Судья: Кравченко И.Г. Дело № 33а-17141/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«03» октября 2018г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Москаленко Ю.М.,
судей: Нестеровой Е.А., Богатых О.П.,
при секретаре Борозненой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Азовского межрайонного прокурора к Администрации Новоалександровского сельского поселения Азовского района Ростовской области, Администрации Азовского района Ростовской области об оспаривании бездействия,
по апелляционной жалобе Администрации Азовского района Ростовской области на решение Азовского городского суда Ростовской области от 03 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.А., судебная коллегия по административным делам,
установила:
Азовский межрайонный прокурор (далее прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Новоалександровского сельского поселения, Администрации Азовского района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления.
В обоснование доводов прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Новоалександровского сельского поселения отсутствуют действующие места погребения. Это приводит к нарушению прав жителей Новоалександровского сельского поселения, поскольку захоронение умерших на обезличенной территории может привести нарушения санитарных правил и, как следствие, прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации Новоалександровского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации места погребения на территории х.Новоалександровка; обязать Администрацию Новоалександровского сельского поселения принять меры по отведению земельного участка для размещения места погребения в границах Новоалександровского сельского поселения в соответствии с градостроительными, экологическими и санитарными нормами.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 03 июля 2018 года требования административного иска прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация Азовского района Ростовской области просит об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм процессуального права.
В обоснование доводов жалобы районная администрация ссылается на то, что решением Азовского районного Собрания депутатов от 15.03.2017г. №35 утверждено Положение о Комитете имущественных отношений Азовского района, согласно которому комитет, являясь отраслевым органом Администрации Азовского района, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе и земельными участками. Суд незаконно, как указывает заявитель жалобы, не привлек к участию в деле Комитет имущественных отношений Азовского района и вынес решение в отношении ненадлежащего ответчика.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась прокурор отдела прокуратуры Ростовской области, ФИО1, просила решение городского суда оставить без изменения, апелляционную жалобу районной администрации - без удовлетворения.
В отношении надлежащим образом извещенных и неявившихся представителей Администрации Новоалександровского сельского поселения, Администрации Азовского района дело рассмотрено в порядке ч.2 ст. 150 КАС РФ.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены постановленного решения.
Право обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено законом (ст.218 КАС РФ).
Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и охраняемых интересов лиц, что следует из системного толкования положений ст.ст.218, 227 КАС РФ.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.14) предусмотрено, что вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 16 Закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В ходе разбирательства дела по существу судом было установлено, что на территории Новоалександровского сельского поселения отсутствует кладбище. Жители Новоалександровского сельского поселения осуществляют захоронение тел умерших на кладбище в хуторе Новоалександровка. Территория данного кладбища заполнена и не позволяет производить новые захоронения.
Данные обстоятельства подтверждены административными ответчиками в ходе разбирательства дела по существу.
Для организации нового кладбища сформированы границы земельного участка, площадью 35 726 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН из земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – под свалку твердых бытовых и производственных отходов комбината, местоположение установлено относительно ориентира: Ростовская область, район Азовский, 760 м на восток от с.Ново-Александровна. Однако до настоящего времени вопрос о правах на данный земельный участок не разрешен. Проектная документация, утверждаемая в целях организации кладбища, отсутствует, равно как и заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертиз.
Проанализировав представленные в дело доказательства применительно к действующему законодательству с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, суд пришел к выводу о том, что непринятие сельской администрацией в установленном законом порядке решений по отведению земельного участка для размещения кладбища, находящегося в границах Новоалександровского сельского поселения, равно как и мер по установлению границ вышеупомянутого участка на местности, а также по регистрации на него права собственности, привело к нарушению прав жителей Новоалександровского сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбища.
Разрешая спор по требованиям, заявленным к районной администрации, суд исходил из содержания абз. 4 ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому предоставление земельных участков (государственная собственность на которые не разграничена), расположенных на территории сельского поселения, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит данное сельское поселение.
Возражения представителя районной администрацией относительно того, что при наличии Комитета имущественных отношений Азовского района, уполномоченного на управление и распоряжение муниципальным имуществом, иск к Администрации Азовского района заявлен, как к ненадлежащему ответчику, судом отклонены, как противоречащие положениям п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ, притом, что Комитет имущественных отношений Азовского района является отраслевым органом Администрации Азовского района.
С вышеизложенными выводами городского суда надлежит согласиться, поскольку они постановлены в точном соответствии с законом, регулирующим спорные правоотношения, при правильной оценке юридически значимых для разрешения дела обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда, правильности выводов городского суда не опровергают, ссылок на обстоятельства, способные повлиять на исход дела, не содержат.
Поскольку процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 03 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Новоалександровского сельского поселения Азовского района Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: