ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1651/18 от 26.07.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Фоменко Е.И.

Дело № 33а-1651/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Вереса И.А.

Судей

Венина А.Н. и Гончаровой Н.В.,

при секретаре

Выстровой Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 26 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе Главы Карагинского муниципального района на решение Карагинского районного суда Камчатского края от 3 мая2018года, которым постановлено:

административные исковые требования заместителя прокурора Карагинского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Карагинского муниципального района, выразившееся в неисполнении требований пункта 5 части 1 статьи14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подпунктов 4.6.1, 4.6.2 пункта 4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в необеспечении электрическим освещением дороги по ул. Озерная п.Оссора Карагинского района Камчатского края в период снижения естественной освещенности не менее 20 лк в вечерние сумерки и до повышения естественной освещенности в утренние сумерки незаконным.

Обязать администрацию Карагинского муниципального района в срок до 1 октября 2018 года обеспечить освещение автомобильной дороги по ул.Озерная поселка Оссора Карагинского района Камчатского края в соответствии с требованиями пункта 6.9 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 сентября 2017года № 1245-ст № 221 г., Сводом правил СП 42.13330.2011 «СНиП2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (утвержденных приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года № 820) за счет бюджета муниципального образования городского поселения «п.Оссора».

Заслушав доклад судьи Венина А.Н., объяснения представителя административного истца – старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Соловьевой О.И., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора Карагинского района обратился в Карагинский районный суд Камчатского края с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагинского муниципального района, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие, выразившееся в необеспечении освещения участка автомобильной дороги по улице Озерная в поселке Оссора Карагинского района Камчатского края и возложить обязанность устранить допущенное нарушение, обеспечив в срок до 1 октября 2018года освещение указанного участка в соответствии с нормативными требованиями.

В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки были выявлены факты отсутствия освещения в вечернее и ночное время на отдельных улицах поселка Оссора Карагинского района Камчатского края. В частности, по улице Озерная от дома № 2 до дома № 30 не функционируют наружные осветительные установки, в связи с чем освещение данного участка дороги в вечерние сумерки при снижении освещенности до 20 лк не осуществляется. Указывает, что бездействие администрации Карагинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения в сфере надлежащей организации наружного освещения улиц поселения, нарушает право на обеспечение безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц.

В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Карагинского района исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Карагинского муниципального района в судебном заседании признал обоснованными требования, изложенные в административном исковом заявлении, с учетом уточнений.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава Карагинского муниципального района просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что право муниципальной собственности на автомобильную дорогу по улице Озерная зарегистрировано администрацией Карагинского муниципального района 9 января 2018 года. Кроме этого, администрацией Карагинского муниципального района проведена работа по организации освещения улиц на территории поселка Оссора, а именно: автомобильная дорога по улице Озерная поставлена на кадастровый учет и на данный объект зарегистрировано право муниципальной собственности; 29 декабря 2017 года утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды в МОГП «поселок Оссора», которая включает в себя мероприятия по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, ремонту и устройству уличных сетей наружного освещения за счет средств местного бюджета; закупка по установке освещения включена в план закупок на 2018 год; разрабатывается конкурсная документация на выполнение работ по установке освещения. Считает, что административным истцом бездействие администрации Карагинского муниципального района не доказано.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Карагинского района просит решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что полномочия по решению вопросов местного значения городского поселения «поселок Оссора» возложены на администрацию Карагинского муниципального района с августа 2017 года. С указанного времени до проведения прокурорской проверки 26 марта 2018 года мер по обеспечению освещения спорной автомобильной дороги не принято. Приложенный к жалобе план закупок ни при проведении проверки, ни в суде представлен не был.

Несмотря на наличие запланированных мероприятий по ремонту и реконструкции уличных сетей наружного освещения, конкретные сведений об установке освещения на спорном участке автомобильной дороги отсутствуют. Срок осуществления закупки, связанной с установкой освещения, истек 31 мая 2018 года, однако до настоящего времени установленные прокуратурой Карагинского района нарушения не устранены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено пунктами 5, 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 5 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования городского поселения «поселок Оссора» (далее – Устав МО ГП «поселок Оссора») к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 8ноября 2007года
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.

Частью 8 статьи 6 указанного закона установлено, что автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 34 Федерального закона №257-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Устава Карагинского муниципального района Камчатского края (принят решением Совета депутатов Карагинского района от 14октября 2004 года № 85) (далее – Устав Карагинского МР) в состав Карагинского муниципального района входит территория городского поселения поселок Оссора.

Администрация Карагинского муниципального района согласно положениям части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Карагинского МР (части 1, 3 статьи 33) и Устава муниципального образования городского поселения «посёлок Оссора» исполняет полномочия администрации муниципального образования городского поселения «посёлок Оссора», в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения муниципального образования.

Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» определено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.

Согласно пункту 4.6.1 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-93) включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26марта 2018 года прокуратурой Карагинского района при участии советника отдела по благоустройству Управления по выполнению полномочий муниципального образования городского поселения «поселок Оссора» и инспектора ГИБДД проведена проверка автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения «поселок Оссора».

По результатам проверки установлено, что вдоль автодороги от здания по улице Озерная, дом 2 до здания по улице Озерная, дом 30 отсутствует стационарное электрическое освещение, а именно не функционируют наружные осветительные установки (светильники). В нарушение пунктов 4.6.1, 4.6.2 ГОСТР50597-93 освещение дороги по всей протяженности улицы Озерной в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк не обеспечивается (л.д. 13-14).

Собственником автомобильной дороги по улице Озерная является Муниципальное образование городское поселение «поселок Оссора» (л.д. 15).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из того, что отсутствие освещения дороги по улице Озерная поселка Оссора подтверждается материалами дела и не оспаривалось административным ответчиком при рассмотрения дела, а обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорной автодороги, обеспечение благоустройства территории поселения (включая организацию освещения территории) является обязанностью администрации Карагинского муниципального района, признал бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении электрическим освещением дороги по улице Озерная поселка Оссора, незаконным, в связи с чем удовлетворил требования административного истца.

Однако с таким решением Карагинского районного суда Камчатского края судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Постановлением администрации Карагинского муниципального района от 29декабря 2017 года № 295 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды в МО ГП «п. Оссора». Одной из задач данной программы, рассчитанной на 5 лет и предусматривающей соответствующее финансирование, является улучшение содержания автомобильных дорог общего пользования (в том числе элементов улично-дорожной сети, включая тротуары и парковки), дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. В перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 «Ремонт и содержание автомобильных дорог в МО ГП «п.Оссора» включены ремонт и устройство уличных сетей наружного освещения в части мероприятий по устройству, восстановлению и содержанию систем наружного освещения улиц, проездов, дворовых территорий, площадок, территорий объектов социальной сферы, парковочных зон, скверов, пешеходных аллей населенных пунктов.

Таким образом, органом местного самоуправления принимаются меры по организации дорожной деятельности, связанной, в том числе, и с обустройством освещения спорной автомобильной дороги, в границах муниципального образования поселка Оссора в пределах своей компетенции. Факт неправомерного бездействия административного ответчика по решению данного вопроса местного значения заместителем прокурора Карагинского района не доказан и судебной коллегией не установлен.

В соответствии со статьями 10 и 12 Конституции Российской Федерации суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать её с учетом того, что административным истцом не заявлялись требования о признании незаконным бездействия административного ответчика в части исполнения вышеуказанной муниципальной программы. По этому же основанию подлежат отклонению доводы возражений прокурора на апелляционную жалобу о нарушении администрацией Карагинского муниципального района условий закупки оборудования для установки освещения.

Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункт 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).

На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Карагинского районного суда Камчатского края от 3мая 2018 года отменить.

В удовлетворении административного иска заместителю прокурора Карагинского района к администрации Карагинского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении освещением автомобильной дороги по улице Озерная в поселке Оссора Карагинского района Камчатского края и возложении обязанности обеспечить освещение автомобильной дороги по улицеОзерная в поселке Оссора Карагинского района Камчатского края отказать.

Председательствующий

Судьи