ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1709/2022 от 07.07.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Щербаков А.В. 77RS0021-02-2021-014236-70

дело № 33а-1709/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июля 2022 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Георгиновой Н.А., Дятлова М.В.,

при секретаре Псареве И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-224/2022 по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении обследования объекта недвижимости, возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности включить в титул капитального ремонта объект недвижимости- двухэтажное здание казармы, площадью 1328 кв.м, расположенного на территории военного городка войсковой части 03013 по адресу: <адрес>, и провести капитальный ремонт указанного объекта,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Заводского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:

«иск заместителя военного прокурора Брянского гарнизона, удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести обследование объекта недвижимости, двухэтажного здания казармы, площадью 1328 кв.м., расположенного на территории военного городка войсковой части 03013 по адресу: <адрес>, инвентарный .

Обязать Министерство обороны Российской Федерации включить в титул капитального ремонта и провести капитальный ремонт объекта недвижимости, двухэтажного здания казармы, площадью 1328 кв.м, расположенного на территории военного городка войсковой части 03013 по адресу: <адрес>, инвентарный ».

Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Сырцевой О.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя административного истца – Г.И.С., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

административный истец - заместитель военного прокурора Брянского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении обследования объекта недвижимости, возложении на Министерство обороны России обязанности включить в титул капитального ремонта объект недвижимости - двухэтажное здания казармы, площадью 1328 кв.м, расположенное на территории военного городка войсковой части 03013 по адресу: <адрес>, и проведения капитального ремонта указанного объекта.

В обоснование требований указал, что военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 03013 (далее в/ч 03013) требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проверки было установлено, что на территории военного городка в/ч 03013 по адресу: <адрес>, расположено двухэтажное здание казармы, площадью 1328 кв.м., 1955 года постройки.

Данное здание передано балансодержателем имущества ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в пользование в/ч 03013. Его содержание (эксплуатацию) осуществляет производственный участок (<адрес>) жилищно-коммунальной службы (<адрес>) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России.

Согласно акту общего весеннего осмотра объекта казарменно-жилищного фонда от 24 марта 2021 г. здание казармы находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует капитального ремонта.

Аналогичные нарушения неоднократно фиксировались в актах сезонных осмотров в 2019-2020 гг., но тактико-техническое задание для проведения капитального ремонта здания казармы не разрабатывалось, планирование и осуществление данных работ ответчиком не производилось.

Судом постановлено указанное решение.

29 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда вынесла определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства и передаче дела на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда.

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Приводит доводы о том, что заключение государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту регламентировано Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Указывает, что формирование комиссии по освидетельствованию технического состояния объектов воинской части (военного городка) осуществляется командованием воинской части, а планирование и выполнение мероприятий, направленных на проведение капитального ремонта осуществляется ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Полагает, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с пунктом 4 части второй статьи 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 37 КАС РФ определено, что лицами, участвующими в деле, являются: стороны; взыскатель и должник по административным делам о вынесении судебного приказа; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу.

В силу частей 4, 5 статьи 38 КАС РФ, под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.

Частью 5 статьи 41 КАС РФ установлено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

В силу части 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее- Положение), в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 которого указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесена среди прочего организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.

При этом согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.

На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно пунктам 16, 21, 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, учреждение осуществляет выполнение работ по текущему и капитальному ремонту объектов материально-технической базы военного городка, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления или предоставленных учреждению в безвозмездное пользование.

Как следует из материалов дела, здание казармы, площадью 1328 кв.м, расположенное на территории военного городка войсковой части 03013 по адресу: <адрес>, инвентарный передано с бюджетного учета ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской федерации во владение и пользование ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которым оно в свою очередь передано в пользование войсковой части 03013 на основании акта приема-передачи от 12.07.2013 (л.д.5-8).

Вместе с тем, возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как на собственника имущества обязанность провести капитальный ремонт казармы, суд не принял во внимание названные выше акты, не учел его организационную структуру и наделение специальными полномочиями структурные подразделения министерства, не определил надлежащее лицо, непосредственно ответственное за производство капитального ремонта, в то время как само Министерство обороны Российской Федерации только организует выполнение работ по капительному ремонту объектов социальной инфраструктуры, тогда как учреждение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет выполнение работ по текущему и капитальному ремонту объектов материально-технической базы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах, решение Заводского районного суда г. Орла от 4 марта 2022 года подлежит отмене с направлением дела в Заводской районный суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 4 марта 2022 года отменить.

Административное дело №2а-224/2022 по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении обследования объекта недвижимости, возложении на Министерство обороны России обязанности включить в титул капитального ремонта объект недвижимости - здание казармы, площадью 1328 кв.м, расположенное на территории военного городка войсковой части 03013 по адресу: <адрес>, и проведении капитального ремонта данного объекта направить на новое рассмотрение в Заводской районный суд г. Орла.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи