ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17520/19 от 14.05.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Кравцова Е.Н. Дело № 33а-17520/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2019 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.,

судей Кривцова А.С., Песецкой С.В.,

по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,

при секретаре Бондаренко Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <...> к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 24 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

Установила:

административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями. В обоснование иска указал, что документы, представленные им для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права приостановлены в связи с тем, что застройщиком не представлено уведомление об окончании строительства жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: с. <...>. Просил признать данное решение незаконным, обязать Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на основании представленных им 24.09.2018 г. документов.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований.

Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 24 января 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, отказано.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что датой окончания строительства дома является 21 февраля 2018 года, что подтверждается техническим планом. Полагает, что исходя из логики законодателя, его дом подлежит государственной регистрации и государственному кадастровому учету в порядке, существовавшем до 03 августа 2018 года, а необходимость направления уведомления об окончании строительства возникает лишь в том случае, когда объект окончен строительством после 03 августа 2018 года. Считает, что им предоставлены все необходимые документы для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, а судом неправильно истолкована ст. 16 Федерального Закона от 03.08.2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Полагает необоснованной ссылкой суда на письмо Минэкономразвития, поскольку регистрация по его заявлению была приостановлена 08 октября 2018 года, практически за месяц до официального опубликования письма Минэкономразвития.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства от него не поступило.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, судебная коллегия в соответствии со ст.ст.150, 307 КАС РФ признает возможным рассмотреть дело при данной явке. Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку доказательств причин неявки участников процесса не представлено, неявка лиц участвующих в деле в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Из регистрационного дела следует, что 24 сентября 2018 г. административный истец ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество: здания, расположенного по адресу: <...> заявлению были приложены следующие документы: технический план здания, копия свидетельства о праве на наследство по завещанию от 11.09.2018 г. № <...>, копия разрешения на строительство от 02.06.2017 г., копии выписок из ЕГРН от 12.09.2018 г., 27.02.2017 г., квитанция от 24.09.2018 г.

25 сентября 2018 года административный ответчик Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обратился в администрацию муниципального образования г-к Анапа с запросом о предоставлении документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права: уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

27 сентября 2018 года администрация МО г-к Анапа сообщило, что уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <...> не подготавливалось и не выдавалось.

08 октября 2018 года Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю приостановило государственную регистрацию в соответствии с п. 59 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство.

Согласно уведомлению от 18.12.208 года государственная регистрация выше названного объекта недвижимости приостановлена до 13.06.2019 года.

При рассмотрении административных исковых требований судом первой инстанции были обоснованно учтено следующее.

Федеральным законом от 03.08.2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (ч.5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минэкономразвития России от 7 ноября 2018 г. № 32363-ВА/Д23, применительно к части 5 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ следует отметить, что данная норма позволяет осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на жилые дома, строительство которых начато (в том числе начато и завершено) до дня вступления в силу указанного Закона, без разрешения на строительство (несмотря на требования статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 года), при условии подачи до 1 марта 2019 года соответствующего уведомления в уполномоченный орган. При этом совокупность указанных фактов (отсутствие разрешения на строительство, начало строительства без разрешения на строительство, отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не является само по себе основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом при условии соблюдения требований, предусмотренных статьями 51.1 и 55 Градостроительного кодекса (в редакции Закона N 340-ФЗ).

Учитывая изложенные нормы закона, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что административному истцу до момента подачи документов на государственный кадастровый учет и регистрацию прав было необходимо направить в администрацию МО г-к Анапа уведомление об окончании строительства объекта ИЖС, в связи с чем приостановление регистрационных действий Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности на объект: здания по адресу: <...> является законным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с действующим законодательством регистрация без уведомительного порядка для объектов, строительство которых начато до вступления в законную силу Федерального закона №340-ФЗ, возможно только для объектов - садовых домов, возведенных на дачных и садовых земельных участках. Даже принимая во внимание факт, что жилой дом был окончен строительством предыдущим застройщиком до вступления в законную силу Федерального закона №340-ФЗ, административному истцу ФИО1 для соблюдения требований Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» необходимо было до момента подачи документов на государственный кадастровый учет и регистрацию прав направить в администрацию МО г-к Анапа уведомление об окончании строительства объекта ИЖС на земельном участке, предназначенном для ИЖС.

Таким образом, оспариваемое решение принято регистрирующим органом в пределах его компетенции и предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства РФ, не нарушает права и законные интересы административного истца и не создает угрозу их нарушения. Решение административного ответчика в должной мере мотивировано, содержат ссылки на соответствующие нормы закона.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения принципов законности и справедливости. Судом соблюдены положения, предусмотренные законодательством об административном судопроизводстве, в соответствии обстоятельствами административного дела точно и правильно применены законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену обжалуемого постановления суда, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

Руководствуясь статьей 307 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Анапского городского суда Краснодарского края от 24 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированная часть апелляционного определения изготовлена 20.05.2019 года