Дело № 33а-1685-2018
Судья Кадашева И.Ф.
Докладчик Галина В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.,
судей Кошелевой А.П., Курановой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 20 февраля 2018 года административное дело по апелляционной жалобе администрации города Бердска Новосибирской области на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 21 ноября 2017 года которым постановлено административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить;
признать незаконным постановление администрации города Бердска №2323 от 21 августа 2017 года об исключении ФИО1 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;
обязать администрацию города Бердска восстановить ФИО1 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Бердска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Галиной В.А., объяснения представителя административного ответчика администрации города Бердска Новосибирской области ФИО2, представителя заинтересованного лица Министерства социального развития Новосибирской области ФИО3, представителя административного истца С.Г.АБ. – ФИО4, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, просила признать незаконным и отменить постановление администрации города Бердска от 21 августа 2017 №2323 года об исключении ФИО1 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, вынесенное Администрацией г.Бердска; возложить обязанность на администрацию города Бердска восстановить ФИО1 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Бердска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу..
В обоснование заявленных требований указано, что решением Чановского районного суда Новосибирской области от 01 апреля 1998 года ее мать ФИО5 лишена родительских прав, а отец ФИО6 решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 17 января 2002 года признан безвестно отсутствующим.
Постановлением администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№ за истцом закреплена жилая площадь по адресу: Новосибирская область, Чановский район, с.Песчаное Озеро, которое актом обследования санитарно-технического состояния жилого помещения признана непригодной для проживания.
Постановлением главы Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 20 марта 2008 года №14 истец, будучи несовершеннолетней, признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на внеочередное получение жилой площади. После выпуска из учреждений профессионального образования она не была обеспечена жильем, в числе собственников объектов недвижимости не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения не использовала.
Постановлением от 15 июля 2013 года №817-па административный истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В связи с определением места жительства, истец постановлением от 27 февраля 2015 года №811 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями администрацией г.Бердска Новосибирской области.
Постановлением администрации г.Бердска от 21 августа 2017 года №2323 административный истец была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Бердска. Основанием для исключения явилось выявление в документах, представленных в орган опеки и попечительства сведений, не соответствующих действительности, на основании которых ФИО1 была включена в список.
Административный истец считает указанное постановление незаконным, поскольку основания для признания ее нуждающейся в жилом помещении на момент вынесения данного постановления не изменились.
На момент постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она соответствовала требованиям, предъявляемым к соответствующей категории граждан, и с момента включения в список оснований для исключения из такового не возникло.
Решением Бердского городского суда г. Новосибирска от 19 февраля 2015 года на администрацию города Бердска Новосибирской области была возложена обязанность о предоставлении вне очереди жилого помещения ФИО7 с учетом членов семьи ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО10 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение с учетом нормы представления на каждого члена семьи общей площадью не менее 45 кв.м, находящееся в черте города Бердска.
Администрация города Бердска Новосибирской области исполнила решение суда в части предоставления жилого помещения без учета административного истца и ее ребенка, предоставив квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 46,5 кв.м, то есть по норме представления с учетом троих человек. Администрация г.Бердска не включила ФИО1 в состав нанимателей и предоставила жилое помещение только ФИО7, ФИО8, ФИО9 по норме представления по 15 кв.м на человека.
Сторонами по договору социального найма являются ФИО7 и административный ответчик. Брак между ФИО1 и ФИО9 расторгнут в июне 2014 года. Членом семьи ФИО7 и ФИО9 административный истец не является, права пользования квартирой С-вых не имеет.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Бердского городского суда Новосибирской области от 21 ноября 2017 года и отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что постановление администрации города Бердска от 27 февраля 2015 года №811 «О включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» было издано в связи с переменой истцом места жительства, а не в связи с первичный обращением ФИО1 о включении ее в список для получения жилого помещения.
Именно при первичной постановке на учет в Чановском районе Новосибирской области административным истцом были предоставлены недостоверные сведения, которые заключаются в том, что на дату принятия постановления администрацией Чановского района Новосибирской области о включении ФИО1 в список детей-сирот, она состояла в браке и приобрела право пользования жилым помещением как член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, находившегося по адресу: <адрес>, где она была зарегистрирована с 05 сентября 2012 года.
При обращении ФИО1 18 февраля 2015 года в администрацию города Бердска с вопросом о включении ее в список, она имела право на такое включение в связи с расторжением брака, поэтому 27 февраля 2015 года было вынесено положительное решение об ее включении в список на обеспечение жильем.
Однако, при получении 27 февраля 2015 года правового акта о включении ФИО1 в список последняя не сообщила в орган опеки и попечительства сведения о том, что 19 февраля 2015 года Бердским городским судом Новосибирской области вынесено решение по гражданскому делу о предоставлении семье С-вых, с учетом С.Г.АБ. как члена семьи, жилого помещения по адресу: <адрес>, с формулировкой «обязать администрацию МО г.Бердска предоставить вне очереди ФИО7, с учетом членов семьи ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО10 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 45,0 кв.м».
Решение суда с такой формулировкой не было обжаловано, вступило в законную силу, тем самым истцы выразили согласие с данным решением.
Апеллянт полагает, что вывод суда о том, что из решения суда от 19 февраля 2015 года не усматривается, что ФИО1 являлась членом семьи ФИО7 не обоснован, так как в резолютивной части решения на администрацию наложена обязанность предоставить ФИО7 с учетом членов семьи: ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО10, таким образом, судом ФИО1 четко определена как член семьи ФИО7
Жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено с учетом всех лиц, указанных в решении суда от 19 февраля 2015 года. В квартиру, предоставленную семье С-вых по решению суда, ФИО1 вселялась, проживала в ней, вплоть до сентября 2017 года.
Апеллянт полагает, что вышеприведенные нормы законодательства и фактические обстоятельства данного дела не исследованы судом в полном объеме, что повлекло за собой неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая спор и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции указал, что законных основании для исключения ФИО1 из списка лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, не имелось.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Новосибирской области от 05 июня 2013 года №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по заявлению в письменной форме.
Согласно пункту 5 части 9 статьи 2 Закона Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основанием для исключения из списка является выявление в документах, представленных в уполномоченный орган, сведений, не соответствующих действительности, на основании которых гражданин был включен в список.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Чановского района Новосибирской области от 31 августа 1999 года №267 ФИО11 направлена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО5 лишена родительских прав 01 апреля 1998 года, а отец ФИО6 находится в местах лишения свободы.
В период с 30 сентября 2002 года по 26 сентября 2007 года У.Г.АБ. находилась в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Тогучинский детский дом № 2 на полном государственном обеспечении.
В период с 01 сентября 2007 по 30 июня 2009 года проходила обучение в ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж» по специальностям «маляр», «штукатур», находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой указанного учреждения от 29 января 2015 года № 91.
Постановлением от 27 декабря 1997 года №9 администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области за несовершеннолетней ФИО11 закреплена жилая площадь по адресу: Новосибирская область, Чановский район, с.Песчаное Озеро.
Постановлением Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 20 марта 2008 года №14 ФИО11 поставлена на учет для получения жилой площади вне очереди, поскольку закрепленное за ней жилое помещение по причине естественного износа пришло в негодность.
В гарантийном письме администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 10 декабря 2008 года №61, адресованном директору ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж», указано, что ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по прибытию в с. Песчаное Озеро Чановского района Новосибирской области будет оказано содействие в трудоустройстве, в случае отсутствия вакансий по специальности будет поставлена на учет в ГБУ Новосибирской области центр занятости населения Чановского района Новосибирской области. По личному обращению ФИО11 будет приобретено жилье в порядке очереди согласно постанвлению Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области от 20 марта 2008 года «О постановке на льготную очередь».
Из пояснений представителя административного истца ФИО12 в суде апелляционной инстанции и материалов дела следует, что по окончании учебного заведения в 2009 году административный истец приехала в Чановский район Новосибирской области и 05 февраля 2009 года обратилась в администрацию Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении жилья. Принимая во внимание, что ни жилье ни работа по специальности ей предоставлены не были, ФИО11 вернулась в г.Бердск и продолжила обучение по другой специальности.
Согласно справки ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж» от 29 января 2015 года № 91 ФИО11 проходила обучение в указанном учреждении с 01 сентября 2011 года по 30 июня 2013 года по специальности «повар, кондитер». Находилась на полном государственном обеспечении.
В период обучения проживала по адресу: <адрес> общежитие.
02 августа 2012 года ФИО11 зарегистрировала брак с ФИО9, после заключения брака ФИО11 присвоена фамилия ФИО13.
Заочным решением мировой судьи 5 судебного участка судебного района г. Бердска Новосибирской области от 10 апреля 2014 года указанный брак расторгнут.
Постановлением администрации Чановского района Новосибирской области от 15 июля 2013 года №817-па ФИО1 была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации Чановского района Новосибирской области от 31 марта 2014 года №227-па ФИО1 была исключена из указанного выше списка в связи с переменой места жительства по собственной инициативе.
Постановлением администрации г. Бердска Новосибирской области от 27 февраля 2015 года № 811 ФИО1 включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г.Бердска Новосибирской области.
Постановлением администрации г. Бердска Новосибирской области от 21 августа 2017 года №2323 ФИО1 исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В качестве основания принятия данного постановления указано, что решением Бердского городского суда от 19 февраля 2015 года на администрацию была возложена обязанность по предоставлению вне очереди ФИО7 с учетом членов ее семьи, в том числе ФИО1, по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 45 кв.м. Во исполнение решения суда было предоставлено жилое помещение по адресу <адрес> общей площадью 46,5 кв.м. При заключении договора социального найма 24 декабря 2015 года ФИО1 включена в него как член семьи нанимателя.
Основанием для исключения из списка является, в том числе, выявление в документах, представленных в орган опеки и попечительства, сведений не соответствующих действительности, на основании которых гражданин был включен в список.
Из договора социального найма жилого помещения от 11 февраля 2016 года №1406 следует, что изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено ФИО7 и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование, что ФИО1 в качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма жилого помещения не внесена.
05 июля 2016 года двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> находившаяся в собственности муниципального образования г. Бердска Новосибирской области, передана в общую долевую собственность граждан ФИО7, ФИО8 и ФИО9 Таким образом, административный истец в приватизации указанной квартиры также не участвовала.
В настоящее время ФИО1 и ее несовершеннолетний сын зарегистрированы по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности Ф.Е., ФИО14 и ФИО15 Сведений о том, что административный истец является членом семьи указанных лиц в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком без учета фактических обстоятельств и вопреки требованиям действующего законодательства, поскольку на момент включения административного истца в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> 27 февраля 2015 года и на момент вынесения оспариваемого постановления ФИО1, относящаяся к указанной категории лиц, жилым помещением обеспечена не была.
Ссылка административного ответчика на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 19 февраля 2015 года о предоставлении семье С-вых, с учетом ФИО1 как члена семьи, жилого помещения по адресу: <адрес> не может быть признана состоятельной в силу следующего.
В соответствии с частью 4, частью 5 статьи 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Распоряжением главы администрации муниципального образования г. Бердска от 02 августа 2005 года №2479-р «О мерах по реализации ЖК РФ» на территории г. Бердска установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади на человека.
Из материалов дела усматривается, что общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 46,5 кв. м, в указанное помещение фактически вселены ФИО7, ФИО8 и ФИО9 В случае вселения административного истца и ее несовершеннолетнего ребенка, на одного человека будет приходиться менее учетной нормы площади указанного жилого помещения.
При этом достоверных допустимых доказательств того, что административный истец является членом семьи указанных лиц в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с судебным решением, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства. оснований для которой не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, основания, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 21 ноября 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу администрации города Бердска Новосибирской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи