ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1850/19 от 15.04.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Леконцев А.П. Дело №33а-1850/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Голикова А.А.,

судей Вдовиченко С.В., Соболева В.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе административного истца Ковалева И.Ю. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2019 года, по которому

административное исковое заявление Ковалева И.Ю. к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным ответа от <Дата обезличена>, признания незаконным лишения повышенной нормы питания, признания незаконным замену продуктов, обязании устранить допущенные нарушения, оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад материалов дела судьи Вдовиченко С.В., объяснения административного истца Ковалева И.Ю., представителя УФСИН России по Республике Коми Леонтьева С.Л., судебная коллегия

установила:

Ковалев И.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным ответа от <Дата обезличена>, признания незаконным лишения повышенной нормы питания в нарушении части 6 статьи 99 УИК РФ, приказа Министерства юстиции от 26.02.2016 №48 (Приложение 4), признания незаконным замену продуктов, обязании устранить допущенные нарушения.

Основанием для обращения указано несогласие административного истца с ответом Управления ФСИН России по Республике Коми по его обращению по поводу ненадлежащей организации питания в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми и неполучения им дополнительного питания, как инвалида ... группы.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ковалев И.Ю. не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью, удовлетворить его требования.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ковалев И.Ю., участвуя посредством видеоконференц-связи, свои требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель УФСИН России по Республике Коми Леонтьев С.Л. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с административными исковыми требованиями не согласился, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.

Представители заинтересованных лиц ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 России по Республике Коми, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело при имеющейся явке.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, заслушав объяснения административного истца представителя УФСИН России по Республике Коми Леонтьева С.Л., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Статьей 33 Конституции РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Статьей 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Положениями приведенной статьи установлена обязанность органов и должностных лиц, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, рассмотреть их в установленные законом сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Статьей 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу положений статей 5, 10, 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в течение 30 дней со дня регистрации обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Как следует из материалов дела Ковалев И.Ю. отбывает наказание в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми. С <Дата обезличена> Ковалев И.Ю. является инвалидом ... группы бессрочно и имеет право на повышенное питание с соответствии с Приложением №4 к Приказу Минюста России от Приказ Минюста России от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

<Дата обезличена> Ковалев И.Ю. обратился с письменным заявлением на имя начальника УФСИН России по Республике Коми о принятии мер к организации повышенного питания.

По результатам рассмотрения указанного обращения, заместителем начальника УФСИН России по Республике Коми А.В.Чернышковым <Дата обезличена> дан ответ <Номер обезличен> о том, что Ковалев И.Ю. поставлен на довольствие по повышенной норме питания в соответствии с приложением №4 Приказа Минюста РФ №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Питание осужденных в ФКУ ИК-49 организовано в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2018 №471 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 №205», приказом Минюста России №189, раскладкой продуктов с соблюдением рекомендуемых правил по приготовлению пищи, кулинарных правил и санитарно-эпидемиологических требований. В случае отсутствия каких-либо продуктов питания производится их замена на продукты заменители в соответствии с нормами замены приказа №189. В частности, огурцы и помидоры свежие, положенные по повышенной норме питания заменялись на крупу разную в соотношении 30гр (огурцы) на 6 гр (крупы). С учетом чего, сделан вывод о необоснованном обращении по вопросу ненадлежащей организации питания в ФКУ ИК-49.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что ответ УФСИН России по Республике Коми является полным, мотивированным, со ссылками на действующее нормативно-правовое регулирование питания осужденных в исправительных учреждениях. Обжалуемый ответ не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку УФСИН России по Республике Коми не обеспечивает административного истца питанием, данный вопрос относится к прерогативе администрации конкретного исправительного учреждения, где отбывает наказание административный истец.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они согласуются с обстоятельствами дела, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и являются правильными.

В соответствии с частями 3, 6 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ минимальные нормы питания осужденных устанавливаются Правительством РФ. Осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, устанавливаются повышенные нормы питания.

Приказ Минюста России от 26.02.2016 ... который ссылается административный истец в иске и которым была установлена повышенная норма питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, утратил свое действие - 30.09.2018.

С 01.10.2018 вступил в действие Приказ Минюста России от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Приложением №4 к Приказу Минюста России от 17.09.2018 №189 установлена повышенная норма питания для осужденных, являющихся инвалидами ... групп, содержащихся в Учреждениях ФСИН, на мирное время. В частности, таким осужденным выдается молоко питьевое (250 гр в сутки), яйцо куриное (3,5 штук в неделю), овощи: огурцы, помидоры, кабачки, коренья, зелень (30 гр в сутки).

Приложением №7 приказа №189 определены нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных. В частности, пунктом 4 Приложения №7 крупа разная (100 гр) заменяется на овощи свежие (500 гр). Из Примечания к данному Приложению следует, что нормы замены одних продуктов другими применяются в целях разнообразия питания или в случаях отсутствия положенных продовольственных товаров на складе. При этом отражено, что продукты в пределах пункта разрешается заменять между собой и проводить обратную замену в указанных соотношениях.

Согласно Акту проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, составленному по результатам проверки ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республики Коми, филиалом «Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «МСЧ №11 ФСИН» питание осужденных организовано в соответствии с Постановлением правительства РФ от 11.04.2005 №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время» и с Приказом Минюста России от 26.02.2016 №48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Из материалов дела также следует, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Ковалев И.Ю. находился на стационарном обследовании и лечении в ФКУ МСЧ-11 ФСИН России, где ему выдавались продукты по лечебной норме питания согласно Приложению №5 Приказа Минюста России от 26.02.2016 №48 «Повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». При этом, при назначении нормы питания для инвалидов у Ковалева И.Ю. уменьшилась бы норма выдачи на овощи, на мясо и фрукты сушеные, а на хлеб и картофель увеличились бы, в остальном эти две нормы питания не отличаются.

В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Ковалев И.Ю. находился на лечении в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, где ему выдавались продукты, по лечебной норме питания согласно Приложению №5 «Повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». При этом, при назначении нормы питания для инвалидов у Ковалева И.Ю. уменьшилась бы норма выдачи на овощи, на мясо и фрукты сушеные, а на хлеб и картофель увеличились бы, в остальном эти две нормы питания не отличаются.

Из представленных доказательств следует, что УФСИН России по Республике Коми проведена проверка по доводам, указанным в обращении Ковалевым И.Ю. от <Дата обезличена>, по результатам которого в установленный законом срок дан мотивированный ответ по существу поставленных им в обращении вопросам. Ответ административного ответчика соответствует установленным обстоятельствам по делу.

Вместе с этим само по себе несогласие административного истца с содержанием полученного ответа, данных на его обращение административным ответчиком с соблюдением положений Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не свидетельствует и не указывает о незаконном действии (бездействии) административного ответчика. Кроме этого, как правильно указано судом первой инстанции, УФСИН России по Республике Коми не обеспечивает осужденных питанием, поскольку в силу Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом ФСИН России от <Дата обезличена><Номер обезличен>, обеспечение организации питания относится к компетенции администрации исправительного учреждения, где отбывает наказание осужденный.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с отсутствием нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями административного ответчика, которые в свою очередь соответствуют требованиям закона.

Данные выводы полностью соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующего спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалева И.Ю. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи