ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1730/2017 от 08.02.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-1730/2017

8 февраля 2017 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Науширбановой З.А.,

судей Александровой Н.А. и Фархиуллиной О.Р.,

при секретаре Галяутдиновой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Республике Башкортостан о признании незаконными решения о внесении изменений в кадастр недвижимости на объект, внесении изменений на объект права и свидетельства о государственной регистрации права

по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Республике Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО4 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Республике Башкортостан (далее- Кадастровая палата), указав, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имелась запись регистрации № №... от 23 декабря 2004 года о праве оперативного управления ФГБОУ «Уфимский государственный нефтяной университет» (далее- УГНТУ) в отношении жилого дома: здание, назначение - многоквартирный дом, 12-этажный, общая площадь 10 149,3 кв.м., инв.№.... лит.М, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: адрес (далее- Жилой дом).

В свидетельствах о государственной регистрации права от 2008 года и 2012 года данный Жилой дом также имел назначение жилое и многоквартирный дом, и как общежитие не фигурировал.

Административным истцам стало известно, что 28 июля 2015 года Управлением Росреестра по Республике Башкортостан были выданы свидетельства о государственной регистрации права от 28 июля 2015 года №№ СВ №... и СВ №..., из которых следует, что многоквартирный жилой дом стал по своему назначению нежилым и имеет статус общежития.

Как указано в данных свидетельствах, они выданы повторно, взамен свидетельств 14 ноября 2012 г., 26 декабря 2012 г., 11 сентября 2008 г., 19 декабря 2012 г. соответственно.

Посчитав данное регистрационное действие незаконным, административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением об аннулировании свидетельств о государственной регистрации права от 28 июля 2015 года №№ СВ №..., СВ №... и исключения из ЕГРП сведений в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, (кадастровый номер №...), как об объекте права: Общежитие №№..., назначение: нежилое, многоквартирный дом, площадь 10149,3 кв.м., количество этажей 13, в том числе подземных: 1, адрес (местоположение) объекта адрес, с сохранением сведений в ЕГРП в отношении дома до 28 июля 2015 года как о многоквартирном доме, назначение: жилое.

Из ответа Управления Росреестра по Республике Башкортостан № №... от 05 февраля 2016 года, полученного представителем истцов 25 апреля 2016 года за подписью заместителя руководителя ФИО5, им стало известно, что 24 июля 2015 года ФИО6, действующий от имени ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, обратился в Управление с заявлением о внесении изменений в ЕГРП на вышеуказанный объект недвижимого имущества. По результатам проведенной правовой экспертизы правоустанавливающих документов в соответствии со ст. 13 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) 28 июля 2015 года государственным регистратором принято решение о внесении изменений на вышеуказанный объект недвижимого имущества в графе «Наименование» с «Здание» на «Общежитие № 10». Административный ответчик полагает, что в силу ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) внесение дополнительных сведений об объекте недвижимости: назначение здание, возможно.

По мнению административного ответчика, решение о внесении изменений в подраздел I содержанием описание объекта недвижимого имущества принято государственным регистратором в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в сроки и порядке, предусмотренном Законом о регистрации. Административный ответчик полагает, что изменение назначения объекта недвижимости не является основанием для отнесения указанного в обращении здания к специализированному жилищному фонду, поскольку документы об отнесении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: адрес, к специализированному жилищному фонду в Управление не поступали. В процессе судебного разбирательства административным истцам стало известно о внесении изменений в кадастр недвижимости в отношении указанного объекта недвижимого имущества, которые послужили основанием для внесения изменений в реестр. Административные истцы считают, что решение ответчика по внесению изменений и дополнительных сведений в государственный кадастр недвижимости и ЕГРП в отношении объекта является незаконным и нарушает их права.

После уточнения административных исковых требований просят:

- признать незаконным внесение изменений в кадастр недвижимости на объект: здание, многоквартирный дом, этажность 12, площадь 10149.3 кв.м., инв.№.... лит.М., кадастровый номер №..., адрес (местонахождение): адрес в графе «Наименование» с «Здание» на «Общежитие № 10»;

- исключить из кадастра недвижимости сведения об объекте: здание, многоквартирный дом, этажность 12, площадь 10149.3 кв.м., инв.№.... лит.М., кадастровый номер №..., адрес (местонахождение): адрес, в графе «Наименование» с «Здание» на «Общежитие № 10» и назначение с «жилого» на «нежилое»;

- признать незаконным решение от 28 июля 2015 года государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о внесении изменений на объект права: здание, многоквартирный дом, этажность 12, площадь 10 49.3 кв.м., инв.№..., лит.М., кадастровый номер №..., адрес (местонахождение): адрес, в графе «Наименование» с «Здание» на «Общежитие № 10» и назначение с «жилого» на «нежилое»;

- признать незаконными свидетельства о государственной регистрации прав от 28 июля 2015 года СВ №№... и СВ №№...;

- установить, что вынесенное решение суда является основанием для исключения из Кадастра недвижимости и ЕГРП сведений о регистрации объекта права: Общежитие № 10, назначение нежилое, многоквартирный дом, площадь 10149.3 кв.м., количество этажей 13, адрес (местонахождение) объекта: адрес

Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 октября 2016 года постановлено:

исковые требования ФИО1, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Республике Башкортостан о признании незаконными решения о внесении изменений в кадастр недвижимости на объект, внесении изменений на объект права и свидетельства о государственной регистрации права удовлетворить частично.

Признать незаконным внесение изменений в кадастр недвижимости на объект: здание, многоквартирный дом, этажность 12, площадь 10 149.3 кв.м., инв.№.... лит.М., кадастровый номер №..., адрес (местонахождение):адрес, в графе «Наименование» с «Здание» на «Общежитие №10».

Исключить из кадастра недвижимости сведения об объекте: здание, многоквартирный дом, этажность 12, площадь 10149.3 кв.м., инв.№.... лит.М., кадастровый номер №..., адрес (местонахождение): Республика адрес, в графе «Наименование» с «Здание» на «Общежитие № 10». и назначение с «жилого» на «нежилое».

Признать незаконным решение от 28.07.2015г. государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о внесении изменений на объект права: здание, многоквартирный дом, этажность 12, площадь 10149.3 кв.м., инв.№.... лит.М., кадастровый номер №..., адрес (местонахождение): адрес в графе «Наименование» с «Здание» на «Общежитие № 10». и назначение с «жилого» на «нежилое».

Установить, что вынесенное решение суда является основанием для исключения из Кадастра недвижимости и ЕГРП сведений о регистрации объекта права: Общежитие № 10, назначение нежилое, многоквартирный дом, площадь 10 149.3 кв.м., количество этажей 13, адрес (местонахождение) объекта: адрес

В остальной части иска ФИО1, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Республике Башкортостан о признании незаконными решения о внесении изменений в кадастр недвижимости на объект, внесении изменений на объект права и свидетельства о государственной регистрации права - отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Республике Башкортостан о признании незаконными решения о внесении изменений в кадастр недвижимости на объект, внесении изменений на объект права и свидетельства о государственной регистрации права отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан просит отменить решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 октября 2016 года как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что договоры найма жилого помещения, заключенные между административными истцами и УГНТУ, не могут быть предметом оценки в рамках рассматриваемого дела, поскольку данные документы ни в Управление, ни в Кадастровую палату при принятии оспариваемых решений не предоставлялись и не могли быть представлены в силу ст.ст.17, 18 Закона о регистрации, ст.16 Закона о кадастре.

Ссылается на то, что оспариваемым решением суда фактически решен спор о праве между административными истцами и ТУ Росимущество по Республике Башкортостан, который, в силу ч.1 ст.1 КАС РФ, не может быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства, а подлежит рассмотрению в порядке ГПК РФ. Иными словами, суд первой инстанции неправомерно указал, что данное решение является основанием для исключения из сведений ГКН и ЕГРП вышеуказанного объекта, что фактически лишает законных правообладателей (ТУ Росимущество по Республике Башкортостан, УГНТУ) данного объекта их зарегистрированного права собственности и права оперативного управления.

Также говорит о том, что в нарушение п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд первой инстанции не указал, какие именно нормативные акты были нарушены Управлением при принятии решения о внесении изменений в подраздел I ЕГРП, содержащего описание объекта недвижимого имущества.

Судом не принято во внимание, что в настоящее время в ГКН и ЕГРП сведения о назначении спорного объекта недвижимого имущества как «нежилое» отсутствуют. Согласно сведениям ГКН и ЕГРП назначением объекта с кадастровым номером №... является «многоквартирный дом». Также судом первой инстанции не выяснено, какое наименование имел спорный объект недвижимого имущества в документах о вводе здания в эксплуатацию. Полагает, что суд первой инстанции, неправомерно применил положения ст.23 ЖК РФ, так как спорный объект недвижимого имущества является зданием, а не помещением, соответственно, это разные виды объектов недвижимого имущества.

В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Республике Башкортостан просит отменить решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 октября 2016 года как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №... был осуществлен в рамках действующего законодательства и оснований для приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости у Филиала учреждения не было, так как в рассматриваемой ситуации обратилось правомочное лицо с полным пакетов документов, необходимых для внесения изменений в сведения ГКН относительно наименования объекта недвижимости. Технический план и декларация на объект недвижимости с кадастровым номером №..., представленные в орган кадастрового учета, полностью соответствовали нормам действующего законодательства. Следовательно, оснований для отказа или приостановления учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №... по заявлению №№... у Филиала учреждения не было.

Не соглашается с выводом суда о том, что ответчик в нарушение ст. 13 Закона о регистрации и ст.7 Закона о кадастре, внеся изменения и дополнения в Кадастр недвижимости и в ЕГРП о назначении здания, фактически произвольно сменил статус Объекта, самостоятельно отнеся его к специализированному жилищному фонду, что нарушает права и свободы и законные интересы истцов, как нанимателей жилого дома, поскольку по заявлению №№... были внесены изменения только в наименование объекта недвижимости, что в свою очередь не повлекло изменения в назначении объекта недвижимости и уж тем более не повлекло отнесение данного объекта к специализированному жилищному фонду.

Указывает на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что уникальные характеристики объектов недвижимости «назначение здания» и «наименование здания» являются двумя различными характеристиками объекта недвижимости, предусмотренными пп.29 и 15 ч.2 ст.7 Закона о кадастре соответственно. Согласно актуальным сведениям ГКН, объект недвижимости с кадастровым номером №... имеет назначение «многоквартирный дом» и никогда в ГКН не имел назначения «нежилое». Полагают, что решение суда не направлено на восстановление нарушенного права, поскольку в случае исключения сведений о данном объекте недвижимости из сведений ГКН - предполагается снятие объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, то есть данный объект прекратит свое существование как объект гражданских правоотношений, что повлечет возникновение спора о праве.

Руководствуясь положениями части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, в том числе путем размещения информации о судебном заседании на официальном интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан, судебная коллегия признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу при установленной явке.

Выслушав пояснения ФИО1, представителя ФИО4, ФИО7 – ФИО8, представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Республике Башкортостан - ФИО9, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан – ФИО10, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) объект недвижимости с кадастровым номером №... в настоящее время имеет следующие характеристики: вид объекта недвижимости - здание; наименование - Общежитие №10; дата постановки на государственный кадастровый учет - 02.05.2012 г.; статус - «учтенный»; назначение — Многоквартирный дом; земельный участок, в пределах которого расположен данный объект -№...; сведения о правах - собственность с 14.11.2012г., правообладатель- Российская Федерация; оперативное управление с 23.12.2004г., правообладатель- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный нефтяной технический университет"; количество этажей - 13, подземная этажность - 1; адрес - адрес; площадь— 10149.3 кв.м.; ранее присвоенные номера - инвентарный № №..., год завершения строительства - 2004г.

Данный объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет на основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства № №... от 13.04.2012 г. (заявитель - В.А.В.) и приложенного к нему Технического паспорта жилого здания (строения) (адрес: адрес) инв. № №... от 08.12.2011г.

15 июля 2015 года в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Республике Башкортостан поступило заявление рег. №№... о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в целях чего представлен технический план. Заявитель -ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», представитель по доверенности - К.Р.Р.. Технический план был подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, в качестве правоустанавливающих документов в данной декларации была указана Выписка из реестра федерального имущества №№... от 12.02.2015г.

На основании рассмотрения вышеупомянутых документов осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта с кадастровым номером №....

Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление в части, пришел к выводу о незаконности внесения изменений в кадастр недвижимости на объект: здание, многоквартирный дом, этажность 12, площадь 10 149.3 кв.м., инв.№.... лит.М., кадастровый номер №..., адрес (местонахождение): адрес, в графе «Наименование» с «Здание» на «Общежитие № 10», назначение с «жилого» на «нежилое», указав, что внесение таких изменений фактически изменило статус жилого помещения.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права, что является основанием для отмены судебного решения по основаниям п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС Российской Федерации.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (здесь и далее, в редакции- действующей на момент возникновения спорных правоотношений), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее -кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Основания осуществления кадастрового учета определены в статье 16 Закона о кадастре. Так часть 1 указанной статьи регламентирует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Как следует из содержания части 2 статьи 16 Закона о кадастре, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В силу п.1 статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно п.2 ст.7 указанного Закона, в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе: назначение здания (нежилое здание, жилой дом, жилое строение или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; наименование здания, сооружение, определяемое порядком ведения государственного кадастра недвижимости, при наличии такого наименования.

Таким образом, «назначение здания» и «наименование здания» являются двумя различными характеристиками объекта недвижимости, предусмотренными пп.29 и 15 ч.2 ст.7 Закона о кадастре соответственно. Назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется исключительно через характеристики "жилое, нежилое, многоквартирный дом" (пункт 15 статьи 7 Закона о кадастре, подпункт 8 пункт 73 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. N 42).

Согласно ч.1. ст.40 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 г. №628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовки» утверждены форма декларации об объекте недвижимости; требования к подготовке декларации об объекте недвижимости.

В силу п. 2 Требований, декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства (далее -объект недвижимости).

Согласно материалам дела, декларация на объект недвижимости с кадастровым номером №... была заполнена на юридическое лицо - ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет», являющееся правообладателем спорного объекта недвижимости на праве оперативного управления.

Исследование судебной коллегией технического плана и декларации на объект недвижимости с кадастровым номером №..., представленных в орган кадастрового учета, позволяет придти к выводу об их соответствии действующим нормативно- правовым актам.

Таким образом, в адрес органа кадастрового учета обратилось правомочное лицо с необходимым объемом документов, предусмотренных Законом о кадастре для внесения изменений в сведения ГКН относительно наименования объекта недвижимости.

Исходя из изложенного, правовых оснований для отказа или приостановления учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №... по заявлению №№... у ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Республике Башкортостан не имелось.

Более того, как следует из материалов дела, по заявлению рег. №№... о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости органом кадастрового учета были внесены изменения только в наименование объекта недвижимости, что, вопреки утверждениям административных истцов, с которыми согласился суд первой инстанции, не повлекло ни изменения в назначении здания по адресу: адрес, ни отнесение данного объекта к специализированному жилищному фонду.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47).

Внесение изменений в ГКН в части назначения здания или помещения согласно смыслу п. 10 ч.1 ст.22 Закона о кадастре возможно только на основании копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения. Наименование здания, как указывалось выше, относится к дополнительным характеристикам объекта недвижимости; для внесения изменений в сведения ГКН относительно «наименования» здания необходимо предоставить в орган кадастрового учета заявление об учете изменений объекта недвижимости и технический план. Таким образом, законодательством предусмотрен порядок внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости относительно наименования объекта недвижимости, который в настоящем случае ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Республике Башкортостан был соблюден.

Доводы административных истцов о том, что в назначение объекта недвижимости с кадастровым номером №... были внесены изменения с «жилого» на «нежилое», допустимыми доказательствами не подтверждены.

При этом ссылка административных истцов в обоснование заявленных требований на свидетельство о государственной регистрации права №№... от 14.11.2012 г. в отношении объекта недвижимого имущества, который имеет следующие характеристики: Здание, назначение «нежилое», 12-этажный, общая площадь 10121,9 кв.м. инв. №№..., лит.М, адрес: адрес, кад. №№..., не может быть признана состоятельной, поскольку из материалов дела усматривается, что объект недвижимости с кадастровым номером №№..., согласно данным ГКН на дату выдачи вышеупомянутого свидетельства и актуальным сведениям, имеющим безусловный приоритет, имеет иное назначение, площадь и инвентарный номер.

Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что внесение изменений административными ответчиками в наименование многоквартирного дома на общежитие фактически изменило статус помещения и отнесло его к специализированному жилому фонду, поскольку указанный вывод сделан без учета следующего.

Согласно ч.2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации №156-н от 19.12.2014г. «Об утверждении порядка включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям из специализированного жилищного фонда о порядка предоставления служебных жилых помещений в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации» утвержден Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и порядок предоставления служебных жилых помещений в федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно п.5 данного Порядка включению в специализированный жилищный фонд организации подлежат жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, переданные организации в оперативное управление (хозяйственное ведение).

Включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд организации не допускается, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в собственности Российской Федерации жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а так же если имеют обременения прав на это имущество (п.7 Порядка).

Согласно п. 11 Порядка Решения Минфина России о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд организации с отнесением такого помещения к служебному жилому помещению, об исключении жилого помещения из указанного фонда оформляются приказом Минфина России, подготавливаемым Административным департаментом.

Решение Минфина России об отнесении жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда организации (исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда организации) направляется Административным департаментом также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения указанного жилого помещения, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 12 Порядка).

Таким образом, действующими нормативно- правовыми актами не предусмотрено внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, свидетельствующих об отнесении объекта недвижимости к специализированному жилищному фонду.

Также не соглашается судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о применении к возникшим правоотношениям положений ст.23 ЖК РФ, регламентирующих порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, поскольку спорный объект недвижимого имущества является зданием, а не помещением.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Между тем, в данном случае наличия таких обстоятельств судебной коллегией не установлено. Кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером №...; вид объекта недвижимости - здание; наименование - Общежитие №10; назначение — Многоквартирный дом; адрес - адрес; площадь— 10149.3 кв.м., и последующая государственная регистрация соответствует требованиям Закона о кадастре и Закона о регистрации. Доказательств, опровергающих это суждение, административными истцами представлено не было.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу, что совокупность таких условий как несоответствие действий административных ответчиков закону и нарушение этими действиями прав и свобод ФИО1, ФИО4, ФИО2 в данном случае отсутствует.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 309- 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 октября 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Республике Башкортостан о признании незаконными решения о внесении изменений в кадастр недвижимости на объект, внесении изменений на объект права и свидетельства о государственной регистрации права- оставить без удовлетворения.

Председательствующий З.А. Науширбанова

Судьи Н.А. Александрова

О.Р. Фархиуллина

Справка: ФИО11