ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1826/20 от 13.02.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Ломановская Г.С. Дело №33а-1826/2020

УИД 76RS0013-02-2019-001221-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.

судей Федотовой Н.П., Моисеевой О.Н.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

15 мая 2020 года

административное дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 29 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области о признании незаконным решения об исключении гаражного кооператива «Автореал» из Единого государственного реестра юридических лиц, признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области обязанности устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Департамент имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск обратился в суд с административным иском, с учетом его уточнения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области о признании незаконным решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ МИФНС №7 по Ярославской области за государственным регистрационным номером из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи исключен как фактически недействующее юридическое лицо гаражный кооператив «Автореал». При этом, формально отвечая признакам недействующего юридического лица, ГК «Автореал» фактически осуществлял деятельность в период, предшествовавший исключению из ЕГРЮЛ, имел неисполненные гражданско-правовые обязательства, выступал в качестве ответчика в Арбитражном суде Ярославской области, вел переговоры и переписку. Гаражный кооператив является специфическим юридическим лицом, создание которого не преследовало цели извлечение прибыли, что не было учтено налоговым органом при принятии решения об исключении сведений из ЕГРЮЛ. Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом вносились изменения в сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также сведения о выдаче (замене) документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Решение налогового органа о прекращении деятельности ГК «Автореал» не соответствует фактическим обстоятельствам. ГК «Автореал» имеет перед Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск дебиторскую задолженность по договору от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка. Кроме того, на момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении гаражного кооператива «Автореал» как фактически недействующего юридического лица в производстве Арбитражного суда Ярославской области находилось гражданское дело № А82-23574/2017 по иску Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск к гаражному кооперативу «Автореал» о взыскании задолженности по арендной плате и пеней. Производство по указанному гражданскому делу прекращено определением от 17.01.2019 в связи с исключением ответчика из единого государственного реестра юридических лиц.

Поскольку ликвидация гаражного кооператива «Автореал» лишает Департамент имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск возможности взыскания дебиторской задолженности административный истец считал, что исключение из единого государственного реестра юридических лиц гаражного кооператива «Автореал» нарушает его права и законные интересы, как кредитора гаражного кооператива «Автореал», в связи с чем административный истец обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении гаражного кооператива «Автореал» (ОГРН , ИНН ) из ЕГРЮЛ, признать недействительной произведенную на основании оспариваемого решения запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из него гаражного кооператива «Автореал» как недействующего юридического лица, возложении на Межрайонную инспекцию ФНС № 7 по ЯО обязанности устранить нарушения прав административного истца, о чем в течение месяца сообщить административному истцу и в суд первой инстанции.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Межрайонной ИФНС №7 по доверенности Горбунову Т.В, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что обжалуемое решение регистрирующего органа соответствует требованиям действующего законодательства. При принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении гаражного кооператива «Автореал» из ЕГРЮЛ имелись основания для признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, поскольку в течение последних двенадцати месяцев юридическим лицом не представлялись документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлялись операции хотя бы по одному банковскому счету юридического лица.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела при правильном применении норм права.

По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(далее Закон №129-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1).

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1)

Согласно статье 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих сведений.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ГК «Автореал» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области.

ДД.ММ.ГГГГ ГК «Автореал» исключено из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129- ФЗ, а именно:

-гаражным кооперативом не представляется налоговая отчетность (дата представления последней налоговой отчетности 18.01.2014);

-отсутствует информация об открытых расчетных счетах с даты постановки на учет организации.

Информация об объектах имущества и земельных участков, зарегистрированных за ГК «Автореал» отсутствует. В отношении ГК "Автореал" принимались меры по побуждению организации к представлению отчетности.

Инспекцией в адрес ГК «Автореал» были направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представления отчетности за налоговые периоды с 2015 по 2017 год. Отчетность не представлена.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области в отношении ГК «Автореал» сформированы и направлены в Регистрирующий орган:

-справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, согласно которой у ГК «АВТОРЕАЛ» отсутствуют открытые расчетные счета;

-справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которой" последняя отчетность представлена организацией ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеуказанных сведений Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, на основании которого в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись за ГРН .

Согласно пункту 1 приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Данное решение в соответствии с п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ.

В указанном решении имеются сведения о том, что заинтересованные лица и кредиторы могут направить соответствующее заявление в Инспекцию не позднее трех месяцев со дня опубликования решения.

Порядок и сроки направления возражений против исключения указаны в журнале «Вестник государственной регистрации» во вводной части раздела «Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ». Такой порядок является общим для всех решений регистрирующих органов по всем субъектам Российской Федерации.

В течение срока, установленного ч.4 ст.21.1 Закона №129-ФЗ заявления от кредиторов и иных лиц, а также самого юридического лица в регистрирующий орган не поступали, в связи с чем данное юридическое лицо было ДД.ММ.ГГГГ исключено из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ была внесена ГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оспариваемое решение было принято уполномоченным государственным органом при наличии соответствующих условий, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, и с соблюдением предварительной процедуры оповещения.

При таких обстоятельствах, поскольку ГК «Автореал» не представило налоговую отчетность более чем за двенадцать месяцев, а также данные о движении денежных средств на банковском счете, само либо иные лица не выразили возражений относительно решения об исключении из ЕГРЮЛ, опубликованного в официальном печатном издании, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Довод жалобы о том, что ГК «Автореал» является действующим юридическим лицом, поскольку имеются доказательства внесения арендной платы по договору аренды земельного участка, судебной коллегией не принимаются, поскольку законом N 129-ФЗ (п. 1 ст. 21.1) на налоговый орган не возлагается обязанность по проведению выездных налоговых проверок для установления факта действительности существования некоммерческой организации или любого другого юридического лица. Закон также не возлагает на контролирующий орган обязанность проверять иные критерии для определения недействующих юридических лиц, кроме приведенных выше. Некоммерческие организации обязаны в соответствии с действующим законодательством самостоятельно представлять в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность. Для принятия решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ налоговому органу надлежит проверить два критерия - предоставление отчетности за последние двенадцать месяцев и наличие движения денежных средств по счетам, все остальные обстоятельства юридически значимыми в рамках деятельности органа не являются.

Внесение арендной платы ФИО1 (л.д.117-118), также как и внесение изменений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сведения об учредителях юридического лица не свидетельствует о ведении хозяйственной деятельности ГК «Автореал».

Довод жалобы о том, что кооператив не может быть признан недействующим юридическим лицом лишь по наличию формального признака отсутствия банковского счета, является несостоятельным и не основанным на нормах действующего законодательства, поскольку Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не ограничивает по субъектному составу круг юридических лиц, которые могут быть исключены из ЕГРЮЛ на том основании, что они являются недействующими.

Ссылка в апелляционной жалобе на Постановление Конституционного Суда РФ N 26-П от 06.12.2011 г. правового значения в данном деле не имеет, поскольку в упомянутом выше Постановлении речь идет о религиозных организациях и о том, что предписания статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" должны учитываться в контексте специального правового регулирования, осуществленного применительно к религиозным организациям в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях". Указанная ссылка не опровергает установленные по настоящему делу обстоятельства и не свидетельствует о применении судом первой инстанции норм материального права без учета их конституционно-правового смысла.

Довод жалобы о том, что ГК «Автореал» был участником спора в арбитражном суде, не может служить основанием для признания решения налогового органа незаконным поскольку регистрирующий орган при принятии решения исходил из соответствующих справок, представленных налоговой инспекцией по месту учета организации.

Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявлении о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения каких либо нарушений Федерального закона.

Довод жалобы о том, что к участию в деле необоснованно не привлечен ГК «Автореал», не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ., ГК «Автореал» ликвидирован и в силу этого не мог быть привлечен к участию в деле, так как согласно пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации прекратилась его правоспособность как юридического лица.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено. Указание судом первой инстанции в мотивировочной части решения на публикацию решения от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в «Вестнике государственной регистрации» за от ДД.ММ.ГГГГ является технической ошибкой.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, и отмене в апелляционном порядке, в том числе по доводам жалобы, не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 29 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи