ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1824/2022 от 20.06.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Малыгин П.А.

№ 33а-1824/2022 (10RS0011-01-2022-001254-62)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Коваленко В.В., Колбасовой Н.А.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2022 г. по административному делу № 2а-1570/2022 по административному исковому заявлению ОВ.на В. В.овича к МВД по Республике Карелия, начальнику управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия Жураховской Т. В. об оспаривании бездействия.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Овакимян В.В., имеющий гражданство Российской Федерации и Республики Армения, обратился в УВМ МВД по Республике Карелия с заявлением о выдаче справки о прекращении гражданства Республики Армения. Письмом от 22.11.2021 № 3/217810321731, подписанным начальником УВМ МВД по Республике Карелия Жураховской Т.В., Овакимяну В.В. отказано в предоставлении справки о выходе из гражданства Республики Армения, разъяснено о необходимости обратиться с указанным вопросом в компетентные органы Республики Армения. Административный истец просил суд признать указанное бездействие незаконным, обязать МВД по Республике Карелия выдать справку о выходе Овакимяна В.В. из гражданства Республики Армения.

Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.

С принятым судебным постановлением не согласен Овакимян В.В., в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В апелляционной жалобе указывает, что полагает свое гражданство Республики Армения прекращенным. Отмечает, что ранее его родственниками была осуществлена процедура отказа от гражданства Республики Армения путем обращения в УВМ МВД по Республике Карелия.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД по Республике Карелия Федотов Д.А. против доводов апелляционной жалобы возражал.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Овакимян В.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, являющийся гражданином Республики Армения, был принят в гражданство Российской Федерации решением УФМС России по Республике Карелия от 12.04.2007, ему выдан паспорт гражданина Российской федерации, он зарегистрирован по месту жительства: Республика Карелия, Прионежский район, (...)

06.10.2021 Овакимян В.В. обратился в Посольство Республики Армения с письмом, адресованным Президенту Республики Армения, для разрешения вопроса о выходе из гражданства Республики Армения, на которое ответ не получил.

14.10.2021 Овакимян В.В. обратился в МВД по Республике Карелия с заявлением, в котором, ссылаясь на положения Федерального закона от 18.07.2019 № 188-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», установившего право лица, имеющего помимо гражданства Российской Федерации иное гражданство, обратиться с уведомлением о прекращении гражданства иностранного государства, просил выдать ему справку о прекращении гражданства Республики Армения.

Письмом от 21.11.2021 № 3/217810321731, подписанным начальником УВМ МВД по Республике Карелия, Овакимяну В.В. в выдаче справки отказано в связи с отсутствием таковых полномочий у МВД России, разъяснено право обратиться за разрешением данного вопроса в компетентные органы Республики Армения.

20.01.2022 Овакимян В.В. обратился в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что незаконного бездействия административным ответчиком не допущено, ответ на обращение рассмотрен компетентным органом в установленные сроки, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Правовое положение лиц, имеющих двойное гражданство, установлено статьей 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ), согласно части 3 которой, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Согласно части 12 статьи 6 Федерального закона № 62-ФЗ в случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве гражданин Российской Федерации вправе подать письменное уведомление о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

К уведомлению, указанному в части двенадцатой настоящей статьи, прилагается копия документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации (часть 13 статьи 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

Части 12 и 13 статьи 6 Федерального закона № 62-ФЗ были введены Федеральным законом от 18.07.2019 № 188-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

В силу части 8 статьи 6 Федерального закона № 62-ФЗ формы уведомлений, подаваемых в соответствии с настоящей статьей гражданином Российской Федерации, его законным представителем либо уполномоченным представителем, и порядок подачи указанных уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Порядок прекращения гражданства Республики Армения регламентирован Законом Республики Армения «О гражданстве Республики Армения», принятым 06.11.1995 № С-061-I-ЗР-16, согласно которому односторонний отказ от гражданства Республики Армения сам по себе не влечет утраты (прекращения) гражданства Республики Армения (абзац 6 статьи 1); вопросы приема и прекращения гражданства Республики Армения решает Президент Республики (статья 26); Гражданство Республики Армения прекращается указом Президента. Для прекращения гражданства Республики Армения подается заявление на имя Президента Республики Армения с приложением установленного перечня документов. Заявления по вопросам гражданства рассматриваются в срок до одного года. В случае отклонения заявления повторно можно обратиться через год со дня отклонения, в установленном настоящим Законом, порядке (статья 29 Закона).

Несмотря на то, что в своем заявлении от 14.10.2021 Овакимян В.В. ссылался на положения Федерального закона от 18.07.2019 № 188-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», установившего возможность подачи уведомления о прекращении гражданства иностранного государства, он направил в адрес УВМ МВД по Республике Карелия не уведомление по установленной форме, предусматривающее приложение к нему копии документа о прекращении гражданства иностранного государства, а потребовал предоставить ему справку о прекращении гражданства Республики Армения.

Учитывая, что в компетенцию МВД России вопросы прекращения гражданства иностранного государства не входят, соответствующей информацией о прекращении Овакимяном В.В. гражданства Республики Армения МВД России не обладает, УВМ МВД по Республике Карелия правомерно указало Овакимяну В.В. на необходимость обращения по вопросам прекращения гражданства Республики Армения в компетентные органы Республики Армения, а также разъяснило ему его обязанность, установленную частью 3 статьи 6 Федерального закона № 62-ФЗ, подать уведомление о наличии у него двойного гражданства и установленную ответственность за несвоевременную подачу такого уведомления.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения позволяет судебной коллегии сделать вывод, что основанием для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является совокупность двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2022г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи