ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1765 от 11.06.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 33а-1765 судья Чекулаева Е.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2019 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Юрковой Т.А., Щербаковой Н.В.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрела в открытом судом заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области на решение Щекинского районного суда Тульской области от 06 марта 2019 г. по делу по административному иску Муравьевой О.В. к администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области о признании незаконными заключений межведомственной комиссии, постановлений главы администрации об утверждении заключений межведомственной комиссии, возложении обязанности провести оценку жилого помещения в многоквартирном доме и многоквартирного дома на предмет соответствия их нормативным требованиям.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Муравьева О.В. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области о признать незаконными заключений межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и их отмене; отмене постановлений администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии на территории муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии на территории муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области»; обязании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области, провести очередную оценку жилого помещения - квартиры дома по ул. <адрес> многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, на предмет их соответствия установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям, в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, и выдать заключение по результатам данной оценки в течение 40 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец Муравьева О.В. указала на то, что является собственником жилого помещения – двух комнатной квартиры в многоквартирном доме по <адрес>

Постановлением главы администрации города Щекино и Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении адресного списка ветхого жилого фонда по городу Щекино и району» вышеуказанный многоквартирный жилой дом включен в адресный список ветхого жилого фонда по городу Щёкино и Щёкинскому району.

Постановлением администрации муниципального образования рабочий поселок Огаревка Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального образования рабочий поселок Огаревка Щёкинского района» многоквартирный дом включен в список очередности ветхих домов, подлежащих расселению ДД.ММ.ГГГГ, по муниципальному образованию рабочий поселок Огаревка Щекинского района.

В настоящее время, в силу ухудшения в связи с физическим износом до недопустимого уровня, надежности и прочности эксплуатационных характеристик строительных конструкций многоквартирного дома и жилого помещения, жилое помещение по своему фактическому состоянию не пригодно для проживания, а многоквартирный дом является аварийным.

Основанием для таких выводов является акт экспертизы Союза «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение ООО «<данные изъяты>»

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области, межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданную при администрации муниципального образования Огаревское Щёкинского района Тульской области, с заявлением о проведении обследования принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, в целях признания его непригодным (пригодным) для проживания, а также о проведении обследования многоквартирного дома, в котором размещено это жилое помещение, в целях признания его аварийным.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении жилого помещения и многоквартирного дома, в котором размещено жилое помещение, процедура оценки на предмет их соответствия установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительством Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям, проводилась трижды.

Последняя из указанных оценок проводилась ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Щекинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ

По результатам этой оценки на предмет выявления оснований для признания многоквартирного дома межведомственной комиссией дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым отсутствуют основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, дом является подлежащим выполнению в нем ремонта и наблюдению за техническим состоянием его строительных конструкций.

Заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ утверждено постановлением главы администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии на территории муниципального образования Огаревское Щекинского района».

По результатам оценки от ДД.ММ.ГГГГ на предмет соответствия принадлежащего ей жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его непригодности (пригодности) для проживания, межведомственной комиссией дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилое помещение подлежит капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации его характеристик в соответствие с характеристиками, установленными в Положении.

Заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ утверждено постановлением главы администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии на территории муниципального образования Огаревское Щекинского района».

С указанными заключениями межведомственной комиссии не согласна, считает их незаконными и необоснованными, как принятыми с нарушением Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительством Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Так, к работе межведомственной комиссии не привлечены представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), представители органов государственного контроля и надзора в сфере промышленной, экологической и иной безопасности; представители государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, что свидетельствует о нарушении процедуры признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Также не дано оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого помещения и многоквартирного дома, степени огнестойкости жилого помещения и многоквартирного дома, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, не дана оценка заключению эксперта «<данные изъяты>», участвовавшему в работе межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ; детального обследования жилого помещения и многоквартирного дома, их отдельных строительных конструкций, инженерных систем, в том числе, электрических сетей, на предмет наличия или отсутствия факторов, влияющих на пожарную безопасность, лицом, представлявшим орган государственного контроля и надзора в сфере пожарной безопасности, привлеченным к работе межведомственной комиссии, не осуществлено.

Межведомственной комиссией не осуществлена оценка содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

При таких обстоятельствах, заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законными, основанными на всестороннем исследовании всех факторов, влияющих на безопасность жизни и здоровья граждан.

Принятые межведомственной комиссией заключения нарушают ее права на обеспечение безопасных условий для проживания и пребывания человека в здании, а фактическое состояние многоквартирного дома создает реальную угрозу жизни и здоровья.

В судебном заседании административный истец Муравьева О.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области по доверенности Шавлова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Решением Щекинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

административные исковые требования Муравьевой О.В. удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии на территории муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области».

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии на территории муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области».

Обязать межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области, провести очередную оценку жилого помещения - квартиры дома по ул. <адрес>, а также многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, на предмет их соответствия установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям, в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать Муравьевой О.В. заключение по результатам данной оценки в течение 40 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации МО Огаревское Щекинского района Тульской области в пользу Муравьевой О.В. в возмещение судебных расходов 50295 рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Муравьевой О.В., представителя административного ответчика администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области по доверенности Шавловой О.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора дарения жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Муравьева О.В. является собственником квартиры в многоквартирном доме по ул. <адрес>

Согласно данным технического паспорта на указанную квартиру, составленного ГУ ТО «<данные изъяты>» (данные экспликации подтверждены на ДД.ММ.ГГГГ), квартира состоит из жилой комнаты площадью кв.м, жилой комнаты, площадью кв.м, кухни площадью кв.м, коридора площадью кв.м, туалета площадью кв.м, ванной площадью кв.м.

Постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении адресного списка ветхого жилого фонда по городу Щёкино и району» многоквартирный жилой дом по ул. <адрес> включен в адресный список ветхого жилого фонда по городу Щекино и Щекинскому району.

Постановлением администрации муниципального образования рабочий поселок Огаревка Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ года жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального образования рабочий поселок Огаревка Щекинского района» указанный многоквартирный дом включен в список очередности ветхих домов, подлежащих расселению до <данные изъяты>, по муниципальному образованию рабочий поселок Огаревка Щекинского района.

ДД.ММ.ГГГГ Муравьева О.В. обратилась в администрацию муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области, межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданную при администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области, с заявлением о проведении обследования принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, в целях признания его непригодным для проживания, а также о проведении обследования многоквартирного дома, в котором размещено это жилое помещение, в целях признания его аварийным.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении квартиры дома по ул. <адрес> и многоквартирного дома трижды проводилась процедура оценки на предмет их соответствия установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительством Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам оценки многоквартирного дома, в котором размещено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение, межведомственной комиссией дано заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, дом является подлежащим выполнению в нем ремонта и наблюдению за техническим состоянием его строительных конструкций.

Заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ утверждено постановлением главы администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отсутствуют основания для признания многоквартирного дома по ул. <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По результатам оценки принадлежащего истцу жилого помещения межведомственной комиссией дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, жилое помещение подлежит капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении характеристиками.

Заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ утверждено постановлением главы администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение – квартира в многоквартирном доме по <адрес> подлежит капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью восстановления утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.

Не согласившись с указанными заключениями межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, Муравьева О.В. обратилась в суд за их оспариванием и признанием незаконными.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения ст. ст. 14, 15 Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о том, что при обследовании спорного жилого дома и принятии межведомственной комиссией оспариваемых решений нарушены как приведенные выше нормативные акты, так и права и законные интересы Муравьевой О.В., что явилось основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений (действий (бездействия)) уполномоченного органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением (действием (бездействием)) уполномоченного органа и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые решения (действия (бездействие)) уполномоченного органа может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение (действие (бездействие)) совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решение (действие (бездействие)) нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения (действия (бездействия)) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением (действием (бездействием)) прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения (действия (бездействия)) уполномоченного органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В настоящем деле такие основания установлены.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение), которое устанавливает, в том числе, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, и в частности многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

При рассмотрении дел об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46 Положения).

Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Кроме этого, в соответствии с положением о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании Огаревское Щекинского района, утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ, процедура проведения оценки соответствия помещения включает следующие этапы: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, таких как копия технического паспорта жилого помещения, планы и разрезы помещений, подготовленные организацией технической инвентаризации, заключение органа государственной санитарно-эпидемиологической службы, заключение органа государственной противопожарной службы, другие документы, которые комиссия признает необходимыми для принятия решения.

Изложенные выше требования действующего законодательства межведомственной комиссией не соблюдены.

При принятии решений от ДД.ММ.ГГГГ предметом оценки не являлись заключения органа государственной санитарно-эпидемиологической службы, органа государственной противопожарной службы, а материалы дела не содержат таких документов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выходом на место представителем органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора ст. инспектора ОНД и ПР по Щекинскому, Тепло-Огаревскому, Плавскому и Чернскому районам дана должная оценка степени огнестойкости жилого помещения и многоквартирного дома, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку каких-либо суждений данного лица в актах осмотра от ДД.ММ.ГГГГ относительно указанного вопроса не содержится, протокол заседания межведомственной комиссии в нарушение п. 4.2.3 положения о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании Огаревское Щекинского района, утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ, не велся.

Тем самым, доказательств соблюдения процедуры проведения оценки стороной административного ответчика не представлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в судебном заседании достоверно установлено, что межведомственная комиссия при исследовании заключения экспертов специализированной организации - акта экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Союз «<данные изъяты>», Арх. , актов осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, содержащих противоречивые сведения, не разрешила вопрос об определении перечня дополнительных документов (заключение соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям (п. 3.2 положения о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании Огаревское Щекинского района, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ) или иным способом устранила имеющиеся противоречия, не исследовала и не дала оценку представленному и приложенному Муравьевой О.В. к заявлению о проведении оценки жилого помещения и многоквартирного дома экспертному заключению ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ

При отсутствии сведений, опровергающих выводы специалистов в указанных заключениях экспертов специализированной организации - акта экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Союз «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции обоснованно указал, что выводы комиссии о соответствии спорных жилого помещения и многоквартирного жилого дома требованиям, к ним предъявляемым, и их пригодности для проживания нельзя признать обоснованными.

Вопрос о судебных расходах разрешен судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 103, 106, 111 КАС РФ.

Исходя из положений статей 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Поскольку принятие решения по указанному административным истцом вопросу является прерогативой административного ответчика и не относится к компетенции суда, то суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае вопрос о признании (отсутствии оснований для признания) многоквартирного дома аварийным и подлежащим (не подлежащим) сносу или реконструкции, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания должен быть рассмотрен уполномоченными органом и должностным лицом в установленном законом порядке.

При этом установленные судом тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу для исполнения возложенной на межведомственную комиссию обязанности по проведению обследование и оценки жилого помещения и многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, на предмет их соответствия требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, а также обязанность в течение 40 дней после вступления решения в законную силу выдать административному истцу заключение по результатам данной оценки, судебная коллегия полагает разумными, отвечающими принципу соблюдения баланса интересов сторон.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной стороной административного ответчика в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Щекинского районного суда Тульской области от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области – без удовлетворения.

Председательствующий