Судья Севрюков С.И. 33а-18424/2018 021а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Жуля А.В., Корниенко А.Н.,
при секретаре Корнийчук Ю.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю, руководителю Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю – ФИО2 о признании решений незаконными, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО3
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 16 августа 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю о признании решений незаконными, возложении обязанности отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском.
Требования мотивировала тем, что неоднократно обращалась в МИФНС России № 23 с заявлением о признании незаконным действий Инспекции по исключению ООО «СТРОЙТРЕЙД» из ЕГРЮЛ, поскольку полагает, что данные действия произведены с нарушением Федерального закона от 03.08.2001 г. № 129-Ф3 и затрагивают ее права и законные интересы. Указывает, что на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в производстве Советского районного суда г. Красноярска находилось гражданское дело № 2-13475/2017 по иску ФИО1 к ООО «СТРОЙТРЕЙД». 17.10.2017 г. по ходатайству ООО «СТРОЙТРЕЙД» была назначена экспертиза. 18.10.2017 г. ООО «СТРОЙТРЕЙД», ликвидировано, однако данное обстоятельство было скрыто ответчиком от суда. 27.11.2017 г. и 05.02.2018 г. ответами Межрайонная ИФНС России № 23 по Красноярскому краю в удовлетворении жалоб ФИО1 было отказано по причине того, что отсутствуют доказательства наличия у Общества непогашенной кредиторской задолженности на дату ликвидации.
Административный истец считает данные действия незаконными, полагая, что при ликвидации ООО «СТРОЙТРЕЙД» были допущены существенные нарушения порядка ликвидации юридического лица, что привело к нарушению законных прав ФИО1 Истец полагает, что при предоставлении регистрирующему органу документов, подтверждающих наличие принятого к производству искового заявления, содержащего к юридическому лицу, находившемуся в юридически значимый период в процессе ликвидации, должно было явиться основанием для принятия решения о признании ликвидации ООО «СТРОЙТРЕЙД» незаконной, в силу допущенных нарушений порядка ликвидации, а также восстановлении ООО «СТРОЙТРЕЙД» в ЕГРЮЛ.
Поскольку срок обжалования решения налогового органа, принятого 27.11.2017г., истек 27.02.2017 г., просит суд указанный срок восстановить, поскольку он пропущен по уважительной причине - в связи с повторным обращением в налоговый орган и предоставлением дополнительных доказательств и оригиналов, которые истребовал административный ответчик.
На основании вышеизложенного ФИО1 просила суд признать отказ административного ответчика, оформленный решением от 27.11.2017 г. № 212-15/30538@, и ответ, оформленный решением от 05.02.2018 г. № 2.12-17/02932@ - незаконными, не соответствующими нормативно-правовым актам, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на реализацию предоставленного ему законом права; возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть вопрос о признании ликвидации ООО «СТРОЙТРЕЙД» незаконной, в силу допущенных нарушений порядка ликвидации, а так же восстановить ООО «СТРОЙТРЕЙД» в ЕГРЮЛ.
Определением Советского районного суда от 05.06.2018 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Управление Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю, руководитель УФНС России - ФИО2
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО3 просит отменить решение суда, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда о том, что ликвидация ООО «СТРОЙТРЕЙД» произведена без нарушения Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обстоятельствам дела, поскольку ликвидатор был уведомлен о рассмотрении в период ликвидации юридического лица спора в суде с его участием, в связи с чем ликвидация не могла быть завершена, а представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс нельзя признать достоверным.
Также указывает, что суд необоснованно не восстановил срок на обжалование решения от 27.11.2017 г. № 212-15/30538@, который был пропущен административным истцом по уважительной причине
Кроме того, ссылается на нарушение судом норм процессуального права, указывая на отсутствие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания руководителя УФНС России - ФИО2
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю ФИО4 выражает несогласие с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражении на апелляционную жалобу руководитель УФНС России - ФИО2 выражает несогласие с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Выслушав представителей административного истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административных ответчиков, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положениями ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).
Согласно ст.61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ч.1).
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (ч.2).
В соответствии со ст.62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (ч.1).
Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет (ч.2).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (ч.3).
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч.4).
Согласно ст.63 ГК РФ, ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (ч.1).
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (ч.2).
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) (ч.4).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (ч.6).
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме (ч.1).
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации (п. «б» ч.4).
Согласно ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, в том числе ликвидационный баланс.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (ч.1).
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (ч.2).
Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (ч.3).
Согласно ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (п.п. «а,х» ч.1).
Как следует из материалов дела, 13.07.2007 года ООО «СТРОЙТРЕЙД» (№) зарегистрировано МИФНС № 23.
16 мая 2017 года, на внеочередном общем собрании участников ООО «СТРОЙТРЕЙД» (протокол № 3/2017 от 16.05.2017г.) принято решение о ликвидации общества, о чем опубликовано сообщение в «Вестнике государственной регистрации» часть 1 № 22(636) от 07.06.2017 г. (335). В данном сообщении указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 660004, <адрес>.
01 сентября 2017 г. ФИО1 обратилась в Советский районный суд г. Красноярска с исковым заявлением к ООО «СТРОЙТРЕЙД» о защите прав потребителя, которое принято судом к производству, судебное заседание назначено на 17.10.2017 г. в 09 часов 50 минут. Исковое заявление, с приложенными к нему документами, а также судебное извещение вручено представителю ООО «СТРОЙТРЕЙД» 29.09.2017 года, что подтверждается почтовым извещением.
На основании протокола внеочередного общего собрания участников № 6/2017 ООО «СТРОЙТРЕЙД» от 11.10.2017 г. принято решение утвердить ликвидационный баланс Общества. Ликвидатору уведомить о составлении ликвидационного баланса МИФНС № 23 по форме Р16001; ликвидировать Общество путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
11 октября 2017 года МИФНС № 23 от ООО «СТРОЙТРЕЙД» получено заявление о ликвидации (по решению учредителей (участников) или иного органа ЮЛ), документ об оплате государственной пошлины, протокол, ликвидационный баланс.
18 октября 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом МИФНС № 23 принято решение о ликвидации ООО «СТРОЙТРЕЙД» на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом 11.10.2017 г. (вх. № 30219А).
21 ноября 2017 года ФИО1 обратилась в УФНС России по Красноярскому краю с жалобой, в которой просила признать ликвидацию ООО «СТРОЙТРЕЙД» незаконной, в силу допущенных нарушений порядка ликвидации, восстановить ООО «СТРОЙТРЕЙД» в ЕГРЮЛ, указанная жалоба получена 21.11.2017 г. (вх. № 3603-35).
Решением УФНС России по Красноярскому краю от 27.11.2017 г. исх. № 212-15/30538@ в удовлетворении жалобы ФИО1 отказано. Данное решение ФИО1 получила 14.12.2017 года.
Определением Советского районного суда г. Красноярска от 11.01.2018 г. прекращено производство по гражданскому делу № 2-7850/2018 по иску ФИО1 к ООО «СТРОЙТРЕЙД» о защите прав потребителя.
25 января 2018 года ФИО1 повторно обратилась в МИФНС № 23 с жалобой, в которой просила признать ликвидацию ООО «СТРОЙТРЕЙД» незаконной, в силу допущенных нарушений порядка ликвидации, восстановить ООО «СТРОЙТРЕЙД» в ЕГРЮЛ.
Решением УФНС России по Красноярскому краю от 05.02.2018 г. исх. №212-17/02932@) в удовлетворении повторной жалобы ФИО1 отказано. Данное решение ФИО1 получила 07.03.2018 года. Основанием для отказа в удовлетворении жалобы послужило то, что представленные документы не свидетельствуют о наличии у ООО «СТРОЙТРЕЙД» непогашенной кредиторской задолженности по состоянию на 18.10.2017 года, то есть на дату принятия Регистрирующим органом решения о государственной регистрации, в связи с ликвидацией общества. В связи с чем, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о недостоверности ликвидационного баланса, представленного ООО «СТРОЙТРЕЙД» на государственную регистрацию в связи с ликвидацией.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления о признании незаконным решения УФНС России по Красноярскому краю от 27.11.2017 г. № 212-15/30538@ суд обоснованно пришел к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований административного иска. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд административным истцом суду не представлено.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о законности оспариваемого решения УФНС России по Красноярскому краю от 05.02.2018 г. исх. № 212-17/02932@, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
Как следует из материалов дела, заявленные ФИО1 требования к ООО «СТРОЙТРЕЙД» о защите прав потребителя, предполагали в случае их удовлетворения взыскание с ответчика в пользу ФИО1 более 215 788,40 рублей, в связи с чем, указанные обстоятельства должны были отразиться в данных бухгалтерского баланса ООО «СТРОЙТРЕЙД», что повлекло бы изменение данных промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, могло повлиять на права ФИО1
При этом ликвидационная комиссия ООО «СТРОЙТРЕЙД» была уведомлена об инициировании судебного процесса, поскольку получила судебное извещение 29.09.2017 года.
Доводы административного ответчика об отсутствии у ООО «СТРОЙТРЕЙД» непогашенной кредиторской задолженности перед ФИО1 на дату принятия документов о ликвидации Общества судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку ликвидация Общества не допускалась до вступления в законную силу решения Советского районного суда г. Красноярска по иску ФИО1 к ООО «СТРОЙТРЕЙД» о защите прав потребителей.
Кроме того, сведения о гражданском деле по иску ФИО1 к ООО «СТРОЙТРЕЙД» о защите прав потребителей находились в сети Интернет на сайте Советского районного суда г. Красноярска.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что вопреки доводам УФНС России по Красноярскому краю, ликвидация ООО «СТРОЙТРЕЙД» произведена с нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку в период ее осуществления в суде имелся спор, предметом которого являлось взыскание денежных средств с Общества, о инициации которого (спора) Общество и его ликвидатор были уведомлены, в связи с чем, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс нельзя признать достоверным.
Установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для отказа ООО «СТРОЙТРЕЙД» в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпунктов "а", "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю, руководителю Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю – ФИО2 о признании незаконным решения от 05.02.2018 года № 2.12-17/02932@, подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении требований административного искового заявления в данной части.
В качестве восстановительной меры нарушенных прав ФИО1 судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 поступившее 25.01.2018 года, по дате подачи заявления, с учетом выводов судебной коллегии о незаконности отказа, выраженного в письме от 05.02.2018 года № 2.12-17/02932@.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 16 августа 2018 года, в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю, руководителю Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю – ФИО2 о признании решения от 05.02.2018 года № 2.12-17/02932@ - отменить, принять по делу в данной части новое решение.
Признать решение Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 05.02.2018 г. № 2.12-17/02932@ - незаконным.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю повторно рассмотреть заявление ФИО1 поступившее 21.11.2017 года, по дате подачи заявления.
В оставшейся части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: