ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-18809/2016 от 02.11.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Панова И.В. Дело № 33а-18809/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 ноября 2016 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой Т.Е.,

судей Кормильцевой И.И., Шумкова Е.С.,

при секретаре Курищевой Л.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Качканара к главе Качканарского городского округа о признании незаконным бездействия

по апелляционной жалобе административного ответчика главы Качканарского городского округа на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 01 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя административного ответчика ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО2, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор города Качканара обратился в суд в интересах Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие главы Качканарского городского округа, выразившееся в непредоставлении в срок до 24 мая 2016 года запрашиваемого в требовании от 18 мая 2016 года списка муниципальных служащих, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и их супругов и несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и места рождения, серии и номера паспорта, кем и когда выдан; возложить обязанность предоставить указанные сведения в срок не позднее 1 суток со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что 18 мая 2016 года заместителем прокурора города Качканара в связи с осуществлением надзора за исполнением муниципальными служащими Администрации Качканарского городского округа федерального законодательства о противодействии коррупции главе Качканарского городского округа направлено требование о предоставлении вышеуказанных сведений, которое выполнено не было. В ответе главы Качканарского городского округа от 23 мая 2016 года запрашиваемая информация не содержится. Полагает, что неисполнение указанного требования прокурора противоречит положениям Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19 августа 2014 года № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22 ноября 2013 года № 506 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора», в соответствии с которыми прокурор вправе требовать предоставление необходимых документов и материалов для проведения проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора города Качканара Сафронов С.В. заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что требование прокурора не содержало конкретной цели запроса персональных данных муниципальных служащих и членов их семьи, о чем главой Качканарского городского округа со ссылкой статью 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года «О персональных данных» был направлен ответ прокурору с просьбой указать цель запроса, в котором также указано о направленных актах и размещенных сведениях.

Решением Качканарского городского суда Свердловской области от 01 августа 2016 года заявленные требования прокурора Качканарского городского округа удовлетворены; признано незаконным бездействие главы Качканарского городского округа по непредоставлению в срок до 24 мая 2016 года списка муниципальных служащих, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и их супругов и несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и места рождения, серии и номера паспорта, кем и когда выдан; на главу Качканарского городского округа возложена обязанность не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить указанные сведения.

На решение суда административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для проведения прокурорской проверки, поскольку таким основанием является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). В материалах дела не имеется сведений о поступлении в органы прокуратуры информации о нарушении закона. Утверждает, что отсутствие в требовании прокурора конкретной цели запроса персональных данных препятствовало его выполнению, поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе и ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Кроме того, полагает, что органы прокуратуры не уполномочены проводить проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку такая проверка в силу действующего законодательства проводится по решению работодателя на основании поступившей, в том числе из органов прокуратуры, информации.

Административным истцом принесены письменные возражения на апелляционную жалобу с указанием о законности решения суда.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном бездействии главы Качканарского городского округа, выразившемся в неправомерном отказе в предоставлении запрашиваемых прокурором сведений.

Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое бездействие нарушает права, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется.

Из материалов дела следует, что 18 мая 2016 года заместителем прокурора города Качканара в адрес главы Качканарского городского округа направлено требование предоставить в срок до 24 мая 2016 года список муниципальных служащих, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также их супругов и несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и места рождения, серии и номера паспорта, кем и когда выдан. При этом в требовании было указано, что запрашиваемые сведения необходимы в связи с проводимой проверкой исполнения муниципальными служащими законодательства о противодействии коррупции.

Во исполнение указанного требования Администрацией Качканарского городского округа 23 мая 2016 года в прокуратуру направлен ответ, в котором сообщено, что 02 февраля 2016 года в прокуратуру были направлены копии правовых актов Администрации, определяющих перечень должностей, при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; указанные сведения предоставлены всеми муниципальными служащими и обнародованы на сайте Качканарского городского округа. В ответе содержалась просьба указать цель запроса персональных данных муниципальных служащих и членов их семей, поскольку при обработке персональных данных Администрация Качканарского городского округа, являясь оператором персональных данных муниципальных служащих и членов их семей, обязана соблюдать требования Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», статьей 5 которого предусмотрено, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Положениями статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно пункту 2.1 статьи 4 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в связи с осуществлением прокурорского надзора вправе проводить обработку персональных данных.

Аналогичные положения содержатся в пункте 7.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных; обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки, содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Порядок обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, определен в Инструкции, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 ноября 2013 года № 506 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора», согласно пункту 2.4 которой, предписано проведение обработки персональных данных на законной и справедливой основе и ограничено достижением конкретных, заранее определенных и законных целей; не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

По смыслу указанных выше правовых норм следует, что для обработки персональных данных прокурором должна быть четко сформулирована цель их запроса.

Вместе с тем, исходя из содержания требования заместителя прокурора цель запроса персональных данных муниципальных служащих Администрации Качканарского городского округа и членов их семей с указанием ФИО, даты и места рождения, серии и номера паспорта, кем и когда выдан, конкретно не сформулирована.

Администрация Качканарского городского округа в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», являясь оператором, получившим доступ к персональным данным, обязана не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, поэтому она в ответ на требование прокурора обоснованно просила указать конкретную цель запроса персональных сведений в целях соблюдения требований вышеизложенных правовых норм при обработке персональных данных.

При изложенных обстоятельствах, анализируя вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии допущенного главой Качканарского городского округа бездействия, нарушающего права административного истца, поскольку Администрация Качканарского городского округа в ответе на требования не выразила отказ в предоставлении запрашиваемых сведений, а указала о направленной в адрес прокурора и размещенной на официальном сайте информации в отношении муниципальных служащих со сведениями о доходах, а также просила указать конкретную цель запроса именно персональных данных муниципальных служащих и членов их семей, что не противоречит требованиям федерального законодательства о персональных данных. При этом в ответе указано, что 02 февраля 2016 года в прокуратуру был направлен перечень должностей, при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные сведения предоставлены всеми муниципальными служащими и обнародованы на сайте Качканарского городского округа.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о незаконном бездействии главы Качканарского городского округа по отказу в предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и места рождения, серии и номера паспорта, кем и когда выдан, основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Кроме того, вступившим в законную силу решением судьи Свердловского областного суда от 30 августа 2016 года отменено постановление судьи Качканарского городского суда Свердловской области от 03 июля 2016 года, которым главе Качканарского городского округа назначено административное наказание по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение вышеуказанного требования прокурора от 18 мая 2016 года, и производство по делу прекращено за отсутствием в действиях главы Качканарского городского округа состава указанного административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Таким образом, вступившим в законную силу решением суда установлено, что административным ответчиком не допущено незаконное неисполнение требования прокурора от 18 мая 2016 года о предоставлении списка муниципальных служащих, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и их супругов и несовершеннолетних детей с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и места рождения, серии и номера паспорта, кем и когда выдан. У главы Качканарского городского округа отсутствовала обязанность исполнения требования прокурора, в котором не указана и не раскрыта конкретная цель запроса.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что конкретная цель запроса со ссылкой на нормативное обоснование не была указана прокурором при рассмотрении дела как в суде первой инстанции так и в апелляционной инстанции.

На основании изложенного вынесенное решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и неправильным применением судом норм материального права.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Качканарского городского суда Свердловской области от 01 августа 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Качканара к главе Качканарского городского округа о признании незаконным бездействия.

Председательствующий Т.Е. Соболева

Судьи И.И. Кормильцева

Е.С. Шумков