ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1726/2017 от 23.03.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Куриленко Р.В. Дело №33а-1726/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Машкиной И.М., Пристром И.Г.

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2017 года административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (УФССП России по Республике Коми) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2016 года, по которому в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о признании незаконным бездействия по принятию конфискованного имущества по требованию судебного пристава-исполнителя, обязании принять имущество конфискованное в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>, отказано.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя УФССП по РК и ОСП ФИО1, представителя ТУ Росимущества в РК ФИО2, представителя ООО "Удоравтормет" ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о признании незаконным бездействия по принятию конфискованного имущества по требованию судебного пристава-исполнителя, обязании принять имущество, конфискованное в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>. В обоснование административного иска указано, что в рамках исполнительного производства <Номер обезличен> конфисковано ... лома цветных металлов. Административный ответчик конфискованное имущество не принимает, что свидетельствует о бездействии ТУ Росимущества.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении требований настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика с административным иском не согласился, указав, что административным истцом передается на реализацию конфискованное имущество в меньшем объеме, чем определено постановлением мирового судьи.

Представитель заинтересованного лица требования административного истца поддержал.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Республике Коми просит решение суда отменить, как незаконное.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что постановлением мирового судьи ... судебного участка ... от <Дата обезличена> ФИО4 признан виновный в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа и конфискации лома цветных металлов общей массой ... кг.

25.06.2014 на основании вышеуказанного исполнительного документа о конфискации лома цветных металлов в количестве ..., хранящегося в боксе <Номер обезличен> гаража ОМВД по ... району по адресу: <Адрес обезличен> в отношении должника ФИО4 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Удорскому району УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>.

28.07.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Удорскому району ФИО5 составлен акт о наложении ареста (конфискации) имущества. В акте о наложении ареста перечислены виды цветного металла и его вес ... кг. При составлении акта о конфискации имущества присутствовал специалист С его участием осуществлена сортировка и взвешивание изымаемого имущества. При сортировке и взвешивании специалист указал судебному приставу-исполнителю ФИО5 о том, что из общего количества лома металлов лишь ... относятся к цветному металлу, в остальной части - "черный лом", о чем указано в примечании к акту от 28.07.2014.

29.07.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Удорскому району ФИО5 вынесено постановление о назначении ответственного хранителя конфискованного имущества ООО "Удоравтормет" в лице директора ФИО6, действующего на основании Устава, с установлением места хранения имущества: <Адрес обезличен> и режимом хранения имущества без права пользования. Иных юридических лиц, помимо ООО "Удоравтормет", на территории ... района, имеющих лицензию по хранению цветного металла, не имеется.

30.07.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Удорскому району ФИО5 вынесено постановление о передаче изъятого и обращенного в собственность государства имущества. В данном постановлении указано, что передается на реализацию в Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Коми следующее имущество: алюминий моторный - ...; цинк ... кг; алюминий бытовой - ... кг; латунь радиаторная - ... кг; латунь сантехническая - ...; медь - ...; алюминий электротехнический - ...; аккумуляторы ...; железосодержащие .... В примечании указаны сведения, аналогичные тем, которые указаны в примечании к акту от 28.07.2014.

В соответствии с п.2 указанного постановления ТУ Росимущества в Республике Коми обязано в течение 30 дней принять имущество от судебного пристава- исполнителя на реализацию (переработку или уничтожение).

12.08.2014 Управлением ФССП РФ по Республике Коми в ТУ Росимущество в Республике Коми направлено постановление о передаче изъятого и обращенного в собственность государства имущества на реализацию (переработку или уничтожение) от 30.07.2014 <Номер обезличен>. Кроме того, предложено рассмотреть вопрос о заключении договора безвозмездного хранения с ООО "Удоравтормет", направлена карта партнера, и копия лицензии <Номер обезличен> от 16.04.2012.

10.11.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Удорскому району ФИО5 в адрес ТУ Росимущество в Республике Коми направлено требование о принятии конфискованного лома цветных металлов по постановлению судебного пристава-исполнителя о передаче изъятого и обращенного в собственность государства имущества на реализацию (переработку или уничтожение) от 30.07.2014 <Номер обезличен>.

24.11.2014 ТУ Росимущество в Республике Коми подтвердило получение как требования от 10.11.2014, так и письма от 12.08.2014, кроме того сообщило, что ООО "Удоравтормет" готово заключить договор хранения имущества лишь на возмездной основе, проводятся мероприятия по организации процедуры государственной закупки по передаче конфискованного лома цветных металлов на ответственное хранение, также проинформировали, что о дате принятия имущества по акту приема-передачи информация поступит дополнительно.

ТУ Росимущество в Республике Коми до декабря 2014 реальных мер по принятию конфискованного имущества не принималось, обосновывая это отсутствием финансирования.

В декабре 2014 г. судебному приставу-исполнителю ОСП по Удорскому району ФИО5 от ТУ Росимущество в Республике Коми (исх. от <Дата обезличена><Номер обезличен>) поступило уведомление о необходимости подписания акта приема- передачи конфискованного имущества с представителем ООО "Удоравтормет", которому выдана соответствующая доверенность. Подписание акта приема-передачи конфискованного имущества не состоялось. ТУ Росимущество в Республике Коми указало, что после поступления дополнительных бюджетных ассигнований будет организована работа по исполнению требования ОСП по Удорскому району.

19.02.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП по Удорскому району ФИО5 в адрес ТУ Росимущество в Республике Коми направлено новое требование о принятии конфискованного лома цветных металлов, арестованного в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>. Письмом от 02.03.2015 ТУ Росимущество в Республике Коми проинформировало судебного пристава-исполнителя ОСП по Удорскому району ФИО5 о том, что договор на хранение между ТУ Росимущество в Республике Коми и ООО "Удоравтормет" не заключен, в связи с чем не представляется возможным исполнить требование о принятии конфискованного имущества.

Повторные требования направлялись 14.04.2016 и 19.07.2016.

Письмом от 01.08.2016 судебному приставу-исполнителю вновь отказано в приеме конфискованного металла. Требования судебного пристава-исполнителя о принятии конфискованного имущества ТУ Росимущества в Республике Коми не исполнены.

29.04.2016 в УФССП по Республике Коми поступил ответ на запрос о причинах отказа в принятии имущества, обращенного в собственность государства. Из содержания указанного письма следует, что имеются противоречия в части веса лома цветного металла (в мотивировочной части постановления мирового судьи ... судебного участка указано конфисковать лом цветных металлов в количестве ... кг.; в акте о наложении ареста (конфиската) от 28.07.2014 изъято цветного металла в весе ... кг.), а также по видам металла, отсутствует описание изъятых предметов по видам металла; судебным приставом-исполнителем незаконно произведена сортировка лома и отходов по видам металла; помимо разницы в весе в представленных документах отсутствует информация в каком виде подлежит передаче лом цинка в количестве .... В связи с указанным, а также со ссылкой на информационное письмо Росимущества от 25.01.2016 № ВБ-12/2072 ТУ Росимущество в Республике Коми сообщило о невозможности исполнения требований судебного пристава-исполнителя. Из содержания указанного информационного письма следует, что готовность имущества к передаче, указанная в уведомлении о передаче имущества, означает подтверждение передающим органом наличия и соответствия передаваемого имущества количеству, весу, описанию и иным идентификационным признакам в отношении имущества, указанного в решениях судов.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущество в Республике Коми обоснованно отказано в принятии конфискованного имущества - лома цветных металлов, поскольку имеются расхождения в исполнительном документе и акте о наложении ареста (конфискат) от 28.07.2014, что является недопустимым.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом в силу следующего.

В пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу пункта 1 части 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника является мерой принудительного исполнения.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю (часть 1 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона № 229-ФЗ имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества предусмотрен статьей 104 Федерального закона N 229-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 Федерального закона N 229-ФЗ конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.

Государственный орган или организация, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, имеет права взыскателя, за исключением прав на отказ от получения конфискованного имущества (часть 3 ст. 104 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Указом Президента Российской Федерации от 12.04.2008 № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" установлено, что функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйственного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по реализации конфискованного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положением о территориальном органе, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет, в то числе функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - организует его утилизацию (уничтожение).

Пункт 3 Положения определяет, что для передачи имущества, обращенного в собственность государства, судебный пристав-исполнитель уведомляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) о наличии и месте нахождения этого имущества. Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту приёма-передачи, подписываемому судебным приставом-исполнителем и уполномоченным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его филиала) либо соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Таким образом, на Росимущество в лице ТУ Росимущества в Республике Коми лежит обязанность по принятию конфискованного имущества по акту приема-передачи от судебного пристава - исполнителя на основании уведомления судебного пристава-исполнителя.

Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем приняты необходимые меры по передаче имущества ТУ Росимущество в Республике Коми по акту приема - передачи еще в августе 2014 года. По состоянию на текущую дату в адрес ТУ Росимущества в Республике Коми направлено постановление о передаче изъятого и обращенного в собственность государства имущества от 30.07.2014 и 5 требований о принятии по акту приема-передачи конфискованного имущества.

Вместе с тем, законные требования судебного пристава-исполнителя о принятии конфискованного имущества ТУ Росимущества в Республике Коми не исполнены. ТУ Росимущества в Республике, ссылаясь на отсутствие финансирования, на расхождение по весу конфискованного имущества с весом указанным в исполнительном документе и иные причины для принятия конфискованного имущества, необоснованно уклоняется от подписания акта приема - передачи конфискованного имущества с августа 2014 года. По смыслу закона указанные причины не являются уважительными для неисполнения требований судебного пристава-исполнителя и они не основаны на законе. Длительное непринятие мер по принятию имущества по акту приема-передачи от судебного пристава - исполнителя свидетельствует о бездействии ТУ Росимущества в Республике Коми.

В силу положений ст. 104 ФЗ "Об исполнительном производстве" недопустим отказ от получения конфискованного имущества.

Расхождение в количественных характеристиках не является правовым основанием для отказа в принятии (уклонении) конфискованного (изъятого) имущества. Анализ представленных в дело доказательств свидетельствует о том, что количественное расхождение в общем весе произошло в результате взвешивания и сортировке конфискованного имущества, которая осуществлена с помощью специалистов ООО "Удоравтормет", являющегося единственным юридическим лицом на территории Удорского района, имеющего лицензию по хранению цветного металла, и назначенного ответственным хранителем. Указанное в уведомлении судебного пристава-исполнителя конфискованное имущество соответствует имуществу, указанному в постановлении мирового судьи от 28.05.2014 с учетом разъяснений, данных в определении от 11.04.2016. Несогласие административного ответчика с данными судебными актами не свидетельствует о законности действий административного ответчика, поскольку вступившие в законную силу судебные акты обязательны для исполнения органом, на которого законом возложены функции по реализации конфискованного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в принятии конфискованного имущества у ТУ Росимущества в Республике Коми, не имелось.

Бездействие Росимущества в лице ТУ Росимущества в Республике Коми по принятию конфискованного имущества нарушает права заявителя на своевременное исполнение возложенных на него функций и препятствует осуществлению полномочий по исполнению судебных актов, установленных статьей 2 ФЗ "Об исполнительном производстве".

С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2016 года отменить, вынести по делу новое решение, по которому:

Признать незаконным бездействие Росимущества в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми по принятию конфискованного имущества, по исполнению требования судебного пристава-исполнителя и обязать Росимущество в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми принять имущество, конфискованное в рамках исполнительного производства № 6394/14/18/11.

Председательствующий:

Судьи: