Судья Протасова Е.М. дело № 33а-1783
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 27 сентября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей: Медведевой И.А. и Братухина В.В.
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Очетова И.И. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 июля 2016 года, по которому постановлено оставить без удовлетворения административный иск Очетова И.И. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным разрешения на строительство.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Очетов И.И. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным разрешения на строительство многоэтажного жилого дома от 4 февраля 2016 года № <...>, выданного администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» обществу с ограниченной ответственностью <...> (далее - ООО <...> на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <...>. В обосновании административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства.
Земельный участок, предоставленный ООО <...> под застройку, относится к категории земель Ж-2. По основному виду использования на нем допускается строительство объектов этажностью не более 4-х. Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования фактически не проводились, поскольку они были назначены за год до постановки земельного участка на кадастровый учет. На момент вынесения администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» постановления от 3 февраля 2015 года застройщик не был определен. 2 ноября 2015 года был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...>, в котором определено максимальное количество этажей - 4, или предельная высота зданий, строений, сооружений - 15 м. Задание на проектирование многоквартирного жилого дома по улице <...> выдано 1 апреля 2015 года, при этом застройщик получил право аренды земельного участка по результатам аукциона только 17 сентября 2015 года. В качестве документов по планировке территории предоставлен, в том числе градостроительный план земельного участка, а также постановление администрации от 21 января 2016 года о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, согласно которым увеличивается процент застройки, уменьшаются минимальные отступы от границ земельного участка, процент озеленения. Технические условия выданы 27 октября 2015 года, то есть за два месяца до проведения публичных слушаний, и за три месяца до подписания постановления. Площадь застройки по секциям превышает площадь застройки, отраженной в основных показателях проекта. Размер земельного участка при соблюдении расстояний удаленности площадок под благоустройство увеличивается.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Очетов И.И. просит решение отменить, как вынесенное судом с неправильным применением норм материального права, при неверной оценке доказательств. В жалобе излагаются обстоятельства дела, приводится позиция, избранная заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражается несогласие с выводами суда, положенными в основу решения. В частности, заявитель жалобы указывает, что площадь строительства в осях и площадь благоустройства превышают размер земельного участка, предоставленного застройщику согласно генеральному плану земельного участка, отмечает, что площадь застройки по секциям превышает площадь застройки, указанной в основных показателях проекта.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Очетова И.И. – Москвичева А.Н., поддержавшего жалобу, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения не имеется.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в деле, проанализировав применимое в настоящем деле законодательство, суд пришел к правильному итоговому выводу о том, что административный иск Очетова И.И. не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и это следует из материалов дела, что 4 февраля 2016 года администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» ООО <...> выдано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома № <...> на земельном участке с кадастровым номером <...>.
Из обстоятельств и материалов дела видно, что Очетов И.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...> Земельный участок, на котором находится жилой дом, принадлежащий Очетову И.И., расположен рядом с земельным участком с кадастровым номером <...>, на котором осуществляется строительство.
Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
На основании ст.51 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» к полномочиям администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» относится выдача разрешений на строительство.
В соответствии с ч.7 ст.51 ГрК в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, в частности, в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч.12.1 ст.48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч.3.4 ст.49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч.6 ст.49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст.40 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в территориальной зоне Ж-2.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденными решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года № 30-V, данная зона предназначена для застройки многоквартирными малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Основные виды разрешенного использования: многоквартирные жилые дома в 2 - 4 этажа; блокированные жилые дома в 2 - 4 этажа; отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью в 1 - 3 этажа; блокированные жилые дома в 1 - 3 этажа; блокированные жилые дома в 1 - 3 этажа с придомовыми участками; здания учреждений образования; здания учреждений здравоохранения; здания правоохранительных органов и силовых структур.
Условно разрешенные виды использования: многоквартирные многоэтажные жилые дома 5-9 этажей; здания аптек; специальные жилые дома для престарелых и инвалидов; административно-хозяйственные и общественные здания многофункционального назначения; конфессиональные объекты; здания гостиниц; здания учреждений социальной защиты; спортивно-зрелищные, спортивно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные и здания, строения, сооружения; здания учреждений культуры и искусства; здания предприятий торговли; культурно-зрелищные и культурно - развлекательные объекты; объекты бытового обслуживания; здания предприятий общественного питания; временные торговые объекты; здания учреждений жилищно-коммунального хозяйства; надземные автостоянки закрытого типа; надземные автостоянки открытого типа; подземные автостоянки закрытого типа; подземные автостоянки открытого типа; базовые станции сотовой связи.
Согласно ч.2 ст.39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Постановлением главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 декабря 2014 года № 5-П на 23 января 2015 года были назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...>
Заключение о результатах публичных слушаний 23 января 2015 года опубликовано на официальном сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола», 27 января 2015 года – в газете «Йошкар-Ола».
Частями 8, 9 ст.39 ГрК РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных в ч.8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Постановлением администрации городского округа город «Йошкар-Ола» от 3 февраля 2015 года № 186 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...>, для строительства многоквартирного дома.
В силу ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч.7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство действующим законодательством не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО <...> предоставлены все необходимые документы и по результатам проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство у администрации городского округа город «Йошкар-Ола» не имелось.
В связи с этим указанные административным истцом даты совершения действий, предшествующих получению разрешения на строительство, не могли повлечь отказ в выдаче разрешения на строительство.
Административным истцом не представлены убедительные доказательства несоответствия приложенной ООО <...> к заявлению о выдаче разрешения на строительство проектной документации требованиям, предъявляемым к ней действующим законодательством.
Положительное заключение государственной экспертизы от 2 февраля 2016 года <...>, выполненное Управлением государственной экспертизы проектов документации и результатов инженерных изысканий, подтверждает соответствие проектной документации объекта нормативным требованиям.
Доводы жалобы о несоответствии площади застройки земельного участка - 1333 кв.м. общей площади в осях по секциям - 1353,3 кв.м. являются несостоятельными.
Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 21 января 2016 года № 46 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при строительстве многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <...>, в частности, на увеличение максимального процента застройки с 50 до 58%.
Данное постановление учтено при проведении экспертизы проектной документации (стр.6).
Доводы жалобы о том, что площадь благоустройства и площадь строительства в осях превышают размер земельного участка, предоставленного ООО <...> для строительства многоэтажного жилого дома, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Как следует из договора аренды № <...> от 29 марта 2016 года, заключенного между КУМИ администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и ООО <...> данному обществу предоставлен земельный участок общей площадью 2629 кв.м, кадастровый номер <...>, для размещения строительной площадки с последующим благоустройством.
Из сведений, имеющих в публичной кадастровой карте, следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> прилегает и охватывает с трех сторон земельный участок с кадастровым номером <...>
Доводы жалобы со ссылкой на требования СНиП 2.07.01-89 об удаленности площадок (детских, для отдыха взрослого населения, для занятий физкультурой) материалами дела не подтверждаются.
Указанный вопрос получил оценку в положительном заключении экспертизы проектной документации (стр.34).
Как следует из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 9 сентября 2016 года № <...>, выданного администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола», многоквартирный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <...>, введен в эксплуатацию.
Таким образом, в настоящее время права лиц в случае их нарушения в результате строительства данного многоквартирного жилого дома могут быть восстановлены иным способом при условии доказанности самого факта нарушения.
Из сведений, имеющих в публичной кадастровой карте, следует, что земельный участок по адресу: <...> на котором расположен жилой дом Очетова И.И., не граничит с земельными участками с кадастровыми номерами <...>
При вышеуказанных обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Выводы суда, изложенные в решении, являются достаточно мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами. Оснований считать решение суда в указанной части ошибочным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение должно быть оставлено без изменения, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Очетова И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.