ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17923/18 от 13.06.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Воробьева С.В. 33а- 17923/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

Председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,

при секретаре Фрейдине В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июня 2018 года апелляционную жалобу Завадского А. В. на решение Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Завадского А. В. о признании незаконным предписания о демонтаже нестационарного торгового объекта и его отмене,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения представителя Завадского А.В.Кузина А.А.,

УСТАНОВИЛА:

Завадский А.В. обратился в суд, просил признать незаконным предписание Комитета по управлению имуществом администрации городского округа <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> о демонтаже нестационарного торгового объекта, находящегося по адресу: <данные изъяты>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0010319:3.

Не согласен с предписанием, которым его обязали привести принадлежащий на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010319:3 в соответствие с пригодным использованием последнего по целевому назначению, а именно, убрать с него нестационарный торговый объект. Считал предписание немотивированным и необоснованным, полагая, что как собственник земельного участка вправе на основании п.7 ст. 10 Федерального закона от <данные изъяты> N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" устанавливать порядок размещения и использования нестационарных торгового объекта на принадлежащем ему земельном участке с видом разрешенного использования «магазины». Данное предписание также является необоснованным, доказательств нарушения каких – либо противопожарных или иных технических норм его нахождением на данном земельном участке не представлено.

Решением Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Завадский А.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав пояснения лица, принимавшего участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Как следует из материалов дела, Завадский А.В. на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010319:0003, расположенного по адресу: <данные изъяты>, площадью 180 кв.м, адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке от 24.03.2017г. № МО-17/ЗВ-154,.

Постановлением администрации городского округа <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> изменен вид разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 50:30:0010319:3 с «для общественно-делового и гражданского строительства» на «магазины».

Как установил суд, <данные изъяты> проводилась внеплановая проверка выполнения предписания об устранении нарушения <данные изъяты> от <данные изъяты>, которым Завадского обязали привести в соответствие с Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010319:3, привести земельный участок в соответствие, пригодное для использования по целевому назначению, а именно убрать нестационарный объект с земельного участка.

Главный муниципальный земельный инспектор Никаноров И.М.<данные изъяты> выдал предписание, которым обязал Завадского А.В. в срок до <данные изъяты> устранить допущенное нарушение: использовать по целевому назначению названный земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010319:3 в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»- вид разрешенного использования «магазины» и привести земельный участок в соответствие, пригодное для использования по целевому назначению, а именно: убрать нестационарный объект с земельного участка.

<данные изъяты> проведена внеплановая проверка в отношении Завадского А.В., с целью проверки исполнения предписания об устранении выявленного нарушения <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Установлено, что на момент проверки Завадский А.В. продолжал использовать земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010319:3 для размещения магазина и размещения нестационарного торгового объекта, и тем самым не привел данный земельный участок в соответствие, пригодное для использования по целевому назначению, а именно не убрал нестационарный торговый объект с земельного участка.

<данные изъяты> Главным муниципальным земельным инспектором Никаноровым И.М. выдано предписание в отношении Завадского А. В. об устранении нарушения, а именно о приведении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010319:3 в соответствие, пригодное для использования по целевому назначению, а именно убрать с него нестационарный объект в срок до <данные изъяты>.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от <данные изъяты> N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Целями настоящего Федерального закона являются:

- обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (пункты 1, 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1 указанного Закона).

В силу пункта 1 части 1 статьи 4 указанного выше Закона, государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством установления требований к ее организации и осуществлению.

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Закона).

Как следует из части 1 статьи 10 Федерального закона от <данные изъяты> N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 10 Федерального закона от <данные изъяты> N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Из указанного Федерального закона следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности на территории муниципального образования.

В силу части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Федеральным законом от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции на день вынесения оспариваемого предписания к вопросам местного значения городского округа отнесены:

- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;

- осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Таким образом, администрация <данные изъяты>, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями не только по урегулированию торговой деятельности на территории муниципального образования, но и полномочиями по урегулированию вопросов, касающихся земельных участков, расположенных на территории данного муниципального образования.

Согласно п.11 ст.<данные изъяты> от <данные изъяты>.<данные изъяты>-ОЗ (ред.от 08.11.2017г.) «О благоустройстве в <данные изъяты>» запрещается самовольная установка объектов, предназначенных для осуществления торговли, оказания услуг, временных объектов, предназначенных для хранения автомобилей (металлических тентов, гаражей и.т.п.), хозяйственных и вспомогательных построек (деревянных сараев, будок и.т.д.), ограждений на территории муниципальных образований без получения разрешения в установленном порядке.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требований административного истца о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав административного истца.

Отсутствие одного из условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая требования, предъявляемые к земельным участком с видом разрешенного использования, указанного в п. 4.4 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития от <данные изъяты><данные изъяты> («магазины), принадлежащий Завадскому А.В. земельный участок предназначен для размещения на нем единого объекта недвижимости (магазина) и не предназначен для произвольного (по усмотрению его владельца) размещения нестационарных торговых объектов.

Сведений о получении Завадским А.В. такого разрешения для размещения нестационарного объекта не представлено, судебная коллегия находит верным вывод суда, не нашедшего оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого предписания.

Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.

Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи