Судья Макарова Т.В. Дело № 33а-17867/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 ноября 2017 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Балашовой И.Б., Антропова Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материал по административному иску Паршиной Л.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области о возложении на ответчика обязанности принять решение о необходимости устранения реестровой ошибки и признании незаконным решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
по частной жалобе Паршиной Л.М.
на определение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 5 октября 2017 года, которым постановлено:
отказать Паршиной Л.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области об обязании ответчика принять решение о необходимости устранения реестровой ошибки и признать незаконным решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Паршина Л.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, указывая о том, что она является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>, с кадастровым № <...>. В 2005 году указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и осуществлена государственная регистрация права собственности на него. При этом, в межевом плане была допущена ошибка в определении местоположения границ земельного участка и его площади, которая была воспроизведена и в ЕГРН, но которая не была выявлена при государственной регистрации права собственности. Для устранения кадастровой ошибки, допущенной при государственной регистрации права на земельный участок, она обратилась к кадастровому инженеру, который по результатам кадастровых работ подготовил межевой план в соответствии с данными правоустанавливающих документов на земельный участок. В связи с обнаружением реестровой ошибки, она обратилась к административному ответчику с заявлением об устранении такой ошибки с приложением подтверждающих документов. Однако, административный ответчик не принял решение о необходимости устранения реестровой ошибки и не совершил необходимых действий для ее устранения, вместо этого, принял решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, что противоречит требованиям п.3,6 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Сославшись на указанные обстоятельства, административный истец просила признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, обязать его принять решение о необходимости устранения реестровой ошибки, допущенной в Едином государственном реестре недвижимости при описании местоположения границ и площади принадлежащего ей земельного участка, признать незаконным решение административного ответчика от 4 августа 2017 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Судьей постановлено вышеуказанное определение.
В частной жалобе Паршина Л.М. О.П. оспаривает законность и обоснованность определения, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права.
В соответствии со ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) частная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 128 КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Отказывая Паршиной Л.М. в принятии административного иска, судья руководствовался вышеприведенной нормой права, и исходил из того, что заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, а подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия не может согласиться с определением судьи, считает его незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 поименованного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно п. 1. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 (ред. от 15 февраля 2017 года) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 этого же закона).
Пунктами 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, Росреестр осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является кадастровая палата.
Из анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что оспаривание решения государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в сфере регистрации прав, кадастрового учета, где отношения не основаны на равенстве сторон, следовательно, требования административного истца об оспаривании бездействия, связанного с непринятием решения об устранении кадастровой ошибки и решения о приостановлении государственного кадастрового учета вытекает из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания такого решения, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, определение об отказе в принятии административного искового заявления не может быть признано законным, оно подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для решения вопроса со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
При разрешении вопроса о принятии административного иска к производству, суду следует учесть, что положениями части 1 статьи 26.1 Федерального закона "О кадастровой деятельности" (ранее наименование - "О государственном кадастре недвижимости"), вступившей в силу с 01 декабря 2016 года, предусмотрено, что решение о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном данной статьей. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 5 октября 2017 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Паршиной Л.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области о возложении на ответчика обязанности принять решение о необходимости устранения реестровой ошибки и признании незаконным решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости направить в Советский районный суд г. Волгограда для разрешения вопроса о принятии его к производству суда в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий судья:
Судьи: