ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1747/2022 от 20.09.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Хуаде А.Х. дело № 33а-1747/2022

(№ дела в суде первой инстанции 2а-1123/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 сентября 2022 года г. Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Хапачевой Р.А.,

судей – Тхагапсовой Е.А. и Бзегежевой Н.Ш.,

при секретаре судебного заседания – Датхужевой З.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам и дополнению к ним представителя административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности ФИО10, заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп» в лице руководителя ФИО3, заинтересованного лица Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству в лице председателя ФИО4, заинтересованного лица ООО «Специализированный застройщик «Базальт» в лице директора ФИО5 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29 марта 2022 года, которым постановлено:

«Административный иск прокурора г. Майкоп в интересах неопределенного круга лиц к Администрация муниципального образования «Город Майкоп» о признании решения незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать решение администрации МО «Город Майкоп» от 13.12.2021 г. об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры города Майкопа на распоряжения от 29.03.2021 -р «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по », незаконным.

Обязать Администрацию МО «Город Майкоп» устранить нарушение законодательства путем отмены распоряжения от 29.03.2021-р «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по ».

Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., объяснения представителя административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности ФИО10, представителя заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности ФИО6, представителя заинтересованного лица Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству по доверенности ФИО7, представителя заинтересованного лица ООО «Специализированный застройщик «Базальт» по доверенности ФИО8, поддержавших доводы апелляционных жалоб и дополнение к ним, административного истца заместителя прокурора г. Майкопа ФИО9, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Майкопа обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о признании решения незаконным и возложении обязанности, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой г. Майкопа проведена проверка законности распоряжения администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 29.03.2021 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по », в ходе которой установлено, что распоряжение -р принято в нарушение требований федерального и регионального законодательства.

По итогам проверки 02.12.2021 на указанное распоряжение принесен протест, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований прокурора отказано. Согласно ответу администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 13.12.2021 процедуры предоставления отклонений от предельных параметров строительства соблюдены, оснований для удовлетворения протеста не имеется.

Полагает, что законных оснований для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров строительства не имелось, а распоряжение -р не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд признать решение администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 13.12.2021 об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры города на распоряжения от 29.03.2021 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по » незаконным и обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» устранить нарушениезаконодательства путем отмены распоряжения от 29.03.2021

В письменных возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика считает заявленные административные исковые требования прокурора г. Майкопа незаконными и необоснованными.

Определением от 15.02.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп» (далее - Управление).

В письменных возражениях относительно заявленных требований представитель Управления просила отказать в удовлетворении административных исковых требованиях прокурора г. Майкопа в полном объеме.

Определением от 11.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица также привлечен Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству (далее - Комитет).

В письменных возражениях относительно заявленных требований представитель Комитета указал, что при принятии администрацией муниципального образования «Город Майкоп» распоряжения соблюдены все процедуры, определенные градостроительным законодательством Российской Федерации.

В судебное заседание явился административный истец, заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика в суд явился, заявленные требования не признал, доводы письменных возражений на иск поддержал. Просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц в суд явились, выразили несогласие с административным иском и просили суд отказать в удовлетворении требований прокурора.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности ФИО10, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Майкопа. Указывает, что судом первой инстанции в решении суда изложены выводы, которые не соответствуют обстоятельствам административного дела. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, в результате чего суд пришел к необоснованным выводам. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что запроектированные ООО «Специализированный застройщик «Базальт» (далее – ООО «Базальт») парковочные места расположены не на проезжей части, а на территории общего пользования прилегающей к земельному участку застройщика. Отмечает, что при принятии Администрацией муниципального образования «Город Майкоп» распоряжения соблюдены все процедуры и требования градостроительного законодательства Российской Федерации, правовой акт принят в соответствии с собственными полномочиями и соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает ни чьих прав.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп» в лице руководителя ФИО3, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении административного иска прокурора г. Майкопа отказать в полном объеме. Считает неверным и не обоснованным вывод суда об отсутствии у административного ответчика оснований, предусмотренных частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО «Базальт», поскольку неблагоприятные характеристики земельного участка для осуществления строительства отсутствовали. Обращает внимание суда на то обстоятельство, что ни форма обращения (заявления) за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, ни перечень обязательных документов, подтверждающих наличие неблагоприятных условий для застройки в настоящее время Градостроительным кодексом не установлены. Выражает несогласие с неверным указанием судом первой инстанции обстоятельства о том, что перечисленные в представленной застройщиком ООО «Базальт» пояснительной записке обстоятельства необходимости получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства связаны с характеристиками самого объекта, а не земельного участка с кадастровым номером Просит учесть, что Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп» с учетом распоряжения подготовлен и выдан ООО «Базальт» градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , а также разрешение на строительство многоквартирного жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной автостоянкой (1 очередь строительства) № от 30.06.2021 (со сроком действия до 10.02.2023).

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству в лице председателя ФИО4 просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении административного иска прокурора г. Майкопа отказать в полном объеме. Доводы, приведенные в жалобы, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп».

Также апелляционная жалоба и дополнение к ней поданы заинтересованным лицом ООО «Специализированный застройщик «Базальт» в лице директора ФИО5, в котором просит решение суда отменить и принять новое решение по делу, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Майкопа отказать в полном объеме. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что в материалы дела не были предоставлены иные доказательства обоснованности обращения ООО «Базальт» с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства. Полагает, что при принятии администрацией муниципального образования «Город Майкоп» распоряжения соблюдены все процедуры и требования градостроительного законодательства Российской Федерации. Указывает, что материалы дела не содержат сведений о том, что конфигурация и фактическое месторасположение спорного земельного участка не позволяет разместить на нем объект, предполагаемый к строительству для его эффективной эксплуатации. Считает, что обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела № 2а-1123/2022, Майкопским городским судом Республики Адыгея установлены не были. Обращает внимание суда на то, что 30.12.2021 проведена первая проверка Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, что подтверждается Актом от 30.12.2021, в соответствии с которым нарушений не выявлено, отмечено, что строительство ведется в соответствии с утвержденной проектной документацией.

На апелляционные жалобы поступили письменные возражения административного истца заместителя прокурора г. Майкопа - ФИО9, в которой просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и дополнения к ним, возражения на них заместителя прокурора г. Майкопа ФИО9, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным оспариваемое решение и возлагая на Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» обязанность по устранению нарушений законодательства путем отмены распоряжения от 29.03.2021 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по », исходил из того, что оснований, предусмотренных частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства у ООО «Базальт» не имелось, поскольку неблагоприятных характеристик земельного участка для осуществления строительства не установлено.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального, процессуального права и не соответствующими обстоятельствам дела, имеющим значение для административного дела.

Градостроительным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Майкоп», утвержденных Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 28.10.2011 № 377-рс установлены полномочия и процедура получения/предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.

Частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, согласно части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается при соблюдении требований технических регламентов.

Согласно статье 4 пункта 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Майкоп», утвержденных Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 28.10.2011 № 377-рс (далее - Правила), комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Майкоп» (далее - Комиссия) создается Главой муниципального образования «Город Майкоп» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. К полномочиям Комиссии среди прочего отнесены организация и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подготовка рекомендаций о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направление их Главе муниципального образования «Город Майкоп».

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7).

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ООО «Базальт» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 10 212 кв.м., по . Земельный участок с кадастровым номером по , согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Майкоп», утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 28.10.2011г. № 377-рс (далее - Правила), отнесен к территориальной зоне Ж - ОЖ «Зона средне и многоэтажной жилой застройки с размещением объектов общественно- делового назначения», которая выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и полосных центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения (часть 7 статьи 33 Правил).

В соответствии с распоряжением Главы Республики Адыгея от 19.02.2021 ООО «Базальт» предоставлен в аренду без проведения торгов земельный участок категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для многоквартирной застройки» площадью 2 500 кв.м. с кадастровым номером (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ) для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство многоквартирного 16- этажного жилого дома».

ООО «Базальт» обратилось в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Майкоп» (далее - Комиссия) с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства - для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , площадью 10 212 кв.м., по по границе земельных участков по и с увеличением площади застройки земельного участка до 90%, включая подземную часть, и устройством парковочных мест на территории общего пользования вне границ земельного участка (том № 1 л.д. 42).

При этом, с заявлением ООО «Базальт» предоставило пояснительную записку по обоснованию отклонений от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирного жилого дома на земельных участках с кадастровыми номерами и по адресу: , вблизи пересечения с (далее - пояснительная записка).

В представленной пояснительной записке указывалось на ряд факторов неблагоприятных для застройки, таких как - сложный инженерно-топографический рельеф земельного участка - наличие резкого перепада рельефа и близкого расположения русла реки Белой, расположения большей части земельного участка в водоохраной зоне, которыми и вызвана необходимость получения отклонений от предельных параметров разрешенного строительства, также указывалось на расположение проектируемого объекта — многоквартирного жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной автостоянкой на двух земельных участках с кадастровыми номерами и ООО «Базальт» предполагалось осуществить строительство двух отдельных объектов, примыкающих друг к другу и образующих функционально и архитектурно единый жилой комплекс, строительство и ввод объектов эксплуатацию планировалось проводить одновременно, разделив на этапы строительства, при этом ввиду разности прав на земельные участки (собственность и аренда), до окончания строительства у застройщика отсутствовала возможность их объединения (том № 1 л.д. 114-122).

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 05.02.2021 «О проведении публичных слушаний по проекту распоряжения Администрации муниципального образования «Город Майкоп» «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по в г. Майкопе» назначены публичные слушания на 11.02.2021 в 11 часов 20 минут в кабинете Управления архитектуры и градостроительства по адресу: . Экспозиция проекта распоряжения проводилась в срок с 08.02.2021 по 10.02.2021. Предложения и замечания, касающиеся проекта распоряжения вносились с 08.02.2021 до 11.02.2021 (том № 1 л.д. 64-66).

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведены публичные слушания по проекту распоряжения Администрации муниципального образования «Город Майкоп» «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по ». Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Майкопские новости» от 27.02.2021 , при проведении публичных слушаний возражений, замечаний и предложений не поступало (том № 1 л.д. 48-49).

Комиссией принято решение рекомендовать Главе муниципального образования «Город Майкоп» предоставить ООО «Базальт» разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства - для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 10 212 кв.м., по по границе земельных участков по и юго-западной стороны с увеличением площади застройки земельного участка до 90%, включая подземную часть, и устройством парковочных мест на территории общего пользования вне границ земельного участка (протокол заседания Комиссии от 10.03.2021 ) (том № 1 л.д. 129-145).

Впоследствии, распоряжением и.о. Главы муниципального образования «» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по в » ООО «Базальт» предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства - для строительства многоквартирного многоэтажного дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 10 212 кв.м., по , по границе земельных участков по и с увеличением площади застройки земельного участка до 90%, включая подземную часть, и устройство парковочных мест на территории общего пользования вне границ земельного участка (том № 1 л.д. 58-59).

Ссылка суда первой инстанции на то обстоятельство, что отсутствие запрета на строительство в водоохранной зоне, подтверждает и отсутствие неблагоприятных факторов застройки земельного участка с кадастровым номером является необоснованной.

Так, статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации относит водоохранную зону к видам зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером расположен в водоохранной зоне Установлено ограничение в использовании земельного участка, предусмотренное частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о характеристиках земельного участка с кадастровым номером которые неблагоприятны для застройки. Также, подтверждают право ООО «Базальт» на обращение в Комиссию по вопросу с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства - для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2500 кв. м, по по границе земельных участков с кадастровым номером по и и на расстоянии 3 м от красной линии с увеличением площади застройки земельного участка до 90%, включая подземную часть, и устройством парковочных мест на территории общего пользования вне границ земельного участка.

Кроме того, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нарушением Правил землепользования и застройки в части условий размещения необходимого расчетного количества парковочных мест в границах застраиваемого земельного участка, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Как следует из части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Наряду с указанными в пунктах 2-4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры и параметры, их сочетания.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 10 212 кв.м., по , согласно карте градостроительного зонирования Правил отнесен к территориальной зоне Ж - ОЖ «Зона средне и многоэтажной жилой застройки с размещением объектов общественно-делового назначения», которая выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и полосных центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения (часть 7 статьи 33 Правил).

Помимо установленных в части 7 статьи 33 Правил предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в статье 43 Правил определены общие иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе определяющих количество машиномест на одну расчетную единицу по видам использования, которое должно быть обеспечено на территории земельного участка, в границах которого производится градостроительное изменение, при этом при площади земельного участка менее 1 000 кв.м. допускается устраивать парковки вне границ земельного участка.

Таким образом, при площади земельного участка менее 1 000 кв.м. допускается устраивать парковки вне границ земельного участка без получения каких-либо разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Установление в Правилах указанного параметра в качестве иного предельного параметра разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и повлекло необходимость обращения ООО «Базальт» в Комиссию с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства - для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером

Согласно пояснениям сторон, которые даны в судебном заседании суда апелляционной инстанции, а также положительному заключению негосударственной экспертизы (экспертная оценка) от 10.03.2022 (том № 2 л.д. 25-28) и проектной документации, подготовленной ФИО15 (том № 2 л.д. 29-46) планируемыми к размещению со стороны в г. Майкопе парковочными местами открытой автостоянки для инвалидов-колясочников и ММГН на территории общего пользования вне границ земельных участков с кадастровыми номерами и , как элементом благоустройства сможет пользоваться неограниченным кругом лиц с ограниченными возможностями и ММГН.

При принятии оспариваемого решения судом первой инстанции также неверно принят во внимание довод административного истца о том, что в соответствии с оспариваемым распоряжением разрешено устройство парковочных мест на территории общего пользования вне границ земельного участка на территории занятой автомобильной дорогой , поскольку как следует из проектной документации, представленной административным истцом в материалы дела, запроектированные ООО «Базальт» парковочные места расположены не на проезжей части, а на территории общего пользования, прилегающей к земельному участку застройщика. В свою очередь, оспариваемым распоряжением разрешено устройство парковочных мест на территории общего пользования вне границ земельного участка, а не на территории занятой автомобильной дорогой .

Более того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в соответствии с нормативными показателями плотности застройки территориальных зон, установленных в Своде правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 № 1034/пр), в зоне застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами установлен коэффициент застройки 0,4 (40%).

При этом, согласно расчету в пояснительной записке, представленной ООО «Базальт» в Комиссию, а также в материалы дела, коэффициент застройки наземной части земельного участка с кадастровым номером предусматривается не более 33 %, что не превышает нормативные показатели плотности застройки территориальных зон

Застройка земельного участка до 90 % в пояснительной записке предусмотрена в отношении подземной части, устройство паркинга, что подтверждается проектной документацией представленной в материалы дела.

Судебная коллегия приходит к выводу, что при установленных обстоятельствах оспариваемое решение органа местного самоуправления является законным, принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и не нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, судебная коллегия в данном случае не усматривает совокупности оснований, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований, а также учитывает, что административный истец в нарушение положений пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал нарушение прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением неопределенного круга лиц, какие-либо подтверждающие доказательства, отвечающие принципам относимости и допустимости, в судебное заседание не представлены.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп» с учетом распоряжения № подготовлен и выдан ООО «Базальт» градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , а также разрешение на строительство многоквартирного жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной автостоянкой (1 очередь строительства) № от 30.06.2021 (со сроком действия до 10.02.2023).

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального, процессуального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (пункты 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29 марта 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к Администрация муниципального образования «Город Майкоп» о признании решения Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 13 декабря 2021 года об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры города Майкопа на распоряжения от 29 марта 2021 года «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по » незаконным, возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» устранить нарушение законодательства путем отмены распоряжения от 29 марта 2021 года -р «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по » отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев, через суд первой инстанции.

Председательствующий – Р.А. Хапачева

Судьи - Е.А. Тхагапсова

Н.Ш. Бзегежева