Судья Сурнина Е.Н. Дело № 33а-1858/2022
УИД 70RS0002-01-2022-000209-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Простомолотова О.В.,
судей Осмольской М.О., Куцабовой А.А.
при секретаре Маслюковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело
№2а-396/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным
по апелляционной жалобе департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в лице ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Томска от 9 марта 2022 года,
заслушав доклад судьи Осмольской М.О., объяснения представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ФИО3, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя административного истца ФИО4,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о признании незаконным отказа от 09.12.2021 № 02-19/13079, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование требований указано, в 2000 году ФИО1 возведен жилой дом по адресу: /__/, которым она добросовестно владеет и пользуется по настоящее время. Решением Ленинского районного суда г. Томска от 06.12.2018 установлен факт создания указанного жилого дома до 31 декабря 2001 года включительно 09.12.2021 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома, со ссылкой на то, что образование земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Данный отказ административный истец полагает незаконным и необоснованным, поскольку приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 738/пр утверждены виды элементов планировочной структуры, к ним отнесены в частности: район; микрорайон; квартал; территория общего пользования; за исключением элементов улично-дорожной сети; территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан; территория транспортно-пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов улично-дорожной сети; улично-дорожная сеть. При этом в отказе административным ответчиком не указано, в каком именно элементе планировочной структуры расположены многоквартирные жилые дома; улица, на которой расположен жилой дом, отделена от многоквартирных жилых домов дорогой и тропинкой, которые зафиксированы на Google Map. Земельный участок используется ФИО1 более двадцати лет, огорожен забором и для его формирования отсутствует необходимость наличия проекта межевания территории. Жилые дома и земельные участки на /__/ расположены более двадцати лет, однако, для данной территории до настоящего времени отсутствует проект межевания, что не должно приводить к нарушению прав и интересов граждан.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 14.02.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в результате бездействия административного ответчика администрации Города Томска, выраженного в том, что проект межевании территории до настоящего времени не утвержден, ФИО1 не может оформить свой земельный участок в собственность. Дом по адресу: /__/, построен административным истцом в 2000 году, по периметру земельный участок огорожен забором, который возведен двадцать лет назад. В 2018 году М.Л.ГБ. устно обратилась в администрацию Города Томска за предоставлением ей в собственность земельного участка по «Жилищной амнистии», однако, ей устно отказано и рекомендовано установить факт постройки жилого дома. Решением Ленинского районного суда г. Томска от 06.12.2018 установлен факт создания жилого дома административного истца до 31.12.2001 включительно, после чего административный истец подала письменное заявление на согласование земельного участка, приложив схему; на данное заявление получен отказ. На картах Google Map очевидно, что права третьих лиц ФИО1 не нарушает.
Административный ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направило, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление из которого следует, что администрация Города Томска не является надлежащим административным ответчиком по делу, поскольку ФИО1 оспаривается решение вынесенное департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска. Распоряжением администрации Города Томска от 01.02.2018 № р70 департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлениям граждан о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно в случае, указанном в пункте 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».
Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ФИО2 в суде первой инстанции возражала против удовлетворения административного искового заявления ФИО1; представила письменный отзыв их которого следует, что департаментом рассмотрено заявление М.Л.ГВ. о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: /__/. Административному истцу по результатам рассмотрения заявления направлен отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома. В рамках рассмотрения заявления начальником отдела предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений департамента подготовлен графический материал с указанием на нем элемента планировочной структуры – квартала, ограниченного /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ (в том числе проектируемой). Данные сведения содержатся также в отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: /__/. Полагала довод административного истца о том, что в отказе отсутствует указание на то, в каком именно элементе планировочной структуры расположены многоквартирные дома, несостоятельным. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории самостоятельного элемента планировочной структуры, его границы проходят по линиям градостроительного регулирования, данный квартал является планировочно обособленным. Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости от 18.10.2021 в границах квартала, ограниченного /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ (в том числе проектируемой), в пределах которого находится испрашиваемый земельный участок, в частности, расположены многоквартирные дома по адресу: /__/ (кадастровый номер /__/), /__/ (кадастровый номер /__/), /__/ (кадастровый номер /__/), /__/ (кадастровый номер /__/). Нахождение данных объектов именно в границах названного квартала подтверждает графический материал, подготовленный начальником отдела предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений департамента.
Аналогичную позицию представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска изложила в судебном заседании, дополнительно пояснив, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-1 (зона застройки многоэтажными домами); исходя из зоны и фактической застройки, согласование земельного участка не представляется возможным; в настоящее время проект межевания территории, проект планировки территории не утверждены.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от 9 марта 2022 года административное исковое заявление М.Л.ГВ. удовлетворено: признано незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, изложенное в письме от 09.12.2021 № 02-19/13079 об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: /__/; на департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 09.12.2021 №02-19/13079 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: /__/ и принять решение в соответствии с требованиями закона.
В апелляционной жалобе административный ответчик департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в лице представителя ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что департаментом рассмотрено заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатного земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома, местоположение которого: /__/. Заявителю направлен отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно указанного земельного участка на основании пункта 1 статьи 11 Закона Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для целей, не связанных со строительством», подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. В рамках рассмотрения заявления начальником отдела предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений департамента подготовлен графический материал с указанием на нем элемента планировочной структуры- квартала, ограниченного /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ (в том числе проектируемой). Испрашиваемый земельный участок расположен на территории самостоятельного элемента планировочной структуры, его границы проходят по линии градостроительного регулирования, данный квартал является планировочно обособленным. Требования к определению элементов планировочной структуры в частности квартала нормативно закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», в пункте 3.16, 5.1 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр. Согласно пункту 5.1 данного Свода правил территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных образований: квартал и микрорайон – основные элементы планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ, размеры территорий которых составляют до 5 га и до 60 га соответственно. В микрорайоне, квартале выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории. Таким образом, нормативно закреплены требования к определению элементов планировочной структуры, в частности квартала; на основании данных норм специалистами определяется элемент планировочной структуры. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости в границах квартала, ограниченного /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ (в том числе проектируемой), в пределах которого находится испрашиваемый земельные участок расположены многоквартирные дома по адресу: /__/ (кадастровый номер /__/), /__/ (кадастровый номер /__/), /__/ (кадастровый номер /__/), /__/ (кадастровый номер /__/). Нахождение данных объектов именно в границах указанного квартала подтверждается графическим материалом, подготовленным начальником отдела предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений департамента. Согласно подпункту «б» части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; Градостроительный кодекс Российской Федерации исходит из факта существования элемента планировочной структуры до утверждения его границ проектом планировки. Элемент планировочной структуры трактуется как относительно неизменяемая, устойчивая во времени основа пространственно-планировочной организации города; элемент планировочной структуры фиксирует геометрию плана и тем самым предопределяет тенденции дальнейшего территориального развития города. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории самостоятельного элемента планировочной структуры, его границы проходят по линиям градостроительного регулирования, данный квартал является планировочно обособленным исходя из фактической застройки данной территории. Право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, предусмотренное пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» не является безусловным. Жилой дом административного истца возведен без получения разрешительной документации, без предоставления земельного участка, право собственности на дом не зарегистрировано. ФИО1 собственником жилого дома не является, в связи с чем исключение, предусмотренное подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в данном случае не применимо.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца ФИО1, представителя административного ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании такого решения суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты «а» – «в» пункта 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Согласно части 11 той же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 30августа 2021 года ФИО1 обратилась в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: /__/, согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 9 июля 2015 года № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» (л.д. 45).
Письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 9 декабря 2021 года № 02-19/13079 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка со ссылкой на пункт 1 статьи 11 Закона Томской области от 11 ноября 2015 года № 169-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для целей, не связанных со строительством», подпункт 4 пункта 3 статьи 11, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации; указано, что в элементе планировочной структуры, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, расположены многоквартирные дома по адресам: /__/, что свидетельствует о возможности образования земельных участков в границах соответствующего элемента планировочной структуры (квартала, ограниченного /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ (в том числе проектируемой), только на основании утвержденного проекта межевания территории; учитывая отсутствие указанного документа, образование земельного участка невозможно (л.д. 40-41).
Проверив указанные в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный истец отвечает требованиям, предъявляемым пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса, обратилась в суд в установленный срок; решение принято органом местного самоуправления, имеющим соответствующие полномочия, в установленном законом порядке.
Данный вывод суда основан на доказательствах, приведенных в обжалуемом решении, и под сомнение в апелляционной жалобе не ставится.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что административными ответчиками не представлены доказательства, обосновывающие основания отказа, приведенные в ответе от 09.12.2021 №02-19/13079 на заявление административного истца; ФИО1, являясь фактическим владельцем и пользователем жилого дома, вправе оформить его в собственность в установленном законом порядке, в связи чем на данные правоотношения распространяются положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оснований не соглашаться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает; доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Вместе с тем, статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3). Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Томской области особенности регулирования земельных отношений по вопросам, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений, за исключением отношений в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Томской области, регулируемых специальными законодательными актами Томской области, предусмотрены Законом Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».
В соответствии со статьей 5 указанного Закона Томской области от 09.07.2015 №100-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1); предоставляют гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных полномочий (пункт 2-1).
На основании части 1 статьи 6 приведенного Закона Томской области предоставление земельных участков в собственность гражданам для целей, не связанных со строительством, осуществляется бесплатно гражданам, в фактическом владении и пользовании которых находятся объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три) (далее - жилые дома), созданные до 31 декабря 2001 года включительно и расположенные на земельных участках, свободных от прав третьих лиц, - при условии отсутствия права собственности на такие жилые дома на дату принятия решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка (пункт 5-1).
В силу подпункта 1.35 пункта 1 статьи 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475, администрация Города Томска осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством.
Распоряжением мэра Города Томска от 01.02.2018 № р 70 департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлениям граждан о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно в случае, указанном в пункте 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».
Порядок бесплатного предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством, в случаях, указанных, в том числе в пункте 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 9 июля 2015 года № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области», установлен Законом Томской области от 11 ноября 2015года № 169-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для целей, не связанных со строительством».
Согласно пункту 1 статьи 11 этого Закона уполномоченный орган отказывает гражданину в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 этого Кодекса, в том числе если разработка схемы расположения земельного участка произведена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
В оспариваемом отказе департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 09.12.2021 № 02-19/13079 указана на то, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок может быть образован в границах соответствующего элемента планировочной структуры (квартала, ограниченного /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ (в том числе проектируемой), только на основании утвержденного проекта межевания территории; учитывая отсутствие данного документа, образование земельного участка не представляется возможным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, является правильным.
Так, одним из принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса российской Федерации» в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории или проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.
К элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы) (пункт 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации); конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 738/пр, к которым помимо указанных выше элементов также относятся территория общего пользования и улично-дорожная сеть.
Под микрорайоном (кварталом) понимается планировочная единица застройки в границах красных линий, ограниченная магистральными или жилыми улицами (пункт 3.20 СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89*, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 №1034/пр).
В силу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 названной статьи). При этом в состав материалов по обоснованию проекта планировки в графической форме входит схема расположения элемента планировочной структуры (подпункт «а» пункта 18 раздела IV Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов»).
Элементы планировочной структуры учитываются и в проекте межевания территории (статья 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы, границы которых определены документацией по планировке территории в соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в действующем законодательстве отсутствуют иные способы определения границ элемента планировочной структуры.
Административные ответчики, указывая, что земельный участок, подлежащий образованию, входит в границы элемента планировочной структуры – квартала, ограниченного /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ (в том числе проектируемой), относимых и допустимых доказательств в подтверждение данного утверждения не представили; не указали, каким документом на территории городского округа выделен соответствующий элемент планировочной структуры с установлением границ такого элемента планировочной структуры.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что представленный суду чертеж, заверенный начальником отдела предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (л.д. 102), в отсутствие документов об утверждении проекта планировки территории сам по себе не может служить доказательством нахождения испрашиваемого ФИО1 земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
При этом суд обоснованно - со ссылкой на решение Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» - учел, что цель, для которой административный истец просит предварительно согласовать предоставление в собственность бесплатно земельный участок, не противоречит назначению территориальной зоны Ж-1, в которой расположен требуемый земельный участок, и основным видам разрешенного использования указанной территории.
Судом первой инстанции также правомерно отмечено, что административными ответчиками не представлены доказательства того, что образование испрашиваемого земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от 6 декабря 2018 года установлен факт создания жилого дома по адресу: /__/, до 31 декабря 2001 года включительно (л.д. 62)
Закон Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» предоставляет гражданам, в фактическом владении и пользовании которых находятся объекты индивидуального жилищного строительства, созданные до 31 декабря 2001 года включительно, и расположенные на земельных участках, свободных от прав третьих лиц, право на однократное бесплатное предоставление земельных участков в собственность.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, тот факт, что ФИО1 признана владельцем и пользователем жилого дома по адресу: /__/, означает, что на правоотношения, возникшие в связи с ее обращением за предварительным согласованием предоставления в собственность бесплатно земельного участка, на котором данный дом расположен, на основании положений пункта 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ, распространяются нормы подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 9 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в лице представителя ФИО2 – без удовлетворения;
кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Томска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 июля 2022 года