ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1877/18 от 09.08.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Степанова Ю.Н.

Дело № 33а-1877/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Вереса И.А.,

судей

Гончаровой Н.В., Венина А.Н.,

при секретаре

Архангельской Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 9 августа 2018 года административное дело по частной жалобе Золотарёвой О.В. на определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 июня 2018 года, которым прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Золотарёвой О.В. к Управлению образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконными решений от 10 апреля 2018 года и 18 мая 2018 года об отказе в предоставлении материальной помощи.

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Золотарёва О.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными решения Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Управление образования) от 10 апреля 2018 года и 18 мая 2018 года об отказе в предоставлении ей материальной помощи на приобретение товаров и услуг, необходимых для выхода из трудной жизненной ситуации.

Указала, что Управление образования отказало ей в предоставлении материальной помощи ввиду непредоставления полного пакета документов, необходимых для получения материальной помощи. Полагает, что ею были представлены все необходимые документы, в связи с чем отказ является незаконным.

В судебном заседании административный истец Золотарёва О.В. требования поддержала.

Представитель административного ответчика Управления образования Водясов Д.А. просил прекратить производство по делу, поскольку спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Заинтересованное лицо администрация Петропавловск-Камчатского городского округа своего представителя в суд не направила.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 июня 2018 года производство по делу прекращено по основанию п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ в связи с наличием спора о праве Золотарёвой О.В. на получение материальной помощи, который не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства и должен рассматриваться в исковом порядке по нормам ГПК РФ.

В частной жалобе Золотарёва О.В. просит определение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что спор вытекает из административных правоотношений.

Проверив законность и обоснованность судебного определения, исследовав материалы дела и доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Из материалов дела следует, что 30 марта 2018 года Золотарёва О.В. через КГКУ «МФЦ Камчатского края» обратилась в Управление образования с заявлением о предоставлении ей муниципальной услуги по предоставлению муниципальной социальной поддержки на приобретение товаров и услуг, необходимых для выхода из трудной жизненной ситуации.

10 апреля 2018 года Управлением образования ей направлено письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основании подп. 2.29.1 Административного регламента предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по предоставлению муниципальной социальной поддержки отдельным категориям семей и граждан, проживающим на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 5 августа 2015 года № 1847 (далее – Административный регламент).

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги послужило предоставление Золотарёвой О.В. неполного пакета документов, а именно отсутствие сведений о доходах Золотарёвой О.В. за последние три месяца перед обращением и справки об учебе сына ФИО

Указав, что сведения о доходах Золотарёва О.В. не должна предоставлять для получения муниципальной услуги, так ее младший ребенок не достиг возраста полутора лет, а ФИО является учеником школы, 26 апреля 2018 года Золотарёва О.В. обратилась с заявлением на имя начальника Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с просьбой повторно рассмотреть ее заявление, представив справку об обучении ФИО. и первоначально поданные документы.

18 мая 2018 года Золотарёвой О.В. вновь отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании подп. 2.29.1 Административного регламента. Заявителю разъяснено, что в представленном пакете документов отсутствуют сведения о доходах Золотарёвой О.В. за последние три месяца перед обращением.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае имеется спор о праве на предоставление Золотарёвой О.В. материальной поддержки, установленной Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 3 сентября 2009 года № 157-нд «О мерах муниципальной социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Петропавловск-Камчатского городского округа».

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.

Согласно подп. 1.2.4, п. 2.2, подп. 2.4.1, п. 2.7 Административного регламента муниципальная услуга в форме материальной помощи предоставляется малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, на приобретение товаров и услуг, необходимых для выхода из трудной жизненной ситуации.

Пунктом 2.11 Административного регламента установлено, что к документам, необходимым для предоставления муниципальной услуги в форме материальной помощи, среди прочих относятся справки о доходах каждого члена семьи за последние три месяца, предшествующих месяцу обращения; для детей старше 14 лет - справка из образовательной организации с указанием размера стипендии за последние три месяца, предшествующих месяцу обращения (при наличии стипендии).

При непредставлении документа, который в соответствии с п. 2.11 Административного регламента должен представляться заявителем в обязательном порядке, в приеме документов отказывается (п. 2.28 Административного регламента).

В силу подп. 2.29.1 Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги отказывается, когда из содержания представленных документов не представляется возможным определить величину среднедушевого дохода заявителя (членов семьи заявителя).

Отказывая Золотарёвой О.В. в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик аргументировал это непредоставлением необходимых документов: заявителем при подаче заявления от 30 марта 2018 года не представлена справка о доходах за последние три месяца, предшествующих месяцу обращения; справка об учебе несовершеннолетнего ФИО., достигшего возраста 14 лет, а при подаче заявления от 26 апреля 2018 года Золотарёвой О.В. не представлены сведения о доходах Золотарёвой О.В. за последние три месяца перед обращением в виде справки физического лица формы 2-НДФЛ, либо справки за аналогичный период из КГКУ «Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского».

Принадлежность Золотарёвой О.В. к категории лиц, имеющих (не имеющих) право на материальную выплату, Управлением образования не устанавливалась.

Таким образом, спора о наличии права Золотарёвой О.В. на материальную помощь на приобретение товаров и услуг, необходимых для выхода из трудной жизненной ситуации, между заявителем Золотарёвой О.В. и Управлением образования по настоящему делу не имеется.

Суду при рассмотрении дела об оспаривании решений Управления образования необходимо проверить соблюдение административным ответчиком порядка принятия оспариваемых решений и соответствие выводов Управления образования о необходимости представления указанных в ответах документов требованиям Административного регламента.

Золотарёва О.В., оспаривая решения административного ответчика, выражает несогласие с требованиями Управления образования о необходимости предоставления сведений о доходах и справки об учебе её сына, то есть требования истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правовой характер, защищаемый в исковом производстве.

Признание оспариваемых решений Управления образования незаконными, само по себе не влечет признание за Золотарёвой О.В. права на предоставление ей материальной помощи, поскольку последствия вынесения судом решения о признании оспариваемых решений Управления образования незаконными заключаются в том, что такие решения рассматриваются как акты, не имеющие юридической силы и не подлежащие применению, следовательно, у принявшего его органа возникает обязанность повторного рассмотрения заявления Золотарёвой О.В. о предоставлении ей материальной помощи и принятия по нему нового решения.

Вывод суда о наличии спора о праве, подлежащего рассмотрению и разрешению в гражданско-правовом порядке, в данном случае основан на ошибочном толковании норм процессуального права.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены определения суда в апелляционном порядке (п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).

При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда, как не основанное на законе, подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Руководствуясь ст.ст. 310, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 июня 2018 года отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению Золотарёвой О.В. к Управлению образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконными решений от 10 апреля 2018 года и 18 мая 2018 года об отказе в предоставлении материальной помощи возвратить в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края для рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи