ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-168/2018 от 14.02.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Мухамбеталиева Л.К. дело № 33а-168/2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г. Астрахань 14 февраля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Баранова Г.В.,

судей областного суда Хаировой Д.Р., Обносовой М.В.,

при секретаре Салиховой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Астраханмелиоводхоз»» на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 02 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Астраханмелиоводхоз» к администрации муниципального образования «Наримановский район» об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛА:

ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» обратилось в суд с административным иском к администрации МО «Наримановский район» об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что постановлением №1169 от 23 июня 2017 года администрация МО «Наримановский район» отказала в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под действующие оросительно-обводнительные системы и каналы. Административный истец не согласился с вынесенным постановлением, поскольку на балансе Правобережного филиала ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» находятся объекты недвижимости в виде обводного канала Прикаспийской оросительно-обводнительной системы, Табдыгчинский водный тракт, Прикаспийская оросительно-обводнительная система, данные объекты недвижимости представляют собой совокупность гидротехнических сооружений, предназначенных для осуществления сельскохозяйственного водоснабжения, и расположены на земельный участках, относящихся к категории земель водного фонда. Действующее законодательство требует от лиц, эксплуатирующих объекты недвижимости осуществлять государственную регистрацию самих объектов и земельных участков на которых они расположены. Законом предусмотрено формирование земельного участка в землях водного фонда под гидротехническими сооружениями, в связи с чем отказ в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории нарушает право ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» на формирование земельного участка под эксплуатируемыми гидротехническим сооружениями. С учетом уточнения административных исковых требований просит признать незаконным и отменить постановление администрации МО «Наримановский район» №1169, возложить обязанность на администрацию МО «Наримановский район» утвердить схемы расположения земельных участков: обводного канала Прикаспийской оросительно-обводнительной системы, площадью 2219810 кв.м., Табдычинский водный тракт, площадью 22 909 818 кв.м., Прикаспийская оросительно-обводнительная система, площадью 36 866 141 кв.м.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» ФИО1 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель администрации МО «Наримановский район» ФИО2 оставил решение на усмотрение суда.

Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 02 ноября 2017 года административные исковые требования ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, указав, что обязанность формирования земельного участка в землях водного фонда под гидротехническими сооружениями предусмотрена земельным законодательством Российской Федерации. Полагает, что объекты недвижимости Прикаспийская оросительно-обводнительная система, Табдыгчинский водный тракт, Прикаспийская оросительно-обводнительная система, находящиеся на балансе ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз», являются искусственно созданными гидротехническим сооружением, что подтверждается строительно-технической экспертизой.

На заседание судебной коллегии представитель администрации муниципального образования «Наримановский район» ФИО2, не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

С учетом положений статей 10, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав докладчика, представителя ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» по доверенности ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли водного фонда. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В силу пунктов 2, 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации, к поверхностным водным объектам относятся: водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Правобережному филиалу ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» на праве оперативного управления принадлежат сооружения в виде обводного канала Прикаспийской оросительно-обводнительной системы, Табдычинский водный тракт, Прикаспийская оросительно-обводнительная система.

13 апреля 2017 года Правобережный филиал ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» обратился в администрацию МО «Наримановский район с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков под вышеуказанными гидротехническими сооружениями.

Постановлением администрации МО «Наримановский район» от 23 июня 2017 года №1169 отказано Правобережному филиалу ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под действующее оросительно-обводнительные системы и каналы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в границы планируемых к образованию земельных участков входят водные поверхности, на землях которых, согласно пункту 2 статьи 102 Земельного кодекса, не осуществляется формирование земельных участков.

Согласно заключению строительно-технической экспертизы № 05 ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» Табдыгчинский водный тракт (Бешкульская оросительно-обводнительная система) расположен в юго-западной части Астраханской области на Западной ильменно-бугровой равнине. Поверхность Западной ильменно-бугровой равнины представляет собой обширную низменность с большим количеством водотоков- ериков и водоёмов озёрного типа - ильменей, формирующих единую водную систему Западных подстепных ильменей, между которыми располагаются водораздельные высоты Бэровских бугров. Водоёмы и Бэровские бугры в основном имеют вытянутую форму и восточно-западную ориентацию. В состав Табдыгчинского водного тракта (Бешкульская оросительно-обводнительная система) входят: Головная насосная станция первого подъёма на правом берегу протоки Серебряная Воложка, Головная насосная станция второго подъёма на ерике Коньга, в западной оконечности села Биштюбинка, Насосная станция третьего подъёма (законсервирована) в юго-западной оконечности ильменя Гашун-Нур, Цепочка каналов, расположенных по руслам естественных водотоков - ериков и ильменей: ерик Коньга, ерик Биштюбинка, канал Тюлевский, ильмень Тюлевский, ильмень Садовый, ильмень Караванный, ильмень Камышовый, ильмень Чистый, ильмень Яга-Овыл-Орты, ильмень Ловецкий, ильмень Лицанский, ильмень Большой Бешкуль, ильмень Малый Бешкуль, ильмень Гашун-Нур. Табыгчнский водный тракт является искусственно созданным мелиоративным гидротехническим комплексом, состоящим из водозаборных, водопроводящих, регулирующих гидротехнических сооружений, в совокупности с каналами и водохранилищами.

Согласно заключению строительно-технической экспертизы №06 Прикаспийская оросительно-обводнительная система расположена в юго- западной части Астраханской области на Западной ильменно-бугровой равнине. В состав Прикаспийской оросительно-обводнительной системы входят: Головная насосная станция первого подъёма, расположенная в северо-западной оконечности ерика Кисимская Яма в 10 км западнее пос. Красные Баррикады, Головная насосная станция второго подъёма, расположенная в северо-западной оконечности ильменя Кика (в настоящее время законсервирована), два шлюза- регулятора, расположенных в грунтовой дамбе, которая разделяет ильмень Шушай на восточную и западную части, регулирующих заполнение Прикаспийской оросительно-обводнительной системы паводковыми водами. - цепочка каналов и водохранилищ, расположенных по руслам естественных водотоков - ериков и водоёмов-ильменей: ильмень Шушай, ильмень Федор-Куль, ильмень Зургута. ильмень ФИО3, ильмень Хаптха, ильмень Бурата, ильмень Большой ФИО4, шльмень Малый ФИО4, ильмень Кика, ильмень Крибаус, ильмень Гурбута, ильмень Япрак, ильмень Поляк. Прикаспийская оросительно-обводнительная система является искусственно созданным мелиоративным гидротехническим комплексом, состоящим из водозаборных, водопроводящих, регулирующих гидротехнических сооружений, в совокупности с каналами и водохранилищами.

Согласно заключению строительно-технической экспертизы № 07 Прикаспийская оросительно-обводнительная система расположена в юго- западной части Астраханской области на Западной ильменно-бугровой равнине. Обводной канал Прикаспийской оросительно-обводнительной системы, объединяет ильмень Шушай с ильменём Федор-Куль, ильмень Зургута с ильменём ФИО3, является искусственно созданным мелиоративным гидротехническим сооружением.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, проанализировав положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и фактические обстоятельства, пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление администрации муниципального образования «Наримановский район» от 23 июня 2017 года № 1169 является законным и прав заявителя не нарушает. В границах образуемых земельных участков расположены каналы и водохранилища, отнесенные законодательством к поверхностным водным объектам, что в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации препятствует формированию земельных участков.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Из подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что одним из оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Поскольку схема расположения земельного участка является документом, необходимым для его образования, то при ее составлении и утверждении должны учитываться требования, указанные в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, несоблюдение которых на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в ее утверждении.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации водные объекты не относятся к недвижимому имуществу.

Следовательно, формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не соответствуют названным нормам права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Правобережный филиал ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» как лицо, эксплуатирующее объекты недвижимости, обязано осуществить государственную регистрацию самих объектов и земельных участков, не могут быть основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Поскольку положениями статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации запрещено формирование и образование земельных участков из земель, покрытых поверхностными водами, спорные земельные участки, занятые оросительно-обводнительными системами в существующих границах, отказ администрации МО «Наримановский район» в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории обводного канала Прикаспийской оросительно-обводнительной системы, площадью 2219810 кв.м., Табдычинский водный тракт, площадью 22 909 818 кв.м., Прикаспийская оросительно-обводнительная система, площадью 36 866 141 кв.м., с образованием в том числе земельных участков, покрытых поверхностными водами, соответствует положениям действующего законодательства.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Наримановского районного суда Астраханской области от 02 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Астраханмелиоводхоз»» - без удовлетворения.

Председательствующий Баранов Г.В.

Судьи областного суда Хаирова Д.Р.

Обносова М.В.