сетей. Акты и расчеты амортизации ПАО «Камчатскэнерго» сами по себе не подтверждают неотложную необходимость капитального ремонта электрических сетей путем их замены. Предельный срок эксплуатации электрических сетей действующим законодательством не установлен. Кроме того, в некоторых договорах обязанность по проведению текущего, аварийно-спасательного и капитального ремонта кабельных линий возложена на ПАО «Камчатскэнерго». А в случае, когда в соответствии с законом или условиями договора аренды капитальный ремонт возлагается на арендодателя, невыполнение последним своих обязанностей по проведению капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору произвести за свой счет капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; потребовать соответственного уменьшения арендной платы; потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 44 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Камчатского края.

К исполнительно-распорядительным полномочиям администрации Петропавловск-Камчатского городского округа относится осуществление полномочий собственника в отношении муниципального имущества городского округа, переданного в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также имущества, составляющего муниципальную казну городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 48 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа).

Как следует из материалов дела, 18 сентября 2017 года в ответ на требование прокурора о предоставлении информации по протяженности выявленных ветхих (аварийных) участков коммунальных сетей ПАО «Камчатскэнерго» представило в прокуратуру перечни ветхих электрических сетей, выявленных в процессе эксплуатации филиалом ПАО «Камчатскэнерго» «Центральные электрические сети» (т. 1 л.д. 32-37).

Указанные в перечне электрические сети являются муниципальным имуществом, переданы ПАО «Камчатскэнерго» на основании договоров аренды № 19ар/06 от 10 октября 2006 года, № 20/ар-06 от 10 октября 2006 года, № 271/06-07А от 1 ноября 2006 года, № 21/ар-06 от 20 декабря 2006 года, № 25/ар-07 от 6 июля 2007 года, № 26/ар-07 от 8 августа 2007 года, № 30/ар-07 от 9 ноября 2007 года (т. 1 л.д. 38-103).

По общему правилу, установленному ст. 616 Гражданского кодекса РФ, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно условиям договоров арендатор (ПАО «Камчатскэнерго») обязан проводить за свой счет текущий и аварийно-восстановительный ремонт имущества, содержать его в полной исправности в строгом соответствии с требованиями технической документации, обеспечивающем нормальное функционирование, с учетом его технического состояния. По договорам аренды № 19ар/06 от 10 октября 2006 года, № 20/ар-06 от 10 октября 2006 года и № 21/ар-06 от 20 декабря 2006 года также обязан производить капитальный ремонт.

В 2009 году сторонами достигнуты соглашения об изменении порядка оплаты арендной платы по договорам, согласно которым арендатор может производить ее оплату как денежными средствами, так и путем проведения зачета затрат на выполненные по согласованию с арендодателем работы по капитальному ремонту, реконструкции либо другие работы, результатом которых является улучшение технических характеристик имущества.

С этой целью ПАО «Камчатскэнерго» разработало программы капитального ремонта арендованного имущества, которые согласовало с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, провело торгово-закупочные процедуры для выбора подрядных организаций и заключило договоры подряда на выполнение ремонтных работ. Данные ремонтные работы выполняются в счет уменьшения арендной платы.

Из имеющихся в материалах дела дополнительных соглашений к договорам аренды следует, что по каждому договору арендодателем осуществлялись зачеты затрат арендатора на проведение капитального ремонта переданного имущества в счет уплаты арендной платы (т. 2 л.д.155-265, т. 3 л.д. 1-39).

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 31 октября 2013 года № 3183 утверждена муниципальная программа «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охрана окружающей среды». Данной программой предусмотрены инвестиционные и программные мероприятия финансирования замены ветхих инженерных сетей тепло- и электроснабжения. Общий объем финансирования программы составляет 10221272,97459 тыс. руб.

Разрешая заявленные заместителем прокурора требования, суд первой инстанции, изучив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу, что административным истцом не доказано бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в части ненадлежащей организации содержания кабельных линий и нарушение этим прав неопределенного круга лиц, в связи с чем отказал в удовлетворении требований административного истца.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Указывая на незаконность бездействия ответчика в части ненадлежащего содержания кабельных линий, заместитель прокурора не учел, что в соответствии с договорами аренды обязанность по содержанию переданного в аренду имущества в соответствии с правилами технической эксплуатации, действующими и применяемыми в энергоснабжении, и технической документацией возложена на арендатора - ПАО «Камчатскэнерго».

Заместитель прокурора, ссылаясь на имеющуюся у административного ответчика обязанность организовать полную замену ветхих сетей, в обоснование иска указывает лишь на недостаточность тех мер, которые, по его мнению, осуществляются в области организации электроснабжения населения, не ссылаясь на нормативный акт, который обязывает орган местного самоуправления осуществлять такую работу.

Каких-либо доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, в частности, в области ненадлежащего обеспечения населения электроснабжением, прокурором не приведено, и в материалы дела не представлено.

Кроме того, в соответствии со ст. 8 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28 августа 2013 года № 108-нд «О порядке предоставления в аренду объектов муниципального нежилого фонда в Петропавловск-Камчатском городском округе» капитальный ремонт переданного в аренду имущества должен производиться арендатором в случае, если договором аренды затраты на его проведение предусмотрены в качестве арендной платы в соответствии с частью 4 статьи 2 настоящего Решения. Капитальный ремонт переданного в аренду имущества должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае возникновения необходимости проведения капитального ремонта арендуемого объекта аренды арендатор направляет в Управление уведомление, в котором отражаются: наименование объекта, указание на предполагаемые сроки проведения капитального ремонта, план мероприятий по выполнению ремонтных работ, а также обоснование (причины, цель) проведения капитального ремонта. Управление в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомления принимает решение о проведении капитального ремонта в форме приказа о согласовании проведения капитального ремонта либо об отказе в согласовании проведения капитального ремонта в форме уведомления. В приказе Управлением указываются наименование объекта, предполагаемые сроки проведения капитального ремонта, условия использования арендованного объекта на период проведения капитального ремонта. Уведомление об отказе в согласовании проведения капитального ремонта, содержащее основание отказа, Управление обязано направить в адрес арендатора в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения. В случае, когда в соответствии с законом и/или условиями договора аренды выполнение капитального ремонта арендованного имущества возлагается на арендодателя, невыполнение арендодателем обязанности по проведению капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору: 1) произвести за свой счет капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; 2) потребовать соответственного уменьшения арендной платы; 3) потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Доказательств соблюдения ПАО «Камчатскэнерго» установленной Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28 августа 2013 года № 108-нд процедуры уведомления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о необходимости проведения капитального ремонта арендуемого объекта аренды и что в данном ремонте администрацией арендатору было отказано суду не представлено.

При таких обстоятельствах доводы прокурора о допущенном администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа бездействии являются несостоятельными.

Ссылка в решении суда на Приказ Росстата от 15 августа 2016 года № 427 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» не может повлечь отмену правильного по существу судебного решения.

Учитывая, что порядок рассмотрения административного дела соблюден, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского Пузыревича А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи