ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1722/2018 от 05.06.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Мурашко М.С. дело № 33а-1722/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей: Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,

при секретаре Прозоровой Я.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, по апелляционной жалобе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 28 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения представителя Управления Росреестра по Смоленской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФИО1 – ФИО3 против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконным решения № 67/001/047/2017-233 от 30.11.2017 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..., возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на указанный дом, взыскании расходов по оплате государственной пошлины. В обоснование указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1665 кв.м, с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, на котором она возвела жилой дом. Решением Управления Росреестра по Смоленской области от 05.05.2017 г. были приостановлены кадастровый учет и регистрация права собственности на жилой дом, а решением от 30.11.2017 г. - отказано в осуществлении указанных действий ввиду отсутствия в приложении к техническому плану разрешения на строительство. Считает, что до 01.03.2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, поэтому истребование разрешения на строительство не законно.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО3 административный иск поддержала.

Представитель Управления Росреестра по Смоленской области ФИО2 заявленные требования не признала.

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28.02.2018 г. административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Смоленской области просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом были неправильно применены нормы материального права, не применен закон, подлежащий применению, неверно истолкован закон. Суд не учел обоснованность требования Управления Росреестра по Смоленской области о необходимости представления в составе технического плана разрешения на строительство, поскольку нормы Гражданского кодекса РФ и иных нормативных правовых актов не содержат исключений, позволяющих застройщику осуществлять строительство индивидуального жилого дома без получения разрешения на строительство. При этом отсутствие необходимости получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не означает возможность строительства объекта индивидуального строительства без получения разрешения на строительство; данные понятия не являются тождественными, имеют разную юридическую природу. Таким образом, постановка такого объекта на кадастровый учет возможна только при наличии разрешения на строительство либо на основании вступившего в законную силу решения суда о признании права собственности на самовольную постройку.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ).

Как следует из ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.

В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет, в том числе, выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.

Согласно ч.7 ст.70 Федерального закона N 218-ФЗ до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

В силу ч. 11 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1665 кв.м, с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

В 2016 году на указанном земельном участке без разрешения на строительство административный истец возвела жилой дом.

02.05.2017 г. ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на указанный жилой дом в упрощенном порядке, представив декларацию об объекте недвижимости и технический план.

Решением Управления Росреестра по Смоленской области от 05.05.2017 г. приостановлена регистрация права на жилой дом, решением от 30.11.2017 г. отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрации права собственности ввиду отсутствия в приложении к техническому плану разрешения на строительство объекта недвижимости.

Разрешая спор и признавая незаконным решение Управления Росреестра по Смоленской области об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на дом, суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы права, исходил из того, что поскольку до 1 марта 2018 года не требовалось получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, не требовалось и получение застройщиком разрешения на строительство такого дома, следовательно, регистрация строения должна была производиться на основании представленной административным истцом декларации об объекте недвижимости, содержащей сведения о жилом доме.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку иное истолкование судами норм материального права в данном деле означало бы "иллюзорность" правовых норм о "дачной амнистии", невозможность регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства, возведенные без получения разрешения на строительство в период до 01 марта 2018 года, как это гарантировано государством.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, по существу повторяют правовую позицию административного ответчика по делу, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: