69RS0025-01-2019-000172-73
Дело № 33а - 1674 судья Волкова Т.М. 2020 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2020 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,
судей Сергуненко П.А. и Гришиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Алиевым М.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сергуненко П.А.
дело по апелляционной жалобе администрации Рамешковского района Тверской области на решение Рамешковского районного суда Тверской области от 27 ноября 2019 года, которым постановлено:
«признать незаконным распоряжение администрации Рамешковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления гражданину Республики Беларусь ФИО1 в аренду земельного участка в <адрес>;
признать незаконным распоряжение администрации Рамешковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления гражданину России ФИО2 в аренду земельного участка в <адрес>;
признать незаконным распоряжение администрации Рамешковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления гражданину России ФИО3 в аренду земельного участка в <адрес>;
признать незаконным распоряжение администрации Рамешковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления гражданину России ФИО4 в аренду земельного участка в <адрес>.
Обязать администрацию Рамешковского района Тверской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО4 путем рассмотрения их заявлений от 19.06.2019 и 02.07.2019 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду в соответствии с требованиями действующего законодательства».
Судебная коллегия
установила:
Административные истцы ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Рамешковского района Тверской области о признании незаконными распоряжений в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду.
В обоснование заявленных требований указано, что 19.06.2019 и 02.07.2019 административные истцы обратились в администрацию Рамешковского района с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в <адрес>, в порядке, предусмотренном п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Распоряжениями №, №№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в <адрес>. Распоряжения мотивированы тем, что имеет место наложение испрашиваемых земельных участков на земли, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части в соответствии с постановлением главы администрации Рамешковского р-на Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ под постройками площадью <данные изъяты> га под военный городок.
Административные истцы полагают такие отказы незаконными, по следующим основаниям:
Пунктом 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В распоряжениях №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в <адрес> не указаны основания отказа со ссылками на статьи ЗК РФ.
Согласно схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, сведений с сайта Росреестра, данным публичной кадастровой карты, испрашиваемые истцами земельные участки образуются в кадастровом квартале №, наложения на какие-либо участки, стоящие на кадастровом учете, отсутствуют.
Согласно генеральному плану сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, утвержденному решением Совета депутатов сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области № 123 от 14.10.2011 г., а также Правил землепользования и застройки сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области № 161 от 27.04.2012, с изменениями от 22.12.2015 (решение №79), в том числе их картографических частей, опубликованных на сайте администрации сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области:
образуемые (испрашиваемые) земельные участки, находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), основными видами разрешенного использования являются: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов); приусадебный участок личного подсобного хозяйства; блокированная жилая застройка; обслуживание жилой застройки; спорт; коммунальное обслуживание; связь; растениеводство; животноводство.
Истцы считают, что поданные ими заявления отвечают требованиям ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Основание для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в д.<данные изъяты>, указанное в распоряжениях №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ считают необоснованным.
Право постоянного (бессрочного) пользования войсковой части реализовано в полном объеме на земельных участках с кадастровыми № и №.
Из буквального толкования постановления главы администрации Рамешковского р-на Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что войсковой части под полигон и военный городок в постоянное бессрочное пользование предоставлялся земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, из них пашни <данные изъяты> га, сенокосов <данные изъяты> га, лесов <данные изъяты> га., болот <данные изъяты>, озера <данные изъяты> га, под дорогами и прогонами <данные изъяты> га, прочих земель <данные изъяты> га, под постройками <данные изъяты> га. При этом категория предоставляемых земель и их местоположение в постановлении не указаны.
В соответствии с выписками из ЕГРН право постоянного (бессрочного) пользования войсковой части по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Тверской КЭЧ и ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» МО РФ на земельные участки с кадастровыми № и № общей площадью <данные изъяты> га, что соответствует площади земель, указанной в постановлении. Таким образом, <данные изъяты> га земель под постройками, на которые ссылается администрация Рамешковского района в своих отказах, вошла в площадь земельных участков с кадастровыми № и №.
В д. <данные изъяты> земельный участок войсковой части никогда не предоставлялся, что подтверждается решением Рамешковского районного суда Тверской области от 17.11.2016 № 2-126/2016, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 31.01.2017 № 33-502/2017, опубликованных на официальном сайте судов.
Таким образом, никаких доказательств, что испрашиваемые земельные участки имеют наложение на земли, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части не имеется. Иные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в д. <данные изъяты> в распоряжениях №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
В дополнении к административному исковому заявлению административные истцы приводят положения пункта 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Указывают, что в распоряжениях №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в <адрес> не указаны основания отказа со ссылками на статьи ЗК РФ.
Ссылки в отказах, что испрашиваемые в заявлениях земельные участки налагаются на ранее предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части земельный участок, объективно не подтверждены. Не представлено правоустанавливающих документов о предоставлении войсковой части в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка из земель населенных пунктов в д. <данные изъяты>.
Довод Ответчика о том, что площадь земельного участка № составляет <данные изъяты> га и что <данные изъяты> га - это и есть земли военного городка несостоятелен, так как при установлении границ земельного участка допускается погрешность в площади, которая в данном случае составляет <данные изъяты> га, при этом это может быть - как плюс, так и минус в площади земельного участка. Эта погрешность в данном случае относится к землям промышленности и не может относится к землям населенных пунктов.
Просили суд признать незаконными и отменить: распоряжение администрации Рамешковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в <адрес>, распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в <адрес>, распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в <адрес>, распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в <адрес>.
Обязать администрацию Рамешковского района Тверской области в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 путем рассмотрения их заявлений от 19.06.2019 и 22.07.2019 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением суда от 22.08.2019 к участию в деле в качестве ответчика привлечена войсковая часть 62632.
Определением суда от 17.09.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области.
Определением суда от 08.10.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, войсковая часть 45095, Комитет по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области, войсковая часть 62632 исключена из числа ответчиков.
Комитетом по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором считают требования административных истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В оспариваемых распоряжениях указано основание в отказе в предварительном согласовании со ссылкой на п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пп. 2 п. 1 указанной статьи определено, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка осуществляется в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа является обстоятельство, свидетельствующее о том, что указанный в заявлении земельный участок, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением случаев, если с заявлением обратился правообладатель данного права.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами, что в соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Образование земельных участков по заявлениям истцов приведет к нарушению законных прав Министерства обороны Российской Федерации.
Невозможность утверждения схемы земельного участка в соответствии п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На основании постановления администрации Рамешковского района от ДД.ММ.ГГГГ№ войсковой части № 15487 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью <данные изъяты> га под полигон и военный городок. Под постройками предоставлено <данные изъяты> га. Принадлежность земель к той или иной категории в постановлении не определена. Площадь декларированная, подлежит уточнению в соответствии с законодательством. Военный городок расположен в д. <данные изъяты>, земля представлялась как под имущественный комплекс единым массивом. Испрашиваемые истцами земельные участки предлагается образовать из состава выше указанного массива земель, предоставленного воинской части в постоянное (бессрочное) пользование.
Земельным законодательством допускается при проведении кадастровых работ (межевания) уточнение площади земельного участка в сторону увеличения до 10% (пп. 32 п.1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года№ 218-ФЗ).
Утверждение истцов, что «в д. <данные изъяты> земельный участок воинской части никогда не представлялся, что подтверждается решением Рамешковского районного суда Тверской области от 17.11.2016 № 2-126/2016» не соответствует действительности. Такая формулировка в решении суда отсутствует.
В соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-Ф36 в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Границы земель площадью 6 га в д. Хохловка, используемых более 15 лет воинской частью под военный городок, прослеживаются на местности; внутри них расположены здания и постройки, взаимосвязанные использованием в виде дорог и подъездов, имеют место следы жизнедеятельности, обусловленные выкосом трав и отсутствием древесно-кустарниковой растительности; частично территория ограничена забором.
Отсутствие сведений о земельном участке под военный городок площадью примерно <данные изъяты> га и правах на него в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) не умаляют права на него у воинской части или её правопреемников, так как в соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218 - ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, у воинской части права на землю в д. <данные изъяты> на основании постановления администрации Рамешковского района от ДД.ММ.ГГГГ№ признаются юридически действительными, кадастровый учет такого участка и регистрация права на него в ЕГРН может быть осуществлена в любое время по желанию собственника.
В отзыве администрации Рамешковского района Тверской области критикуются доводы административных истцом. Ссылаясь на положения ч. 1 и ч. 8 ст. 39.18, ст. 11.9, п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ полагают, что решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются законными. На основании постановления администрации Рамешковского района от ДД.ММ.ГГГГ№ войсковой части № 15487 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью <данные изъяты> га под полигон и военный городок. Под постройками предоставлено <данные изъяты> га. Принадлежность земель к той или иной категории в постановлении не определена. В последующем на основании указанного постановления был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок для размещении полигона под кадастровым № площадью <данные изъяты> га по категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечении космической деятельности и земель иного специального назначения. Для оформления прав Министерства обороны РФ на земли в кадастровом квартале № д. <данные изъяты> под постройками следует образовать и поставить на кадастровый учет земельный участок. Основанием для такого учета и регистрации прав является постановление администрации Рамешковского района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно постановлению главы администрации Рамешковского района № от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении земельного участка войсковой части № 15487 под полигон «Кушалино», войсковой части был предоставлен земельный участок общей площадью <данные изъяты> га под полигон и военный городок, из них по постройками- <данные изъяты> га.
Территория, на которой расположены здания воинской части, находятся на территории населенного пункта д. <данные изъяты>. Таким образом, объекты Министерства обороны Российской Федерации находящиеся в пределах квартала №, расположены на земельном участке государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем эти земельные участки могут быть сформированы исключительно Министерством обороны Российской Федерации (его представителем).
В связи с тем, что земли находящиеся в пределах квартала № площадью <данные изъяты> га предоставлены войсковой части и отсутствие сведений о точных координатах точек границы этого участка само по себе не является основанием для распоряжения землей войсковой части, администрация Рамешковского района не может утвердить схемы расположения земельных участков и, соответственно, предварительно согласовать их предоставление.
Войсковой частью 45095 представлен отзыв на административный иск, в котором командир войсковой части 45095 выражает несогласие с требованиями и считает их необоснованными по следующим основаниям: согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 1625-р «О закрытых военных городках» исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых военных городков и приватизации в них.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России» п/о Кушалино (войсковая часть 15487) Рамешковского района Тверской области до 11 октября 2011 года являлась закрытым военным городком.
Решением Совнаркома СССР от 17 июля 1938 года под авиационный полигон Кушалино был выделен земельный участок, на котором стала дислоцироваться войсковая часть 4181 (в настоящее время в/ч83115).
Постановлением Главы администрации Рамешковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ под полигон и военный городок в бессрочное и постоянное пользование войсковой части 15487 (в настоящее время в/ч 83115) был выделен земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, в состав которого вошли также земли под военным городком указанной воинской части. Ранее эту территорию занимала войсковая часть 4181.
Как следует из приговора Тверского гарнизонного военного суда от 31 октября 2018 года в отношении бывшего командира в/ч 15487 полковника запаса ФИО4, границы муниципальных образований Рамешковского района установлены Законом Тверской области от 28 февраля 2005 г. № 42-30.
Из копии схемы земельного участка Кушалинского района, подлежащего отводу под полигон восковой части 4181 (в настоящее время в/ч 83115), усматривается, что хутор <данные изъяты> входит в состав территории полигона войсковой части и, соответственно, расположен на землях Министерства обороны Российской Федерации.
Из сведений о земельном участке территории полигона Кушалино, содержащихся в формуляторе на авиационный полигон войсковой части 15487, составленном 1 февраля 1995 года, усматривается, что по постановлению главы администрации Рамешковского района от ДД.ММ.ГГГГ№ за Тверской КЭЧ района закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> га. Данная информация согласована с руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Рамешковского района Тверской области ФИО22 руководителем Тверской КЭЧ ФИО21 и командиром войсковой части 15487 ФИО4 29 января 2002 года. Из сведений, содержавшихся в формуляре, также следует, что под наименованием «<данные изъяты>» понимается штаб и военный городок войсковой части 15487 (в настоящее время 83115).
Из плана полигона Кушалино усматривается, что общая площадь полигона составляет <данные изъяты> га. План полигона изготовлен Центральным государственным лесоустроительным предприятием «Центрлеспроект», составлен на основе материалов землеустройства и лесоустройства 1991 года, утвержден командиром войсковой части 15487 полковником ФИО4 в 2002 году, в том же году согласован с начальником Тверской КЭЧ района и руководителем Рамешковского комитета по землеустройству. На плане населенного пункта д. <данные изъяты> нет, участок предполагаемой д. <данные изъяты> полностью входит в территорию войсковой части 15487. Аналогичные сведения содержатся и в плане Военного полигона Кушалино.
Из копий актов 1998 года, датированных 1992 годом материалов инвентаризации земель, находящихся в пользовании войсковой части 15487 Рамешковского района Тверской области, и схемы с указанием Территории восковой части 15487, утвержденной ФИО4 изготовленных из гражданского дела № 2-64/2010 по исковому заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области в интересах Российской Федерации по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области к Комитету по управлению имуществом администрации Рамешковского района Тверской области к ФИО4 о признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, находящегося в архиве Рамешковского районного суда Тверской области, усматривается, что выделенный земельный участок кадастровый квартал № под н.п. <данные изъяты> входит в территорию земель Министерства обороны Российской Федерации.
Как усматривается из ответа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 9 октября 2008 года № ВК/4331 на обращение ФИО4 от 22 июля 2008 года, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, о земельном участке с кадастровым номером № от 16 апреля 2007 года усматривается, что земельный участок располагается в сельском поселении <адрес> на территории округа, категория земель: земли обороны и иного специального назначения, разрешенное использование- под полигон Кушалино.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ Российская Федерация является собственником земельного участка, выделенного под размещение полигона общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>
Как следует из приказа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым №, относящийся к категории земель Министерства обороны, предписано разделить и утвердить границы вновь сформированных земельных участков с кадастровыми номерами № (площадью <данные изъяты> кв.м.) и № (площадью <данные изъяты>). ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации определено обеспечить в установленном порядке регистрацию права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки и внесение изменений об объекте учета в реестре федерального имущества.
Кадастровые дела с земельными участками под номером № и № на учет поставлены по заявлению представителя ФИО4 по доверенности ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ, и образовались из земельного участка с кадастровым номером №, который на учете находится с 2003 года.
В соответствии с положениями ст. 93 ЗК РФ землями Министерства обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст.22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ, за исключением указанных в ч. 4 ст. 27 ЗК РФ находящихся в федеральной собственности земель, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности государства и изъятых из оборота.
Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных учреждений.
Исходя из этого, земельные участки с кадастровыми номерами № и № образованы из земельного участка с кадастровым номером №, который относится к землям Министерства обороны.
Федеральное законодательство устанавливает, что земли Министерства обороны имеют особый правовой статус и изменение их границ должно проходить в специальном порядке с разрешения Министра обороны Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений законодательства и нормативных правовых актов, вопросы распоряжения земельными участками, находящимися у Вооруженных Сил Российской Федерации, вопросы изменения их целевого назначения и осуществление иных правомочий в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, представленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации, находятся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Просили отказать в удовлетворении административных исковых требованиях.
В судебном заседании административный истец ФИО4 поддержал административные исковые требования, просил суд их удовлетворить, пояснил, что никакого наложения на земельный участок, предоставленный войсковой части, не имеется. Постановлением главы администрации Рамешковского района от ДД.ММ.ГГГГ№ был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га. В 2009 году было проведено межевание данного земельного участка. На основании Приказа Министра Обороны № от ДД.ММ.ГГГГ о разделе земельного участка с кадастровым номером № было приказано разделить данный земельный участок <данные изъяты> га. Был разделен земельный участок на два земельных участка с кадастровыми номерами №, №. Право постоянного (бессрочного) пользования на эти земельные участки было зарегистрировано за Тверской КЭЧ района. Никакой войсковой части в правообладателях нет. В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в установленном законом порядке Федеральным государственным казенным учреждением Лесного хозяйства и природопользования. Это все один и тот же земельный участок, с одинаковой площадью. Ссылка ответчика на то что, они что-то не додали войсковой части в размере 6 га, является незаконной и не обоснованной.
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО3, ФИО2 поддержали административные исковые требования, просили требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5 административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, просила отказать в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица войсковой части 45095 и командира войсковой части 45095 как должностного лица ФИО6 выразила несогласие с административным иском, просила отказать в удовлетворении требований административных истцов по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области ФИО7 полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в отзыве.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрации Рамешковского района Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения судом норм материального права и принятии по делу нового решения, об отказе административным истцам в удовлетворении заявленных требований. Повторяя доводы отзыва на административное исковое заявление полагают, что имелись предусмотренные Земельным кодексом РФ основания для принятия оспариваемых решений.
В письменных возражениях ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы, содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения ввиду его законности и обоснованности.
В письменном отзыве ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации выражается несогласие с решением суда, полагают решение суда незаконным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе административным истцам в удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Рамешковского района Тверской области ФИО8 и представитель Комитета по управлению имуществом администрации Рамешковского района Тверской области ФИО7 доводы апелляционной жалобы поддержали по указанным в ней основаниям, просили решение суда отменить, принять новое решение об отказе административным истцам в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч. 7 ст. 150, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав объяснения участвующих в суде апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19 июня 2019 года административные истцы ФИО1, ФИО3, ФИО2 и 02 июля 2019 года административный истец ФИО4 обратились в администрацию Рамешковского района с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале №. К заявлениям приложили схемы расположения земельного участка на кадастровом квартале.
Распоряжением администрации Рамешковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном согласовании предоставления гражданину Республики Беларусь ФИО1 в аренду земельного участка в <адрес>.
Распоряжением администрации Рамешковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном согласовании предоставления гражданину России ФИО2 в аренду земельного участка в <адрес>.
Распоряжением администрации Рамешковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном согласовании предоставления гражданину России ФИО9 в аренду земельного участка в <адрес>.
Распоряжением администрации Рамешковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном огласовании предоставления гражданину России ФИО4 в аренду земельного участка в <адрес>.
В качестве основания для отказа в указанных распоряжениях указано: схема расположения Участка на кадастровом плане территории не может быть утверждена, так как имеет место наложения на земли, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование воинской части в соответствии с постановлением главы администрации Рамешковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№ под постройками площадью 6 га под военный городок.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок в д. <данные изъяты>, в кадастровом квартале №, в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части не предоставлялся.
Нахождение на территории кадастрового квартала №, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, имущества Министерства обороны Российской Федерации не свидетельствует о том, что испрашиваемые административными истцами земельные участки накладываются на земли, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части.
Вопреки требованиям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемые распоряжения не содержат ссылок и на иные, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, основания, а потому их нельзя признать обоснованными. Административным ответчиком нарушены положения пункта 17 статьи 39.15 ЗК РФ, которым предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
По существу решение суда является правильным, при этом судебная коллегия отмечает следующее.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка представляет собой первоначальный этап приобретения прав на земельный участок и не предрешает вопроса о предоставлении такого участка.
Однако в Распоряжениях №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в <адрес> только по основанию п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, иные основания для отказа в утверждении схемы, в том числе предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, отсутствуют. Сам по себе п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ основания для отказа не содержит, а является лишь отсылочной нормой. Следовательно, отказ ответчика неправомерен, а вывод суда об удовлетворении административных исковых требований является правильным.
Нарушенные права административных истцов подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения их заявлений, в связи с чем абзац 5 резолютивной части решения суда подлежит дополнению фразой о повторности рассмотрения.
Вместе с тем, из мотивировочной части решения суда подлежит исключению вывод, что земельный участок в д.<данные изъяты>, в кадастровом квартале №, в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части не предоставлялся, поскольку административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, при наличие вышеуказанных оснований для признания отказов административного ответчика неправомерными.
Остальные выводы суда в решении мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рамешковского районного суда Тверской области от 27 ноября 2019 года изменить, дополнить абзац 5 резолютивной части решения фразой «путём повторного рассмотрения их заявлений».
В остальной части решение Рамешковского районного суда Тверской области от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Рамешковского района Тверской области без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения Рамешковского районного суда Тверской области от 27 ноября 2019 года вывод, что земельный участок в д.<данные изъяты>, в кадастровом квартале №, в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части не предоставлялся.
Председательствующий:
Судьи: