Судья Мельничук Е.В. Дело № 33а-172/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2019 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Волынчук Н.В., Филенковой С.В.,
при секретаре Мальчугиной Я.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории ... к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации Сафоновского района о признании незаконными действий, понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 2 ноября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Волынчук Н.В., объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области Федькиной Н.В. в поддержание доводов жалобы, возражения прокурора Поповой Е.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Сафоновский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга граждан, проживающих на территории ... с административным исковым заявлением к администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации Сафоновского района о признании незаконными действий и возложении обязанности, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки деятельности УЖКХ при главе администрации Сафоновского района в части законности предъявления к оплате собственникам помещений многоквартирных жилых домов платы за ведение регистрационной работы установлено, что в ... ведут деятельность следующие управляющие организации: ООО УК «Сервис-Плюс», ООО УК «Союз-Менеджмент», ООО УК «Жилсервис», ООО УК «Интекс», ООО «Наш дом», ООО «Профессионал». Между УЖКХ при главе администрации Сафоновского района и вышеуказанными управляющими компаниями ежегодно заключаются договоры на предоставление услуг по ведению учета зарегистрированных граждан в жилых помещениях. Согласно договорам на ведение регистрационной работы обязанность по ведению регистрационного учета граждан, проживающих в многоквартирных домах ... передана управляющими компаниями УЖКХ. В квитанциях «Содержание и ремонт МОП» УЖКХ ежемесячно производятся начисления за ведение регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан. Однако ни Перечнем услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, утв. решением Сафоновского районного Совета депутатов от 23.06.2011 № 22/1, ни Реестром муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) администрацией МО «Сафоновский район» Смоленской области и муниципальными учреждениями, расположенными на территории муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, утв. постановлением администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от 18.08.2017 № 1037 не определено предоставлением такой муниципальной услуги, как ведение регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан. (дата) прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений законодательства о государственных и муниципальных услугах, однако согласно ответу на представление от (дата) в удовлетворении требований прокуратуры отказано.
С учетом изложенного просит суд признать незаконными действия УЖКХ при главе администрации Сафоновского района в части выставления к оплате квитанций собственникам и нанимателям жилых помещения многоквартирных домов ... «Содержание и ремонт МОП», обязать УЖКХ при главе администрации Сафоновского района прекратить выставлять к оплате вышеуказанные квитанции со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО УК «Сервис-Плюс», ООО УК «Союз-Менеджмент», ООО УК «Жилсервис», ООО УК «Интекс», ООО «Наш дом», ООО «Профессионал», ООО УК «Жилсервис плюс», отдел по вопросам миграции МО МВД России «Сафоновский».
В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора Сташевский М.А. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Федькина Н.В. возражала против удовлетворения требований, указав, что ни протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, на основании которых были заключены договоры по регистрационному учету граждан между населением ... и управляющими компаниями, ни сами договоры не оспаривались, в том числе органами прокурорского надзора.
Представитель административного ответчика УЖКХ при главе администрации Сафоновского района Бондарев А.Г. возражал против удовлетворения административного искового заявления, поддержав позицию административного ответчика администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области.
Представители заинтересованных лиц – ООО УК «Сервис-Плюс», ООО УК «Союз-Менеджмент» - Демидова Е.В., ООО «Наш дом» - Федунин С.М., ООО УК «Жилсервис плюс» - Бутов С.В., ООО УК «Интекс» - Шарамко П.С. разрешение вопроса по заявленным требованиям оставили на усмотрение суда, поддержав позицию административных ответчиков.
Представитель заинтересованного лица – отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сафоновский» Некрасова Е.А. разрешение вопроса по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц – ООО «Профессионал», ООО УК «Жилсервис» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 2.11.2018 признано незаконным действие УЖКХ при главе администрации Сафоновского района в части выставления к оплате квитанции собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов ... «Содержание и ремонт МОП»; на УЖКХ при главе администрации Сафоновского района возложена обязанность прекратить выставлять к оплате квитанции собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов ... «Содержание и ремонт МОП» со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация МО «Сафоновского района» Смоленской области выражает несогласие с решением суда, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Федькина Н.В. поддержала доводы жалобы, указав, что действия УЖКХ при подготовке документов для миграционной службы, как и взимание за данную услугу платы регулируются договорами по регистрационному учету граждан, заключенными между населением Сафоновского поселения и управляющими организациями.
Прокурор Попова Е.В. полагала решение суда законным и обоснованным, возражала относительно доводов апелляционной жалобы, указав, что административный ответчик в силу закона не вправе осуществлять деятельность по организации регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания на территории РФ.
Представитель административного ответчика – УЖКХ при главе администрации Сафоновского района, заинтересованные лица – ООО УК «Сервис-Плюс», ООО УК «Союз-Менеджмент», ООО УК «Жилсервис», ООО УК «Интекс», ООО «Наш дом», ООО «Профессионал», ООО УК «Жилсервис плюс», отдел по вопросам миграции МО МВД России «Сафоновский» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 4 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1).
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так, порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 также утвержден Перечень должностных лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания или жительства в пределах Российской Федерации, в п. 2 которого указаны собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктами 23, 25 Административного регламента предусмотрено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета. В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов согласно Перечню должностных лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.
Аналогичные положения содержались в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 (действовавшего до 28.04.2013 г.).
Таким образом, услуга по приему и передаче в органы регистрационного учета документов от граждан является частью государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в связи с чем не может предоставляться на платной основе. Иное означало бы нарушение положений Конституции Российской Федерации и международных актов о правах человека, гарантирующих каждому гражданину Российской Федерации право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Сафоновского района от (дата) № утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации Сафоновского района, из которого следует, что УЖКХ обладает правами юридического лица; принимает в оперативное управление объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности и не подлежащие передаче в полное хозяйственное ведение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.
Судом установлено и никем не оспаривается, что юридическим лицом - УЖКХ при главе администрации Сафоновского района нанимателям и собственникам жилых помещений многоквартирных домов ... оказывается услуга по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания или жительства в пределах Российской Федерации. Данная услуга предоставляется на платной основе, в связи с чем вышеуказанным нанимателям и собственникам жилых помещений ежемесячно начисляется плата за ее предоставление и выставляются платежные документы (квитанции) с наименованием <данные изъяты>, графа <данные изъяты>.
Между тем, процедура предоставления государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания или жительства в пределах Российской Федерации, частью которой является услуга по приему и передаче соответствующих документов от граждан в органы регистрационного учета, четко регламентирована законом и не может осуществляться на платной основе.
При таких обстоятельствах, следует признать правильными выводы суда первой инстанции о незаконности действий административного ответчика по выставлению собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов ... квитанций для оплаты услуги по приему и передаче документов в органы регистрационного учета, именуемая в платежных документах как «Содержание и ремонт МОП».
Доводы административных ответчиков в той части, что взимание платы с граждан осуществляется на основании гражданско-правовых договоров, не оспоренных и не признанных недействительными в установленном законом порядке, не могут повлечь отмены оспариваемого решения, поскольку не опровергают того обстоятельства, что прием и передача документов в органы регистрационного учета для дальнейшего предоставления государственной услуги по регистрации граждан по месту жительства либо пребывания является частью такой услуги, за которую в силу прямого указания закона не могут взиматься денежные средства с заинтересованных лиц.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену, в том числе безусловную, или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 2 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: