Судья: Васильева Е.В. Дело № 33а-16392/2022 г. Красногорск МО АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Вороновой М.Н., судей Фетисовой И.С., Вердияна Г.В., при секретаре Набиуллиной К.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2022 года апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Королевского городского суда Московской области от 09 февраля 2022 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права Заслушав доклад судьи Фетисовой И.С., Объяснения: ФИО1, представителя Управления Росреестра – ФИО2, У с т а н о в и л а : ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 20.07.2021 № КУВД-001/2021-128370042/2 об отказе в государственной регистрации права собственности; обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от 25.03.2020 № 50/045/008/2020-504 и представленных документов. Требования мотивированы тем, что на основании решения Королёвского городского суда Московской области от 11.07.2019 ФИО1 выделена в собственность часть жилого дома – изолированный жилой блок, площадью всех частей здания 261,0 кв.м., в том числе, общей площадью жилого помещения 259,6 кв.м. 25.03.2020 ФИО1 через МФЦ подала заявление № 50/045/008/2020-504 в Росреестра по Московской области о государственной регистрации прав на принадлежащее ей недвижимое имущество, к которому было приложено вступившее в законную силу решение суда от 11.07.2019, квитанция об уплате госпошлины. 07.04.2020 Управление Росреестр по Московской области уведомило ФИО1 о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации в отношении здания с кадастровым номером 50:45:0020115:93, по адресу: <данные изъяты> в связи с непредставлением документов, подтверждающих возникновение права на заявленный к регистрации объект, было предложено устранить причины, препятствующие осуществлению гос.регистрации прав в срок до 07.07.2020 (уведомление от 07.04.2020 года № 50/045/008/2020-504). В уведомлении было указано, что решение Королёвского городского суда Московской области от 11.07.2019 не порождает возникновение права на заявленный к регистрации объект. Во исполнение требований ФИО1 04.07.2020 представила в Управление Росреестра по Московской области технический план здания от 29.06.2020, а также декларацию об объекте недвижимости. 23.11.2020 административным истцом получено уведомление № 50/045/008/2020-504 от 06.10.2020 об отказе в государственной регистрации прав в связи с истечением 07.07.2020 срока приостановления регистрации прав в отношении объектов недвижимости. Данный отказ был обжалован в судебном порядке и решением Королёвского городского суда Московской области по делу № 2а-4148/2020 ФИО1 было отказано в удовлетворении поданного административного иска. ФИО1 повторно обратилась в Росреестр по Московской области с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество с кадастровым номером 50:45:0020115:93, приложив соответствующие документы. 20.04.2021 административный ответчик уведомил ФИО1 о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации в отношении здания с кадастровым номером 50:45:0020115:93 по адресу: <данные изъяты>8, на срок до 20.07.2021. 20.07.2021 в 15 час. 34 мин. ФИО1 направила на сайт Росреестра по Московской области заявление о продлении срока приостановления с целью решения вопроса об устранении оснований для осуществления регистрационных действий. В этот же день в 16 час. 32 мин. истцом получен ответ об отказе в осуществлении регистрационных действий. Административный истец считает, что уведомление об отказе в осуществлении регистрационных действий является незаконным, поскольку не пропущен срок на продление регистрационных действий, так как заявление подано 20.07.2021 в рабочее время сотрудников Росреестра и имелись основания для продления срока приостановления постановки на учёт и регистрации права относительно заявленного объекта. В качестве основания для приостановления регистрационных действий было указано, в том числе: наличие запрета на совершение регистрационных действий. Согласно выписке из ЕГРН запрет по регистрации наложен на основании судебного приказа от 21.04.2020 о взыскании с ФИО3 (сособственника недвижимого имущества) задолженности по налогам и сборам. Однако решением суда часть жилого дома, принадлежащего истцу, выделена в отдельный объект недвижимости, и запрет по регистрации должен быть внесён в ЕГРН только в отношении части дома, принадлежащего ФИО3 и ФИО4 Также в уведомлении указано, что у объекта неверно задан способ его образования, с чем ФИО1 согласна и готова предоставить в Росреестр по Московской области диск с верно заданным способом образования объекта. Решением Королевского городского суда Московской области от 09 февраля 2022 года требования ФИО1 удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено решение Управления Росреестра по Московской области от 20.07.2021 № КУВД-001/2021-128370042/2 об отказе в государственной регистрации права собственности: на Управление Росреестра по Московской области возложена обязанность рассмотреть в соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление ФИО1 о приостановлении осуществления регистрационных действий, поданное 20.07.2021. В удовлетворении административных исковых требований об обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от 25.03.2020 50/045/008/2020-504 и представленных документов, отказано. Не согласившись с решением суда, административным ответчиком Управлением Росреестра по Московской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение в части удовлетворения требований отменить в связи с не правильным применением норм материального права. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управление Росреестра по Московской области доводы апелляционной жалобы поддержал. Административный истец ФИО1 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются положениями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ, что следует из содержания части 1 статьи 1 указанного Федерального Закона (Закон № 218-ФЗ). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 1 Закона № 218-ФЗ). В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ). Согласно части 2 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона. Согласно п.3 ч..1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решением Королёвского городского суда Московской области от 11.07.2019 произведен раздел жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>; в собственность ФИО1 выделена часть жилого дома – изолированный жилой блок, площадью всех частей здания равной 261,0 кв.м., в том числе общей площадью жилого помещения, равной 259, 6 кв.м.; выделено в общую долевую собственность ФИО4 и ФИО3, по 1/2 доли в праве каждому, часть жилого дома – изолированный жилой блок, площадью всех частей здания, равной 266,3 кв.м., в том числе, общей площадью жилого помещения, равной 264,9 кв.м. Решение вступило в законную силу 09.12.2019. 03.04.2021 через Отделение МБУ г.о.ФИО5 Московской области «МФЦ» Первомайский ФИО1 обратилась с заявлением о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества и (или) государственной регистрации права на недвижимое имущество – здание по адресу: <данные изъяты>, приложив к заявлению технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 18.02.2021, решение суда от 11.07.2019, подтверждение электронного платежа на сумму 2000 руб. 00 коп. от 03.04.2021. Уведомлением Управления Росреестра № КУВД-001/2021-12837004/1 от 20.04.2021 приостановлены до 20.07.2021 государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на основании п.7 ч.1 ст.26, п.37 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРН заявленный к учётно-регистрационным действиям объект недвижимости образуется в результате преобразования объекта недвижимости с кадастровым номером 50:45:0020115:93. По сведениям ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:45:0020115:93 внесена запись о запрете на совершение регистрационных действий. Принимая во внимание неразрывную связь исходного объекта и вновь образованного из него объекта капитального строительства, осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома при наличии ареста не представляется возможным; у объекта неверно задан способ образования. Способ образования может быть задан только объектам, появившимся в результате преобразования другого объекта. В соответствии с п.1 ст.41 Закона, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. Согласно п.17 Требований, при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости), в том числе, в случае образования машино-мест, либо в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса технический план оформляется в виде одного документы. При этом, количество разделов «Описание местоположения объекта недвижимости», «Характеристики объекта недвижимости», «Заключение кадастрового инженера» (при необходимости), «Схема геодезических построений», «Схема», «Чертёж», «План этажа (Этажей), План части этаж (Этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения» (в отношении технического плана помещения, машино-места с учётом п.7 Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости. Названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого объекта недвижимости. 20.07.2021 в 15час. 54 мин. в Управлении Росреестра по Московской области было зарегистрировано и принято к рассмотрению заявление ФИО1 о продлении срока приостановления регистрационных действий. Уведомлением № КУВД-001/2021-12837004/2 от 20.07.2021 ФИО1 отказано в проведении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на основании ст.27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, которые были перечислены в Уведомлении № КУВД-001/2021-12837004/1 от 20.04.2021. Данное уведомление было направлено в адрес ФИО1 20.07.2021 в 16 час. 32 мин. Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что административный истец воспользовался правом на приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренным статьей 30 Закона N 218-ФЗ, однако решения по поданному ФИО1 заявлению принято не было. Суд первой инстанции сослался на положения части 1 статьи 93 КАС РФ, в соответствии с которой процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока, а также положения части 4 статьи 93 КАС РФ, которой определено, что процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, и сделал вывод, что срок выполнения требований, изложенных административным ответчиком в Уведомлении о приостановлении регистрационных действий, истекал в 24 час. 00 мин. 20.07.2021, и, следовательно, решение об отказе в регистрационных действиях Управлением Росреестра могло быть принято не ранее 21.07.2021. Суд первой инстанции сделал вывод, что с учётом поданного ФИО1 своевременно заявления о продлении срока приостановления регистрационных действий, без надлежащего рассмотрения заявления и в отсутствие наступления срока для принятия решения об отказе в совершения регистрационных действий, принятое решение Управления Росреестра по Московской области от 20.07.2021 № КУВД-001/2021-128370042/2 об отказе в государственной регистрации права собственности является незаконным, в связи с чем возложил обязанность на Управление Росреестра по Московской области рассмотреть в соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление ФИО1 о приостановлении осуществления регистрационных действий, поданное ФИО1 20.07.2021. Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2017 N 49074), которым регламентирован прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при направлении заявления о предоставлении государственной услуги в электронной форме. В соответствии с пунктом 193 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является проверка посредством официального сайта, единого портала заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых для предоставления государственной услуги документов, направленных в форме электронных документов, на соответствие требованиям XML-схем, размещенных на официальном сайте, а также проверка средств электронной подписи, применяемых при представлении заявления о государственной регистрации. Согласно пункта 194 Административного регламента порядок представления в орган регистрации прав заявления и документов в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал, установлен статьей 18 Закона о регистрации Согласно п.2 ч.1 ст.18 Федерального закона № 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав. Приказом Росреестра от 30.12.2020 № П/0509 утвержден Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов В соответствии с пунктом 2 Порядка заявление и прилагаемые к нему документы представляются по выбору заявителя: 1) в форме документов на бумажном носителе при личном обращении; 2) в форме документов на бумажном носителе, направляемых в орган регистрации прав посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте; 3) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", направляемых в орган регистрации прав через: единый портал государственных и муниципальных услуг (функций); официальный сайт; а также с использованием веб-сервисов. Заявление в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя. Содержание заявления, представляемого в форме электронного документа, должно соответствовать содержанию заявления, представляемого в форме документа на бумажном носителе. Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: 1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; 2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом. Судебной коллегией установлено, что ФИО1 заявление о продлении срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на часть жилого дома - изолированный жилой блок, площадью всех частей здания равной 261,0 кв.м., в том числе общей площадью жилого помещения, равной 259, 6 кв.м.; было направлено 20.07.2021 в 15:54 в форме электронного документа на официальный сайт www.rosreestr.ru. Данное обращение не было подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, что подтвердила в судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 Данное обращение было направлено на регистрацию в Управление Росрееестра по Московской области. Поскольку заявление ФИО1 не было подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, то оно обоснованно не было рассмотрено Управлением Росстреестра по Московской области в качестве заявления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, соответственно, при не устранении причин, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, и отсутствием надлежащим образом подписанного заявления ФИО1 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, административным ответчиком принято решение от 20.07.2021 № КУВД-001/2021-12837004/2 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Таким образом, вывод суда первой инстанции о направлении ФИО1 заявления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, основан на ошибочном применении норм материального права. Судебной коллегией отмечается, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.04.2021 № КУВД-001/2021-12837004/1 вынесено при наличии к тому оснований, а именно: в ЕГРН имеется запись о запрете на совершение регистрационных действий в отношении объекта с кадастровым номером <данные изъяты>. Также неверно был указан способ образования объекта. Требования административного истца обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от 25.03.2020 № <данные изъяты> и представленных документов также не подлежат удовлетворению, поскольку решением Королевского городского суда Московской области от 10 февраля 2021 года было отказано в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным решения от 06.10.2020 об отказе в государственной регистрации права собственности на основании заявления от 25.03.2020. Таким образом, судом была дана оценка уведомлению Росреестра по Московской области от 06.20.2020, принятого по итогам рассмотрения заявления от 25.03.2020 с приложенными документами, а также дополнительно представленными документами в ходе приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. При новом обращении с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права Управление Росреестра по Московской области не может рассматривать ранее поступившее заявление, по которому принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. При названных обстоятельствах решение Королевского городского суда Московской области от 09 февраля 2022 года подлежит отмене с постановлением по делу нового решения. руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Королевского городского суда Московской области от 09 февраля 2022 года – отменить, постановить по делу новое решение. В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 20.07.2021 об отказе в государственной регистрации права и обязани осуществить государственную регистрацию права на основании заявления от 25.03.2021 – отказать. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |