ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-17004/2016
7 сентября 2016 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Рахимовой Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании постановлений недействительными, восстановлении срока для обжалования постановлений
по апелляционной жалобе ООО «Дом ритуальных услуг» на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
установила:
административные истцы обратились в суд с административным иском к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании постановления №... от дата... постановления №... от №......», постановления №... от дата....
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают на то, что по результатам рассмотрения заявления (вх. №... от дата) истцами было получено Письмо Администрации Уфимского района (исх. №... от дата), согласно которому стало известно о строительстве крематория на территории закрытого кладбища ..., расположенного в границах сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район, в соответствии с принятыми Администрацией района оспариваемыми решениями о предоставлении земельного участка для строительства крематория ООО «Уфимский дом ритуальных услуг». Земельный участок был предоставлен на основании акта выбора земельного участка от дата, присвоен кадастровый №... общей площадью ... кв.м., который был сформирован путем выделения из земельного участка с кадастровым номером №... (территория ... кладбища»).
Вышеуказанные решения Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан приняты с нарушением законных прав истцов и действующего законодательства. В нарушение Федерального закона от 25 ноября 2009 года № 270-ФЗ, в ред. Федерального закона от 26 июня 2007 года № 118-ФЗ, ни органами местного самоуправления муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан, ни органами местного самоуправления сельского поселения Красноярский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан какие-либо нормативные или ненормативные акты, правила или положения о порядке деятельности крематорием на территории муниципального образования не утверждены.
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан при принятии решений о предварительном согласовании места размещения объекта - крематория и о предоставлении земельного участка для строительства крематория требования п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнила в ненадлежащем виде: в общественно-политической газете Уфимского района Республики Башкортостан «Уфимские нивы» №...... от дата (в субботу) на стр. ... опубликовано Информационное сообщение о том, что в соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан информирует жителей Уфимского района Республики Башкортостан о предстоящем проектировании и строительстве крематория, площадь земельного участка ..., на землях ... кладбища в административных границах сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. При этом, в тексте сообщения не указано о примерном месте расположения крематория, о кадастровом квартале и кадастровом номере предполагаемого передаче земельного участка для проектирования и строительства. Не дожидаясь истечения месячного срока для принятия предложений от населения сельского поселения, дата Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан издает постановление №...... хотя в информационном сообщении речь шла о проектировании и строительстве крематория. Далее, вновь не дожидаясь истечения месячного срока для приема предложений, дата между ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» и Управлением земельных и имущественных отношений Администрации Уфимского района Республики Башкортостан заключен договор аренды №... земельного участка №... общей площадью ....
Принципы норм, предусмотренных ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, не соблюдены Администрацией Уфимского района при принятия решений о предоставлении земельного участка под крематорий. Утверждая границы земельного участка для строительства крематория, Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, без согласия фактического владельца земельного участка - УКХиБ Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, изъяло часть земельного участка для предоставления его ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» для строительства крематория.
Более того, земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью ... предоставленный для строительства крематория, относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, однако ни органами местного самоуправления муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан, ни органами местного самоуправления сельского поселения Красноярский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан какие-либо нормативные или ненормативные акты, правила или положения о создании особо охраняемых территорий и объектов на территории муниципального образования до утверждения границ земельного участка под крематорий, а также утверждения акта выбора земельного участка под крематорий, не принимались.
Правила землепользования и застройки сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - ПЗЗ) утверждены решением Совета сельского поселения Красноярский сельсовет Уфимский район Республики Башкортостан № 167 от 04 апреля 2013 года, в соответствии со ст. 51 (Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам) которых в п. 19.2 таблицы 1 указано, что крематорий является разрешенным использованием зоны специального назначения 1 (СГП). Статья 52 ПЗЗ устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Так, минимальная площадь для зоны ОН, где разрешен крематорий, - 2 га. Тогда как, ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» принято решение о предоставлении земельного участка площадью ..., то есть с отклонением от Правил землепользования и застройки.
В связи с тем, что согласно ПЗЗ сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан зону особо охраняемых территорий и объектов нельзя использовать для строительства крематория, то земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью ... должен быть переведен в иную категорию земельных участков, позволяющую любое строительство, в том числе крематория. Однако, перевод спорного земельного участка в иную категорию в установленном ст. 8 Земельного кодекса РФ и ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» порядке в иную категорию осуществлен не был, нет решения органа местного самоуправления - сельского поселения Красноярский сельсовет или органа исполнительной власти субъекта Федерации - Правительства Республики Башкортостан о переводе земельного участка с кадастровым номером №... под строительство крематория из категории особо охраняемых территорий и объектов в иную категорию, позволяющую осуществлять строительство объекта.
Процедура предоставления земельного участка ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» должна была пройти публичные слушания в соответствии с Уставом сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утверждённым решением Совета сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 01 января 2001 г. № 72, в нарушение ст. 11 устава по вопросу межевания территории, изменения разрешенного использования земельного участка публичные слушания проведены не были.
Административные истцы просят признать незаконными постановления №... от дата, №... от дата, №... от дата; восстановить срок для обжалования вышеуказанных постановлений административного ответчика.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 июня 2016 года признаны незаконными постановление администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от дата№......, постановление от дата№... «... постановление от дата№...... Восстановлен срок для обжалования вышеуказанных постановлений.
В апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» просит решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 июня 2016 года отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение, которым в иске отказать. В обоснование указывает на то, что спорными постановлениями конституционные права граждан и юридических лиц не нарушены, были полностью обеспечены гарантии доступа населения к участию в принятии решения о предоставлении прав на землю в целях ее эффективного и рационального использования. Информации о наличии жалоб, заявлений по поводу строительства крематория на землях Западного кладбища административным истцом не предоставлено. Строительство крематория осуществлялось согласно федеральным законам, иным нормативно-правовым актам, выделение земли под строительство крематория так же было законным и обоснованным. Предметом судебного разбирательства не являлись вопросы, резервирования, изъятия земельного участка, в том числе, путем выкупа для государственных и муниципальных нужд, по которым действительно должны проводится публичные слушания и сходы граждан. Вывод суда о том, что при принятии оспариваемых постановлений должна быть соблюдена процедура публичных слушаний полагает необоснованным, так как ни ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни Устав сельского поселения не требует обязательного обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования. Полагает, что вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства не являются вопросами местного значения, а по смыслу образуют состав административных функций, исполняемых структурным подразделением местной администрации муниципального образования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Кроме того, законность решения вопросов межевания территории, изменения разрешенного использования земельного участка истцами не оспаривалась. Ссылается на то, что суд неверно истолковал ст. 31 ЗК РФ, поскольку указанная норма Земельного кодекса РФ, не требует обязательного получения согласия граждан на осуществление планируемого строительства, имеется лишь обязанность органов власти и застройщиков своевременно предоставлять информацию о будущем строительстве. Суд не принял во внимание и то обстоятельство, что до ноября 2015 года состав основных видов разрешённого использования не был чётко регламентирован и устанавливался муниципалитетами. Суд сослался на Правила землепользования и застройки сельского поселения, согласно которым крематорий является разрешенным использованием зоны специального назначения 1 (СП 1), однако согласно Приказа Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков (с изменениями на 30 сентября 2015 года)", то есть правового акта имеющего большую юридическую силу, размещение крематориев (код. 12.1) является ритуальной деятельностью, в отличие от специальной деятельности.
Кроме того, суд не принял во внимание Заключение Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от дата№...... согласно которому в пределах проектируемого строительства на территории ... муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан крематория "под ключ" и последующей его эксплуатации, земельный участок с кадастровым номером №..., особо охраняемых природных территорий республиканского значения не имеется.
Также считает, что истцом был пропущен срок на обращение в суд, предусмотренный ч.1,5,8 ст. 219 КАС РФ, уважительности пропуска установленного законом трехмесячного срока обращения в суд не предоставлено.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав объяснения директора ООО «Дом ритуальных услуг» - ФИО16, представителей ООО «Дом ритуальных услуг»: ФИО17, ФИО18, представителя УКХиБ Администрации ГО г. Уфа РБ – ФИО19, представителя Администрации ГО г. Уфа РБ – ФИО20, представителей истцов: ФИО7 и ФИО21, ФИО8, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 10 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с подпунктами 7, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основными принципами земельного законодательства в Российской Федерации являются платность использования земли и сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Статьей 16 указанного закона установлены санитарные и экологические требования к размещению мест погребения. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правиламизастройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 года №309-Ф3)
Не разрешается устройство кладбищ на территориях: 1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; 2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; 3) на березах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; 4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням, обвалам, заболоченных. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 года № 118-ФЗ).
Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления (ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Порядок предоставления земельных участков под строительство был установлен ст. ст. 29-30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015 года).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ (в ред., действующей до 01.03.2015 года) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или
юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ
исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного
участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования вслучаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ в соответствующей редакции Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 года № 123-ФЗ).
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд, находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основными принципами законодательства о градостроительной деятельности являются 1) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; 2) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 3) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; 4) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; 5) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; 6) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункта «д» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 31.07.2005 года № 5-з «Об особо охраняемых природных территориях» «законодательство Республики Башкортостан об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», других федеральных законов и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. Акты органов местного самоуправления, принимаемые в пределах их компетенции, не должны противоречить настоящему Закону».
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Согласно ст. ст. 2-3 Закона Республики Башкортостан от 31.07.2005 года № 5-з «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 21.06.2005 года) особо охраняемые природные территории могут иметь планетарное, федеральное, республиканское или местное значение. Особо охраняемые природные территории республиканского значения являются собственностью Республики Башкортостан и находятся в ведении органов государственной власти Республики Башкортостан. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» обратилось к главе администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением об отводе участка земли под строительство крематория и выдаче разрешения на разработку соответствующей проектной документации, строительство и его эксплуатацию.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по застройке г. Уфы от дата с участием присутствующих от Совета ГО г. Уфы, Администрации ГО г. Уфы, Администраций Кировского, Октябрьского, Демского, Калининского, Ленинского, Орджоникидзевского, Советского районов г. Уфы вопрос о размещение крематория на территории Западного кладбища города отложено для уточнения принадлежности земельного участка к территории города.
дата комиссия в составе зам. главы администрации MP Уфимский район РБ ФИО22 и членов комиссии, в том числе главы администрации СП Красноярский сельсовет MP Уфимский район РБ ФИО23, начальника УКХиБ администрации ГО г. Уфа РБ ФИО24, директора ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» произвела выбор земельного участка для проектирования и строительства крематория на землях ... кладбища (в восточной его части) в административных границах СП Красноярский сельсовет MP Уфимский район РБ площадью ... га, которая подлежала корректировке при составлении и согласовании проекта.
дата Центральным межрайонным управлением Министерства природных ресурсов РБ подготовлено заключение по выбору земельного участка №....
дата постановлением Администрации муниципального района Уфимский район РБ №... «... согласовано место размещение участка и утвержден акт комиссии от дата.
Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата№...... установлены характеристики земельного участка с кадастровым номером №... месторасположения - в границах СП Красноярский сельсовет, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для строительства крематория, площадь -...., срок аренды ... года.
В дальнейшем, как установлено судом, ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» действий по оформлению всей необходимой для строительства документации не осуществляло, к строительству не приступило.
дата комиссия в составе зам. главы администрации MP Уфимский район РБ ФИО25 и членов комиссии, в том числе главы администрации СП Красноярский сельсовет MP Уфимский район РБ ФИО26, начальника УКХиБ администрации ГО г. Уфа РБ ФИО27, заказчика директора ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» вновь произвела выбор земельного участка для проектирования и строительства крематория на землях ... кладбища (в восточной его части) в административных границах СП Красноярский сельсовет MP Уфимский район РБ площадью ..., которая подлежала корректировке при составлении и согласовании проекта.
дата Центральным межрайонным управлением Министерства природных ресурсов РБ подготовлено заключение по выбору земельного участка №....
В общественно-политической газете Уфимского района РБ «Уфимские нивы» №...... от дата на стр. ... опубликовано информационное сообщение о том, что в соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ Администрация MP Уфимский район РБ информирует жителей Уфимского района РБ о предстоящем проектировании и строительстве крематория, площадь земельного участка ... на землях «... кладбища в административных границах СП Красноярский сельсовет MP Уфимский район Республики Башкортостан. Срок для представления вопросов и предложений в Администрацию MP Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 6, для лиц, чьи интересы могут быть затронуты при предоставлении земельного участка, установлен в один месяц.
В нарушение установленного срока Администрацией муниципального района Уфимский район РБ дата вынесено постановление №......
дата между ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» и Управлением земельных и имущественных отношений Администрации Уфимского района РБ во исполнения постановления №... от дата заключен договор аренды №... земельного участка №... общей площадью ....
дата ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» получено разрешение на строительство №..., сроком действия до дата, продленное в последующем до дата.
дата осуществлена регистрация договора аренды на данный земельный участок на срок с дата по дата в пользу ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата№...).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что какие-либо нормативные или ненормативные акты, правила или положения о порядке деятельности крематория на территории муниципального образования представлены не были; предоставление земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью .... ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» для строительства крематория осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта, следовательно, в таком случае должна быть соблюдена процедура, предусмотренная ст. 31 Земельного кодекса РФ, в редакции, действующей на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, то есть на момент принятия постановления Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата№... «О ...
В соответствии со ст. 11 Устава сельского поселения Красноярский сельсовет MP Уфимский район РБ, утверждённого решением Совета сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 01.01.01 г. № 72, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Сельского поселения представительным органом Сельского поселения, главой Сельского поселения могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься (в числе других вопросов): проекты планов и программ развития Сельского поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Таким образом, как обоснованно указал суд, при принятии Постановления Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата№...... для проектирования и строительства крематория на землях ... кладбища в административных границах сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» и Постановления Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата№...... процедура предоставления земельного участка ... должна была пройти публичные слушания.
Между тем, доказательств проведения публичных слушаний жителей сельского поселения по вопросу межевания территории, изменения разрешённого использования земельного участка, суду первой инстанции предоставлено не было. Согласно ответу главы администрации MP Уфимский район РБ от дата. №... публичные слушания по вопросов строительства крематория на территории кладбища ... не проводились.
В этой связи суд правомерно посчитал, что Администрацией MP Уфимский район при принятия решений о предоставлении земельного участка под крематорий требования нормативно- правовых актов не были соблюдены; указанное, безусловно, привело к нарушению конституционных прав населения сельского поселения Красноярский сельсовет Уфимского района РБ, предусмотренных ст. ст. 3, 12, 42 Конституции Российской Федерации и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере землепользования.
Более того, земельный участок общей площадью ...., предоставленный для строительства крематория, имеет кадастровый номер №... который был сформирован путем выделения из земельного участка с кадастровым номером №... (территория ... кладбища»), согласно кадастровому паспорту имеет месторасположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: адрес, отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, который в свою очередь был передан УКХиБ ГО г. Уфы РБ постановлением главы Администрации Уфимского района РБ от дата№... для организации кладбища, принятого на основании распоряжения Совета Министров Республики Башкортостан от дата№......
В общественно-политической газете «Уфимские нивы» от дата№......) опубликовано решение Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 27.11.2012 года № 16 «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» (далее - Схема).
На стр. 31 газеты в разделе особо охраняемые природные объекты Схемы указано, что на территории Уфимского района имеются памятники природы регионального значения на основании Постановления Совета Министров БАССР от 17.08.1965 года №465.
Между тем, ни органами местного самоуправления муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан, ни органами местного самоуправления сельского поселения Красноярский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан какие-либо нормативные или ненормативные акты, правила или положения о создании особо охраняемых территорий и объектов на территории муниципального образования до утверждения границ земельного участка под крематорий, а также утверждения акта выбора земельного участка под крематорий, не принимались.
Целевое и разрешённое использование земельных участков, то есть использование в соответствии с целью изначального или происшедшего создания земельного участка определяют Правила землепользования и застройки территорий сельских и городских поселений.
Правила землепользования и застройки сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан утверждены решением Совета сельского поселения Красноярский сельсовет Уфимский район Республики Башкортостан № 167 от 04 апреля 2013 г.
В п. 19.2 ст. 51 Правил землепользования и застройки в таблице 1 указано, что крематорий является разрешенным использованием зоны специального назначения 1 (СП1).
Статья 52 Правил землепользования и застройки устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Минимальная площадь для зоны СП1, где разрешен крематорий, составляет 2 га. Между тем, принято решение о предоставлении ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» земельного участка площадью ..., то есть с отклонением от Правил землепользования и застройки.
В этой связи суд обоснованно указал, что Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом органов местного самоуправления, имеют обязательную юридическую силу и подлежат исполнению всеми государственными органами и органами местного самоуправления, органами надзора и контроля, владельцами недвижимости, инвесторами, застройщиками, заказчиками, подрядчиками (п.п. 8 ч. 1 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ)
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (п.п. 4 ч. 1 ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ).
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 года № 232-ФЗ); земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п. 10 ст. 85 земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94- 100 3КРФ.
В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью ...., предоставленный ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» для строительства крематория, относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположен в зоне специального назначения СП 1 и СП2 (с 04.04.2013 года согласно ПЗЗ).
При первоначальном формировании земельного участка на основании постановления Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата№...... на территории Красноярского сельсовета зоны специального назначения СП1 и СП2 не были установлены, однако действовали по состоянию на дата, то есть на день принятия оспариваемого постановления №... о предоставлении земельного участка ООО «Уфимский дом ритуальных услуг».
В соответствии с п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон могут включаться в состав зон специального назначения и недопустимо в других территориальных зонах.
В свою очередь согласно п. 12 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно п. 60.3 Правил землепользования и застройки сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в пределах зон особо охраняемых природных территорий запрещены все виды использования земельных участков, не связанных с основным существующим видом использования и назначения. В границах зон особо охраняемых природных территорий запрещается: нарушение предметов и объектов охраны при любых видах деятельности; изменения функционального назначения зон охраняемых ландшафтов; строительство новых капитальных зданий и сооружений, не связанных с функциональным назначением зоны охраняемого ландшафта; значительное изменение рельефа и вырубка зеленых насаждений, за исключением санитарных рубок; устройство свалок; применение ядохимикатов, химических средств защиты растений и стимуляторов роста.
В этой связи суд пришел к обоснованному выводу о том, что капитальное строительство здания, в дальнейшем осуществляющее деятельность крематория, противоречит установленным нормативным актам. Перевод земельного участка с кадастровым номером №... в иную категорию, позволяющую любое строительство, в том числе крематория, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» осуществлен не был.
Оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконными постановления администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от дата№...... постановления от дата№...... и постановления от дата№......
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Судом также было удовлетворено ходатайство административных истцов о восстановлении срока обращения в суд для обжалования названных выше постановлений с указанием на то, что официальная публикация в общественно-политической газете Уфимского района РБ «Уфимские нивы» информационного сообщения осуществлена дата, ранее по данному вопросу публикаций не было, при этом текст информационного сообщения не позволил заинтересованным лицам определить нарушение их прав и законных интересов и возможность своевременного обращения с требованием о защите своих прав.
Оснований для переоценки вывода суда об уважительности причин пропуска срока судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ООО «Уфимский дом ритуальных услуг» о необоснованном восстановлении срока, при отсутствии обстоятельств, объективно препятствующих административным истцам своевременно обратиться в суд, были предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку суд, признавая те или иные причины уважительными, решает этот вопрос - в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения - с учетом всех обстоятельств конкретного дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, положениями п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, гарантированы права граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления в решении вопросов застройки земельных участков. При этом, действительно, законодатель не требует обязательного получения согласия населения на осуществление планируемого строительства, а лишь обязывает органы местного самоуправления своевременно предоставлять соответствующую информацию, обеспечивать возможность участия в ее обсуждении (с соблюдением определенной процедуры, если это предусмотрено законодательством), и принимать юридически значимые решения с учетом выявленного таким образом мнения.
Вместе с тем, информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечивает право граждан, общественных организаций на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков в аренду для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Также не состоятельны доводы апелляционной жалобы со ссылкой на заключение Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 05 мая 2016 года № 12/4426 "О наличии (отсутствии) особо охраняемых природных территорий республиканского значения на участке предполагаемого осуществления хозяйственной и иной деятельности", согласно которому в пределах земельного участка с кадастровым номером №... особо охраняемых природных территорий республиканского значения не имеется, поскольку сведения о категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» содержатся в кадастровом паспорте земельного участка, доказательств того, что в установленном законом порядке был осуществлен перевод данной категории земель в другую, в материалы дела не представлены.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Дом ритуальных услуг» - без удовлетворения.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи Александрова Н.А.
Троценко Ю.Ю.
Справка: судья Мозжерина Г.Ю.