ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Залыгаева Е.П. Дело № 33а-1728/2022
Докладчик Федосова Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«23» мая 2022 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Федосовой Н.Н.
судей Амбарцумян Н.В., Маншилиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дроздовой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело №2а-191/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 11 марта 2022 года, которым постановлено:
Признать бездействие администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер к размещению порядка и времени приема граждан (физических лиц), обзора обращений граждан и обобщенной информации о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети Интернет с с URL-адресом: http://r256-troekurovo.omsu48.ru/ следующую информацию: порядок и время приема граждан (физических лиц), обзор обращений граждан и обобщенную информацию о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год.
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Чаплыгинского района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия по факту не размещения порядка и времени приема граждан (физических лиц), а также обзора обращений граждан и обобщенной информации о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год незаконным и возложении обязанности по ее размещению, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, которой установлено, что необходимая информация о работе администрации в сети Интернет на официальном сайте администрации отсутствовала.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области просит отменить решение суда, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку прокурорская проверка была проведена не законно, адрес сайта указанный судом не существует, судом не установлено были ли вообще обращения граждан или организаций, чтобы их размещать на сайте.
Выслушав представителя административного истца прокурора Чаплыгинского района Липецкой области Пучкову С.Л., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, глава сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области РФ В.Н. Королев просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления обязаны размещать в сети «Интернет», информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу п.1 ст.4 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 6 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Часть 1 ст. 10 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым пользователь информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на органы местного самоуправления возложены обязанности размещать в сети «Интернет» иную информацию, в дополнение к перечню сведений, указанных в ст. 13 ФЗ №8-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального Закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» надзор за исполнением государственными органами, органами в местного самоуправления, их должностными лицами настоящего федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Установлено, что прокуратурой Чаплыгинского района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, в ходе которой установлено, что информация о деятельности сельского поселения Троекуровский сельсовет размещается на официальном сайте в сети Интернет с URL-адресом: http://r256-troekurovo.omsu48.ru/, на котором отсутствовал порядок и время приема граждан (физических лиц), а также обзор обращений граждан и обобщенная информация о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), а также обзор обращений граждан и обобщенная информация о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год на официальном сайте Троекуровской сельской администраци отсутствовала в период проведения прокурорской проверки и в период рассмотрения дела судом.
При этомсуд верно исходил из того, что указанные нарушения создают ограничения для возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации, размещение которой в соответствии с действующим законодательством является обязательным, а не размещение указанных выше сведений не отвечает принципу открытости деятельности органа местного самоуправления, чем нарушаются конституционные права граждан и организаций на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Суд пришел к правильному выводу, что сайт с URL-адресом: http://r256-troekurovo.omsu48.ru/ является официальным сайтом администрации сельского поселения Троекуровского сельсовета, что подтверждается актом осмотра Интернет-сайта от 03.02.2022 года, при вводе данного адреса в поисковую строку открывается сайт Троекуровского сельсовета и не оспаривался данный факт в суде первой инстанции главой администрации.
Довод жалобы о том, что адрес сайта администрации: https://r256-troekurovo.omsu48.ru/, а не тот, что был указан судом, не состоятелен.
HTTP это протокол прикладного уровня передачи данных, изначально — в виде гипертекстовых документов в формате HTML, в настоящее время используется для передачи произвольных данных.
HTTPS это расширение протокола HTTP для поддержки шифрования в целях повышения безопасности. Данные в протоколе HTTPS передаются поверх криптографических протоколов TLS или устаревшего в 2015 году SSL. В отличие от HTTP с TCP-портом 80, для HTTPS по умолчанию используется TCP-порт 443.
Указание протокола http или https не свидетельствует о неправильности указания адреса сайта ://r256-troekurovo.omsu48.ru/.
Доводы о незаконности проведения проверки и оформлении акта осмотра судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку проверка была проведена прокуратурой в соответствии с полномочиями, установленными ФЗ «О прокуратуре РФ».
Доводы о том, что через сайт не было обращений не может повлиять на решение суда, в соответствии с указанными выше нормами, администрация обязана была принять меры по размещению на официальном сайте в сети интернет порядок и время приема граждан, а также обзор обращения граждан и обобщенной информации о результатах их рассмотрения и принятых мерах. Если же обращений не поступало, на сайте должна была быть отражена и такая информация.
Вместе с тем, как усматривается с сайта администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в сети Интернет с URL-адресом:https://r256-troekurovo.omsu48.ru/, 01.04.2022 года была размещена информация: порядок и время приема граждан (физических лиц), обзор обращений граждан и обобщенную информацию о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год.
Выводы суда по существу дела соответствуют установленным обстоятельствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы апеллянта, направленные на иную оценку фактических обстоятельств административного дела, не могут повлечь отмену судебного решения, подлежат признанию несостоятельными.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 11 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции на апелляционное определение через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Определение в окончательной форме составлено 25.05.2022 года.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь