ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а-18334/2017
г. Уфа 04 октября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Пономаревой Л.Х.,
при секретаре Киселевой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО8 к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа незаконным, возложении обязанности принять в муниципальную собственность участок дорожного полотна и провести мероприятия по содержанию участка дороги и приведению его в соответствие с требованиями строительных норм и правил
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., объяснения представителя истца ФИО1 – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с указанным административным иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее администрация ГО г. Уфа), Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее администрация Октябрьского района ГО г. Уфа). В обоснование требований указано, что административный истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: адрес.
В целях доступа к жилому дому и земельному участку истец вынужден осуществлять проезд по участку автомобильной дороги по ул. Рами ФИО3, который никем не обслуживается, балансодержателем его никто не является. 15 июня 2016 года административным истцом направлено обращение в Администрацию ГО г. Уфа РБ и Администрацию Октябрьского района г. Уфы, в котором содержалась просьба принять вышеназванный участок автодороги на баланс.
25 июля 2016 года от Администрации Октябрьского района г. Уфы поступил отказ за №... со ссылкой на п. 10 ст. 22 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в котором для решения вопроса ремонта и содержания дорожного полотна» рекомендовано обратиться в СНТ «Фруктовый сад», в границах которого, предположительно, проходит часть дорожного полотна. Однако СНТ «Фруктовый сад» прекратило деятельность в качестве юридического лица 02.08.2016, помимо этого в оспариваемом ответе содержится неверное толкование существа обращения, предметом которого был не вопрос ремонта и содержания дорожного полотна, а принятие участка дороги в муниципальную собственность с последующим приведением в соответствие строительными нормами и правилами.
Административный истец ФИО1 просит признать отказ Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа от 12.07.2016 №... незаконным и обязать администрацию ГО г. Уфа принять в муниципальную собственность (поставить на баланс) участок дорожного полотна (элемента улично-дорожной сети), расположенный по адресу: адрес, провести комплекс мероприятий по содержанию участка и приведению его в соответствие требованиям строительных норм и правил.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 марта 2017 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав объяснения, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления Администрации ГО г. Уфы РБ от 24 марта 2009 года №... ФИО1 предоставлен земельный участок №... площадью 1333 кв.м., в СНТ «Фруктовый сад», относящийся к категории земель населенных пунктов для ведения садово-дачной деятельности, в собственность бесплатно. Произведена государственная регистрация права собственности ФИО1 на земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата года серия №....
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата административный истец является собственником дома, общей площадью 458,8 кв.м., расположенного на указанном земельном участке.
дата Главным Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфы РБ принято решение за №... о присвоении жилому дому адресаадрес.
дата Администрация Октябрьского района г. Уфы в своем ответе за №... на обращение административного истца по вопросу благоустройства проезжей части дороги по адрес со ссылкой на пункт 10 ст. 22 ФЗ от 15 апреля 1998 года № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» рекомендовало обратиться в СНТ «Фруктовый сад», в границах которого, предположительно, проходит часть дорожного полотна.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отказа Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа от 12 июля 2016 года №... незаконным, поскольку на дату ответа на обращение административного истца СНТ «Фруктовый сад» являлось действующим юридическим лицом и соответственно, организация строительства, ремонта и содержания дорог и других объектов общего пользования входит в компетенцию правления указанного садоводческого объединения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха, и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), является имуществом общего пользования.
Организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования входит в компетенцию правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 10 ч. 3 ст. 22 Федерального закона).
Помимо этого, судебная коллегия отмечает следующее.
Автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу частей 1, 2 статьи 5 названного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно положениям частей 7, 8 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ перечни автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения являются документами, определяющими статус таких дорог, и утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответственно.
По смыслу приведенных выше норм дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения.
При этом в силу части 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ органом местного самоуправления городского округа перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может быть утвержден.
Согласно ответу Главного Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата№..., по проекту Корректировка проекта планировки ж.р. Зинино-Нагаево в Октябрьском районе ГО г.Уфа РБ (утвержден Постановлением №7444 от 16.12.2008г.) улица Рами ФИО3 расположена в границах красных линий на территории общего пользования и имеет категорию - улица местного значения. Движение по данной улице предусмотрено от улицы Строительной до улицы Ракитовой. На основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 г. № 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» территория в границах красных линий по адрес отнесена к зарезервированным землям, необходимым для муниципальных нужд городского округа г. Уфа РБ. Земельный участок с кадастровым номером №... расположен вдоль оси улицы адрес в границах красных линий. Согласно проекту «Корректировка генерального плана г.Уфы» (утвержден решением Совета городского округа город Уфа РБ №... от дата.) улично-дорожная сеть, в том числе проезды, дороги общего пользования на территории земельного участка с кадастровым номером №... не предусмотрены.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса к документам территориального планирования муниципальных образований относится, в том числе генеральный план городского округа.
Таким образом, законом закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Как следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым номером дата, в пределах которого расположена адрес, отнесен к зарезервированным землям, необходимым для муниципальных нужд городского округа г. Уфа РБ. При этом, согласно проекту «Корректировка генерального плана адрес» улично-дорожная сеть, в том числе проезды, дороги общего пользования на территории земельного участка с кадастровым номером №... не предусмотрены.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел основания для возложения на администрацию ГО г. Уфа обязанности принять в муниципальную собственность (поставить на баланс) участок дорожного полотна (элемента улично-дорожной сети), расположенный по адресу: адрес, и провести комплекс мероприятий по содержанию участка и приведению его в соответствие требованиям строительных норм и правил.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные в качестве основания заявления, были исследованы и оценены судом первой инстанции. Тот факт, что суд не согласился с доводами административного истца, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены. Оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не находит.
Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Н.А. Александрова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Кадырова Э.Р.