Судья Миллер С.А. Дело № 33а-1861
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2018 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко А.Н.
и судей Окуневой Л.А., Репиной Е.В.,
при секретаре Будановой Н.С.,
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Окуневой Л.А. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 22 февраля 2018 г., которым постановлено:
Административный иск ФИО1 к администрации г.Пензы о признании отказа в образовании земельного участка незаконным оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика администрации города Пензы по доверенности ФИО2, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1, действуя через представителя по доверенности ФИО3, обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в образовании земельного участка.
Свои требования мотивировала тем, что 28 сентября 2017 г. она обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о формировании и предоставлении земельного участка в аренду для размещения зоны отдыха со строительством хозяйственных объектов по адресу: <адрес>. Уведомлением заместителя главы администрации г. Пензы от 31 октября 2017 г. № ей было отказано в образовании испрашиваемого земельного участка в целях сохранения, восстановления и целесообразного использования объектов существующего природного ландшафта, поскольку часть земельного участка занята многолетними зелеными насаждениями. Полагает данный отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне городской рекреации Р-2, которая выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населением. В данной территориальной зоне предусмотрено размещение зоны отдыха со строительством хозяйственных объектов, в связи с чем наличие на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений не может ограничивать его оборотоспособность.
По изложенным основаниям просила суд признать отказ администрации г. Пензы в образовании земельного участка, выраженный в письме от 31 октября 2017 г. № незаконным и обязать администрацию г. Пензы образовать земельный участок для размещения зоны отдыха со строительством хозяйственных объектов по адресу: <адрес>, для его предоставления в аренду путем проведения аукциона.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 в лице своего представителя ФИО3 просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование незаконности судебного решения податель жалобы сослался на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении в суд и объяснениях представителя в судебном заседании, дополнительно указав на несогласие с выводами суда о том, что зона Р-2, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, не предполагает такого вида разрешенного использования как размещение зоны отдыха со строительством хозяйственных объектов, поскольку данный вывод противоречит Правилам землепользования и застройки г. Пензы, согласно которому в зоне Р-2 предусмотрено в основных видах разрешенного использования размещение зоны отдыха, во вспомогательных - размещение хозяйственных объектов. Также полагает недоказанным факт размещения испрашиваемого земельного участка в зоне Р-2, так как согласно публичной кадастровой карте кадастр недвижимости не содержит сведений о территориальных зонах в районе данного земельного участка. Кроме того, автор жалобы указал, что для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечение их рационального использования Правилами землепользования и застройки г. Пензы установлена зона рекреационно-природных территорий Р-4, однако в районе испрашиваемого земельного участка такая зона не установлена, поэтому наличие на указанном земельном участке зеленых насаждений не может ограничивать его оборотоспособность.
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО3, извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело по существу было рассмотрено в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, 28 сентября 2017 г. ФИО1 обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением, в котором просила сформировать и предоставить в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м для размещения зоны отдыха со строительством хозяйственных объектов по адресу: <адрес>, кадастровый номер ориентира №.
К заявлению ФИО1 приложила схему расположения земельного участка с указанием координат и характерных точек границ.
Письмом от 31 октября 2017 г. № администрация города Пензы отказала ФИО1 в формировании земельного участка в целях сохранения, восстановления и целесообразного использования объектов существующего природного ландшафта, указав, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи. Возможность формирования земельных участков на территории города Пензы определяется с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5. Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне городской рекреации (Р-2), которая выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населением. Согласно дежурному плану города часть образуемого земельного участка занята многолетними зелеными насаждениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности действий администрации города Пензы, связанных с рассмотрением обращения ФИО1, и отсутствия нарушения прав и свобод административного истца.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заключается на торгах.
Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Процедура образования земельного участка для предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления включает в себя, в том числе, подготовку и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории (подпункт 1 пункта 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В рамках процедуры образования земельного участка для предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованного лица указанным лицом осуществляется подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
При этом подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, образование земельного участка в границах населенных пунктов может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица только при наличии утвержденного проекта межевания территории.
Из имеющегося в материалах дела письма Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы от 9 февраля 2018 г. № следует, что проект планировки и проект межевания на территорию, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, не разработан (л.д.15-16).
ФИО1, обращаясь в администрацию г. Пензы с заявлением о формировании земельного участка, приложила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, вместе с тем, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков для целей проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по инициативе гражданина не осуществляется.
Рассматривая заявление ФИО1 о формировании земельного участка и предоставлении его в аренду, администрация г. Пензы реализовала возложенные на нее публичные функции в области земельных правоотношений в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, не допустив нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Доводы жалобы о недоказанности факта размещения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне городской рекреации Р-2 основанием для отмены решения суда не являются, поскольку опровергаются материалами дела, в том числе письмом Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы от 9 февраля 2017 г. № (л.д.15). Оснований не доверять данной информации у суда первой инстанции не имелось. Управление градостроительства и архитектуры администрации города Пензы является структурным подразделением администрации города Пензы, в полномочия которого входит также организация формирования и ведения архивных фондов картографических материалов территории города Пензы (пункт 16 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Пензы, утв. решением Пензенской городской Думы от 24.10.2014 № 31-3/6). Кроме того данная информация подтверждена также фрагментом дежурного плана города, который представляет собой единый информационный ресурс картографических материалов территории муниципального образования, с указанием территориальных зон, утвержденных Правилами землепользования и застройки города Пензы (л.д.17).
Ссылка в жалобе на то, что для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечение их рационального использования Правилами землепользования и застройки г. Пензы установлена зона рекреационно-природных территорий Р-4, которая в районе испрашиваемого земельного участка не установлена, также не служит основанием для отмены судебного решения, поскольку юридического значения по существу рассматриваемого спора не имеет.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 22 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи