ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-18276/17 от 18.09.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья: Салимов И.М. № 33а-18276/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа 18 сентября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей: Гаиткуловой Ф.С.,

ФИО1,

при секретаре Даминовой Р.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 15 июня 2017 года, которым постановлено:

административный иск ФИО2 к Администрации городского округа г. Салават о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа г. Салават №1383-з/03 от 28 апреля 2017 года в выдаче ФИО2 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, участок 23, кадастровый номер <№>.

Обязать Администрацию городского округа г. Салават выдать ФИО2 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>.

Взыскать с Администрации городского округа г. Салават в пользу ФИО2 расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении административного иска в части взыскания с ответчика расходов по составлению доверенности в размере 1 300 рублей отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф. Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Салават о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, взыскании судебных расходов, указывая в обоснование, что на основании договора купли-продажи от 02 марта 2017 года им был приобретен земельный участок из земель населенных пунктов в <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка: усадебные жилые дома с приквартирными участками для ведения развитого личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (до 3-х этажей). 20 апреля 2017 года он обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном участке с приложением всех необходимых документов: правоустанавливающий документ на участок (выписка из ЕГРН), документ, удостоверяющий личность гражданина РФ - паспорт, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка (с обозначением места размещения объекта индивидуального жилого дома и указанием кратких характеристик, составленным на основании Градостроительного плана земельного участка. 28 апреля 2017 года им был получен отказ в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: «Представленная схема планировочной организации земельного участка выполнена не в масштабе, без указания размеров, отсутствуют технико-экономические показатели земельного участка. В соответствии с ч. 13 ст. 51 Кодекса в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№> Вам отказано».

С указанным решением он не согласен, поскольку требования к содержанию схемы планировочной организации земельного участка законодательством о градостроительной деятельности в части индивидуального жилищного строительства не установлены. В соответствии с ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Таким образом, указание характеристик объекта капитального строительства не является обязательным для индивидуального жилищного строительства. Отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство ограничивает его права как собственника земельного участка.

Просит признать отказ административного ответчика от 28.04.2017 г. 1383-з/03 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу <адрес> незаконным, обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу <адрес> на основании заявления ФИО2 от 20.04.2017 г. и приложенных к заявлению документов, взыскать с Администрации городского округа город Салават в пользу судебные расходы в размере 10 000 рублей за услуги представителя и 1 300 рублей за составление доверенности.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что согласно приложению № 1 приказа Минстроя России № 117/пр от 19.02.2015 года «Об утверждении формы разрешения на строительств и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» уполномоченный орган в разрешении на строительство должен указать площадь планируемой застройки согласно приложенному градостроительному плану земельного участка. В рассматриваемом случае это невозможно по причине неуказания на схеме параметров застройки. Указание судом о том, что содержание схемы планировочной организации, необходимой для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома, не находится в сфере правового управления постановления Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года является несостоятельным.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, представителя ФИО2 – ФИО4, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований к отмене решения не находит.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 02 марта 2017 года ФИО2 на основании договора купли-продажи, акта приема-передачи приобрел в собственность земельный участок общей площадью 1183 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: усадебные жилые дома с приквартирными участками для ведения развитого личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (до 3 этажей).

14 апреля 2017 года постановлением Администрации ГО г. Салават №1185-п утвержден градостроительный план указанного земельного участка с целью строительства индивидуального жилого дома.

21 апреля 2017 года ФИО2 обратился в Администрацию ГО г. Салават с заявлением о выдаче разрешения на строительство, при этом указав общую площадь планируемого дома 200 кв.м, количество этажей 3.

Согласно перечню к заявлению приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (генплан).

Письмом №1383-з/03 от 28.04.2017 года ФИО2 отказано в выдаче разрешения в связи с тем, что представленная схема планировочной организации земельного участка выполнена не в масштабе, без указания размеров, отсутствуют технико-экономические показатели.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Указанная совокупность была установлена судом первой инстанции по настоящему делу, что явилось основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку обжалуемый отказ противоречит закону и нарушает права гражданина.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на действующем законодательстве и материалах дела.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Из представленного административным истцом ответчику схемы планировочной организации земельного участка, следует, что им указано место расположения земельного участка, общая площадь земельного участка, кадастровый номер, категория земель, разрешенное использование, а также графически изображены постройки, планируемые возведению на земельном участке, в заявлении о выдаче разрешения на строительство указана площадь планируемой застройки, планируемое количество этажей.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило то, что схема планировочной организации земельного участка выполнена не в масштабе, без указания размеров, отсутствуют технико-экономические показатели.

Указанные требования предъявляются пунктом 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года к составу разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства.

Вместе с тем, анализ указанного Положения с точки зрения его применения свидетельствует о том, что содержание схемы планировочной организации земельного участка необходимой для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома, не находится в сфере правового регулирования указанного Постановления.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что схема планировочной организации земельного участка с указанием места расположения индивидуального жилого дома применительно к положениям п. 3 ч. 3 ст. 51 ГрК РФ должна соответствовать требованиям Приказа Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», то есть содержать сведения, необходимые для заполнения формы разрешения на строительство, которым схема, представленная административным истцом, соответствует.

Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оснований для отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство не имелось.

Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан основаны на неверном истолковании действующего законодательства.

Таким образом, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

В связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Ф.С. Гаиткулова

ФИО1