ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1750/20 от 04.06.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 4 июня 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Пересыпкиной Т.И., Хакимовой О.В.,

при секретаре Харламовой Ю.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о признании незаконными действий на выдачу разрешений на строительство, признании незаконными разрешений на строительство, возложении обязанности по апелляционному представлению прокурора города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 ноября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

прокурор города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что по результатам проведенной прокуратурой г. Оренбурга проверки соблюдения градостроительного законодательства установлено, что Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на основании градостроительного плана земельного участка от (дата) положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации от (дата) проектной документации ООО «Архстройсервис», (дата) ООО «РеалСтрой» выданы разрешения на строительство:

трехэтажного жилого дома по (адрес);

трехэтажного жилого дома по (адрес);

трехэтажного жилого дома по (адрес);

трехэтажного жилого дома по (адрес);

трехэтажного жилого дома по (адрес).

Полагает, что указанные разрешения на строительство выданы с нарушением норм градостроительного законодательства, а именно с целью получения разрешений на строительство пяти трехэтажных жилых домов застройщиком вместо пяти проектов, разработанных на соответствующие этапы строительства в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 8 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, предоставлено пять копий проекта.

30 августа 2019 г. с целью устранения нарушений требований закона прокурором г. Оренбурга внесены протесты в адрес Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга.

12 сентября 2019 года Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в удовлетворении протестов отказано.

Прокурор с учетом уточнений просил суд:

признать незаконными действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга по выдаче ООО «РеалСтрой» разрешений на строительство:

трехэтажного жилого дома по (адрес) от (дата);

трехэтажного жилого дома по (адрес) от (дата). ;

трехэтажного жилого дома по (адрес) от (дата);

трехэтажного жилого дома по (адрес) от (дата);

трехэтажного жилого дома по (адрес) от (дата);

признать незаконными разрешения на строительство от (дата) выданные Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга ООО «РеалСтрой»: ; ; ; ; ;

возложить обязанность на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга прекратить действия разрешений на строительство выданных ООО «РеалСтрой».

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 ноября 2019 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.

С таким решением прокурора г. Оренбурга не согласился. В апелляционном представлении, а также в уточненном апелляционном представлении просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что разработанный единый Градостроительный план земельного участка от 4 июня 2019 г. выдан с нарушением к порядку его заполнения. Кроме того, ООО «РеалСтрой» в нарушений требований законодательства не обратилось в региональный государственный строительный надзор с извещением о начале строительства. Полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор Попова Е.А. доводы апелляционного представления с учетом его уточнения поддержала.

Представитель заинтересованного лица ООО «РеалСтрой» Козлянинова А.А., действующая на основании доверенности, возражала против доводов апелляционного представления, полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что 16 мая 2019 г. между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга и ООО «РеалСтрой» заключен договор аренды земельного участка .

Согласно пункту 1.1 указанного выше договора арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок площадью *** кв.м., с кадастровым номером , с разрешенным использованием: малоэтажная жилая застройка, с местоположением: (адрес). Участок представлен на основании протокола от (дата) рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по лоту .

(дата) Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга выданы застройщику ООО «РеалСтрой» разрешения на строительство трехэтажных, 1-подъездных 9-квартирных домов , , , , по (адрес), , , , .

ООО «РеалСтрой» направило в адрес инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области извещения , , , о начале строительства с приложением проектной документации.

(дата) инспекцией государственного строительного надзора Оренбургской области ООО «РеалСтрой» представленные документы возвращены застройщику для устранения замечаний.

Согласно представленным в материалы дела распискам , , , , ООО «РеалСтрой» в целях получения указанных разрешений на строительство совместно с заявлениями о выдаче разрешений на строительство представил пакет документов предусмотренный частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно:

правоустанавливающие документы на земельный участок и схему расположения земельного участка: договор аренды земельного участка от (дата).;

градостроительный план земельного участка от (дата).;

результаты инженерных изысканий: геологические и инженерные изыскания земельного участка под трехэтажными жилыми домами, расположенными по (адрес);

проектную документацию:

а) раздел 1:«пояснительная записка» на жилой дом ; «пояснительная записка» на жилой дом ;«пояснительная записка» на жилой дом ;«пояснительная записка на жилой дом ;«пояснительная записка» на жилой дом ;

б) схемы планировочной организации земельного участка: «схема планировочной организации земельного участка» на жилой дом ; «схема планировочной организации земельного участка» на жилой дом ; «схема планировочной организации земельного участка» на жилой дом ; «схема планировочной организации земельного участка» на жилой дом ; «схема планировочной организации земельного участка» на жилой дом ;

в) раздел содержащий архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства: «схемы, отображающие архитектурные решения» на жилой дом ; «схемы, отображающие архитектурные решения» на жилой дом ; «схемы, отображающие архитектурные решения» на жилой дом ; «схемы, отображающие архитектурные решения» на жилой дом ; «схемы, отображающие архитектурные решения» на жилой дом ;

раздел 10: «мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» на жилой дом «мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» на жилой дом ;

г) раздел проект организации строительства объекта капитального строительства: «проект организации строительства» на жилой дом «проект организации строительства» на жилой дом «проект организации строительства» на жилой дом ; «проект организации строительства» на жилой дом ; «проект организации строительства» на жилой дом ;

раздел 9: «мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на жилой дом ;

раздел мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов: «мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» на жилой дом ; «мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» на жилой дом ;

положительное заключение экспертизы проектной документации: положительное заключение экспертизы проектной документации трехэтажных жилых домов по (адрес), подготовленное ***(дата)

(дата) Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга вместо ранее выданных разрешений от (дата) застройщику ООО «РеалСтрой» выданы разрешения на строительство трехэтажных, 1-подъездных, 9-квартирных домов , , , по (адрес), , , , .

(дата) первым заместителем прокурора г. Оренбурга принято решение о проведении проверки в отношении деятельности ООО «РеалСтрой».

По результатам проверки прокуратура города Оренбурга вынесла предписание, из которого следует, что разрешения на строительство от (дата) выданы ООО «РеалСтрой» с нарушением норм градостроительного законодательства.

Так, с целью получения разрешений на строительство пяти трехэтажных жилых домов застройщиком вместо пяти проектов, разработанных на соответствующие этапы строительства в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и пункта 8 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, предоставлено пять копий проекта.

Согласно разделу проекта «Схема планировочной организации земельного участка» на земельном участке с кадастровым номером предусмотрено размещение пяти трехэтажных жилых дома, примыкающих друг к другу.

Вместе с тем, проектом не предусмотрена и не обоснована возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства к каждому из пяти жилых домов в соответствии с требованиями части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 8 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.

На объект капитального строительства разработан единый градостроительный план земельного участка от (дата), который выдан с нарушением к порядку его заполнения, установленного Инструкцией о порядке заполнения формы ГПЗУ, утвержденной приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. № 741/п.

Технические условия на присоединение к инженерным сетям на дома , , и к проектной документации не приложены.

Разрешения на строительство выданы с превышением на один год срока строительства, предусмотренного разделом «Проект организации строительства» проектной документации.

Региональный государственный строительный надзор при строительстве жилых домов , , , , по (адрес) не осуществляется.

В нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отсутствие проектной документации на каждый этап строительства Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (дата) выданы оспариваемые разрешения на строительство трехэтажных жилых домов по (адрес).

(дата) с целью устранения нарушений требований закона прокурором г. Оренбурга внесены протесты в адрес Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга.

(дата) Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в удовлетворении протестов отказано.

Не согласившись с указанным ответом, прокурор г. Оренбурга обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемые разрешения на строительство выданы уполномоченным органом, в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства, предусматривающих порядок, основания принятия указанных разрешений, их содержание.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

В соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 11 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1).

Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения «О Департаменте градостроительства и земельных отношений», утвержденному решением Оренбургского городского Совета 18 февраля 2011 г. № 114, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству.

Департамент учрежден для формирования от имени администрации города Оренбурга единой политики в сфере регулирования градостроительной деятельности, землепользования, создания архитектурно-художественного облика, благоприятной среды жизнедеятельности города Оренбурга с учетом государственных, общественных и частных интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обладает следующими полномочиями (функциями) (статья 2 указанного Положения).

Департамент выдает разрешения на строительство на территории города Оренбурга (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и иными федеральными законами), а также направляет в орган государственного строительного надзора сведения о выданных разрешениях на строительство объектов капитального строительства, проектная документация которых, а также результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункта 2.31 Положения).

Таким образом, Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, является уполномоченным органом местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство на территории города Оренбурга.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Учитывая тот факт, что застройщиком ООО «РеалСтрой» к заявлениям на выдачу разрешений на строительство отдельно стоящих пяти трехэтажных домов по (адрес) представлен полный пакет документов, исчерпывающий перечень которых, предусмотрен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в выдачи оспариваемых разрешений.

Довод апелляционного представления о том, что разработанный единый Градостроительный план земельного участка от (дата) выдан с нарушением к порядку его заполнения, не может служить основанием для отмены постановленного по делу решения в силу следующего.

В соответствии с частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В силу пункта 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, а также пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16 февраля 2008 г. № 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование. Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства. Под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).

В соответствии с частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления по заявлению застройщика может выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Суд первой инстанции, проанализировал представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства и подготовка проектной документации применительно к отдельным этапам строительства является инициативой застройщика.

Довод апелляционного представления о том, что ОО «РеалСтрой» в нарушений требований законодательства не обратилось в региональный государственный строительный надзор с извещением о начале строительства, проверен судом при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, опровергнут как не основанный на законе и не подтвержденный материалами дела.

Вопреки доводам апелляционного представления выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными.

Судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении настоящего спора не выявлены такие нарушения материального либо процессуального права, которые могли бы привести к отмене решения суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 ноября 2019 г. оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора города Оренбурга – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: