... № 33а-18027/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 14 сентября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Сафина Ф.Ф.,
судей: Фахретдиновой Р.Ф., Якуповой Н.Н.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф. на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:
административное исковое заявление Г. к главе сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан «О признании незаконным бездействия» удовлетворить.
Признать бездействие главы сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф., заключающиеся в отказе от подписания протокола <№> от <дата> общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым <№>, на территории сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, незаконным.
Возложить на главу сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан обязанность в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу подписать протокол общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым <№>, на территории сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
Главе сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан сообщить об исполнении данного решения в суд и истцу Г. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г. обратился в Дюртюлинский районный суд РБ с административным иском к главе сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и возложении на него обязанности устранить нарушения. В обоснование своего иска Г. указал, что <дата> в здании сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, состоялось общее собрание участников общей (долевой) собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым <№>, расположенный на территории сельского поселения Таймурзинский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ (далее - земельный участок с кадастровым <№>).
На собрании присутствовал глава сельского поселения Таймурзинский сельсовет МР Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф., были избраны председатель и секретарь собрания.
В соответствии с п.11 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения) протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.
<дата>А., уполномоченное лицо без доверенности совершать сделки с земельным участком с кадастровым <№>, председатель общего собрания Д. обратились к Ф. по вопросу согласования и утверждения протокола <№> от <дата> общего собрания участников общей (долевой) собственности на земельный участок с кадастровым <№>. После чего в их адрес поступил не мотивированный отказ.
Далее было направлено письмо от <дата> с вложением прошитого и пронумерованного протокола общего собрания с приложениями на 60 листах, в 2 экземплярах. На сегодняшний день ответ не поступил, протоколы должностным лицом не подписаны.
Полагает, что Ф., отказываясь от подписания протокола общего собрания, препятствует заключению договора аренды, чем нарушает права и законные интересы истцов, препятствует целевому использованию земельного участка и его бездействие противоречит осуществлению принципа оборота земель сельскохозяйственного назначения, в частности сохранению целевого использования земельных участков, установленного п. 3 ст.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе глава сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что поскольку на собрании от <дата> он не был избран уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, возложение на него обязанности подписать протокол собрания является необоснованным. Администрация сельского поселения не согласна с решением общего собрания
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Г. – Х., полагавшую решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, участниками общей (долевой) собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым <№><дата> в здании сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> было проведено общее собрание по вопросам принятия решения о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в долевой собственности, об условиях договора аренды земельного участка, о выборе лица, уполномоченного от имени участников долевой собственности без доверенности совершать сделки с земельным участком, по которым приняты соответствующие решения.
На данном собрании также участвовал глава сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф. (далее глава сельского поселения).
Участниками общей (долевой) собственности на вышеупомянутый земельный участок на основании требований п. 11 ст. 14.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» главе сельского поселения был направлен протокол общего собрания для его подписания, однако глава сельского поселения отказывается подписать данный протокол.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд исходил из того, что буквальное толкование п.п. 11 ст. 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельствует о том, что на уполномоченное должностным лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании возложена обязанность подписать вышеупомянутый протокол. В случае несогласия с его содержимым законом не запрещено его подписание с соответствующими оговорками.
Суд указал, что доводы ответчика о том, что глава сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф. должен был получить полномочия на участие в собрании в качестве уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления по результатам решения принятого самим же собранием, не основаны на требованиях законодательства и противоречат смыслу норм Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Согласно требованиям п.п. 10-13 ст. 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:
1) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;
2) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;
3) подписывает протокол общего собрания;
4) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.
Принятое общим собранием решение оформляется протоколом.
Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.
Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.
Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.
В соответствии с указанной нормой, закон требует обязательное участие уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности при проведении собрания, а также его обязанность подписания протокола общего собрания.
Как усматривается из протокола общего собрания участников общей (долевой) собственности на земельный участок <№> от <дата>, на собрании присутствовал глава сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф., который открыл собрание, выступил с предложением об избрании председателя и секретаря собрания, которые были избраны проголосовавшими. На собрании участвовали 92 участника долевой собственности (37,8 % от общего количества), что подтверждается регистрационным листом присутствующих на общем собрании.
Согласно ч. 5 ст. 14.1 указанного Закона общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.
Полномочия собственников, присутствующих на собрании, представителей собственников, которыми представлены документы, удостоверяющие их личности и документы, подтверждающие право собственности на земельную долю, а также доверенности, были проверены. Каких-либо возражений относительно отсутствия кворума, главой сельского поселения Ф. не заявлялось.
Все решения по повестке дня собственниками долей в праве общей долевой собственности на земельный участок были приняты большинством голосов с оформлением протокола общего собрания, который подписан председателем и секретарем (л.д. 6-11).
В качестве основания для отказа подписания протокола общего собрания глава сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципальный район Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф. указывает на отсутствие у него полномочий на подписание протокола, на период проведения собрания уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления не назначалось, а также на несогласие с решением общего собрания.
Согласно требованиям п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и факта соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, возложена на ответчика.
Каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие у Ф. полномочий подписывать протокол общего собрания, суду не представлено.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает, что на период проведения общего собрания участников общей (долевой) собственности земельного участка должно быть назначено специально уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
В силу ч. 1 ст. 36 указанного Закона, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 36 Закона глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.
Другие представители органа местного самоуправления при проведении собрания не присутствовали, глава сельского поселения Ф. не уполномочивал других должностных лиц администрации сельского поселения правом участия в общем собрании и подписания протокола.
Таким образом, глава сельского поселения Таймурзинский сельсовет Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф., участвовавший в общем собрании, в силу закона является уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, обязанным подписать вышеупомянутый протокол общего собрания.
Само по себе не согласие с решением общего собрания не освобождает его от выполнения обязанности подписать протокол. Как правильно указал суд первой инстанции, в случае несогласия с содержанием протокола собрания, законом не запрещено его подписание с соответствующими оговорками.
По смыслу п. 3 ч. 10 ст. 14.1 Федерального закона в обязанности должностного лица входит только подписание протокола общего собрания (как подтверждение факта проведения самого собрания), а не правовая оценка законности собрания после его проведения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования административного истца.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и собранных доказательств, иному толкованию норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу главы сельского поселения Таймурзинский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Ф. – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Р.Ф. Фахретдинова
Н.Н. Якупова