ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1882/19 от 14.03.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Благодатная Е.Ю.

Дело № 33а-1882/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14.03.2019 г.

город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Кураповой З.И.,

судей Тимошенко Е.Г.,

ФИО3

при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.11.2018 г. по делу №2а-2718/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, заинтересованные лица: администрация города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Кураповой З.И.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО6 и ФИО7 обратились в Центральный районный суд г.Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения от 09.04.2018 г. №92-0-1-7/3002/2018-330 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а также уведомления государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от 11.07.2018 г. №90/016/002/2018-1698,1699/1703 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимого имущества; возложении обязанности повторно рассмотреть документы, поданные ФИО6 и ФИО7 согласно прилагаемой описи вложений в ценное письмо от 29.03.2018 г. и осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 541 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что на основании свидетельств о праве на наследство от 22.12.2006 г. и 11.05.2016 г. ФИО6 и ФИО7 являются наследниками жилого дома с надворными постройками по адресу: <адрес>, согласно которым 5/6 долей принадлежит ФИО6, 1/6 доля принадлежит ФИО7 Земельный участок под указанным жилым домом зарегистрирован и сформирован на основании решения Симферопольского городского исполнительного комитета от 05.08.1955 г. №24 и решением Симферопольского городского исполнительного комитета от 16.09.1958 г. №33 указанному домовладению присвоен адрес: <адрес> в <адрес>. 29.03.2018 г. ФИО6 и ФИО7 направили в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ценное письмо с описью вложений и уведомлением о вручении заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанный земельный участок. Вместе с тем ФИО6 и ФИО7 было отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимого имущества, не смотря на то, что ими были представлены все необходимые документы.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.11.2018 г. по делу №2а-2718/2018 отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО6 и ФИО7 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, заинтересованные лица: администрация города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия.

Не согласившись с указанным решением, ФИО6 и ФИО7 обратились в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.11.2018 г. по делу №2а-2718/2018, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ФИО6 и ФИО7 были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 8-2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». При этом в силу ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В судебном заседании 14.03.2019 г. представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО8 просил оставить обжалуемое решение суда без изменения.

Иные стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку свою и своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И., суд приходит к следующему.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. №1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. №164.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации с 01.01.2017 г. регулируются Федеральным законом от 13.06.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ).

Так, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 27 Закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.ч. 5, 6 ст. 29 Закона №218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.

В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.

При этом в силу ч. 1 ст. 69 Закона №218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 Закона №218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ч. 5 ст. 69 Закона №218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №38-ЗРК) к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (ч. 4 ст. 8 Закона №38-ЗРК).

В силу п. 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 г. №264 документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года: государственный акт на право собственности на землю (земельный участок); государственный акт на право частной собственности на землю; государственный акт на право постоянного пользования землей (земельным участком); государственный акт на право коллективной собственности на землю; свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество; свидетельство о праве пользования недвижимым имуществом; свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов; свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона), если публичные торги (аукцион) не состоялись; договор аренды земли (земельного участка); договор субаренды на землю (земельный участок); договор об установлении сервитута; договор временного пользования землей (земельным участком); договор о предоставлении права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (договор эмфитевзиса); договор пользования чужим земельным участком для строительства (договор суперфиция); решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду); свидетельство о праве на наследство; наследственный договор; договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации; регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества; решение о приватизации, в том числе жилого помещения; договор найма здания или помещения; решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости; решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность; определение суда об утверждении (признании) мирового соглашения; документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.

При этом согласно ст. 8-2 Закона №38-ЗРК государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.

Государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на указанный земельный участок, в случае если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок (ч. 5 ст. ст. 8-2 Закона №38-ЗРК).

В силу ч. 8 ст. 69 Закона №218-ФЗорган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Так, судом первой инстанции было установлено, что 29.03.2018 г. ФИО6, ФИО7 направили в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества – земельном участке площадью 541 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с приложением справки БТИ от 07.11.2016 г. №16/16737, архивной выписки из решения Симферопольского городского исполнительного комитета от 05.08.1995 г. №24 от 04.10.2016 г. №Т-4828-Т-4829, свидетельства о праве на наследство по закону от 11.05.2016 г., свидетельства о праве на наследство по закону от 22.12.2006 г., свидетельства о праве на наследство по закону от 11.05.2016 г.

По результатам рассмотрения указанного заявления, решением от 09.04.2018г. №90/01/2018-45287 специалист-эксперт Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 отказал во включении сведений в Единый государственный реестр недвижимости на основании п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона №218-ФЗ.

С учетом установленных в ходе рассмотрения административного дела обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом, в рамках определенной компетенции и в соответствии с нормами законодательства, в связи с чем основания для признания данного решения незаконным отсутствуют.

Делая указанный вывод, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с архивной выпиской из решения Симферопольского городского исполнительного комитета от 05.08.1955 г. №24 утверждены представляемые материалы Симферопольского бюро технической инвентаризации по обмеру земель строительного квартала №46 (148) общей площадью 24,528 кв.м.; за землепользователем строительного квартала №46 (148) зарегистрирована земельная площадь в размере 24,301 кв.м.; выявленные излишки земельных участков в размере 227 кв.м. оставлены во временном пользовании пользователи указанного квартала и подлежат изъятию, в том числе <адрес> в <адрес>.

Согласно справке БТИ от 07.11.2016 г., адрес: <адрес> в <адрес> присвоен объекту недвижимости – жилому дому по <адрес> городского исполнительного комитета №33 от 16.09.1958 г.

Между тем, по результатам проведения экспертизы административным ответчиком было установлено, что согласно приложению, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» от 11.08.2014 г. №264, архивная выписка из решения Симферопольского городского исполнительного комитета от 05.08.1955 г. №24 не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном.

Суд первой инстанции также отметил, что ст. 23 Земельного кодекса Украины от 18.12.1991 г. №561-XII, введенного в действие 15.01.1992 г. и действовавшего на момент выдачи вышеуказанного решения органом местного самоуправления, было предусмотрено, что право владения или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, издаваемым и регистрируемыми сельскими, поселковыми, районными, городскими Советами народных депутатов, однако государственный акт на право владения или право постоянного пользования землей, административными истцами также представлен не был.

Помимо этого, судом первой инстанции была отклонена ссылка административных истцов на положения ст. 8-2 Закона №38-ЗРК, поскольку ни свидетельства о праве на наследство, ни документа, удостоверяющего право любого прежнего собственника на земельный участок, при подаче заявления о постановке земельного участка на кадастровый учет как ранее учтенного представлено не было.

Судебная коллегия считает данные выводы суда преждевременными, сделанными без учета следующего.

Как было указано выше и усматривается из материалов дела, 29.03.2018 г. ФИО6, ФИО7 направили в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества – земельном участке площадью 541 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с приложением справки БТИ от 07.11.2016 г. №16/16737, архивной выписки из решения Симферопольского городского исполнительного комитета от 05.08.1995 г. №24 от 04.10.2016 г. №Т-4828-Т-4829, свидетельства о праве на наследство по закону от 11.05.2016 г., свидетельства о праве на наследство по закону от 22.12.2006 г.

Решением специалиста-эксперта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 09.04.2018г. №90/01/2018-45287 на основании п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона №218-ФЗ было отказано во включении сведений в Единый государственный реестр недвижимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку представленный документ не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости.

Из материалов дела также усматривается, что уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО9 от 11.04.2018 г. №90/016/022/2018-1698 в срок до 11.07.2018 г. приостановлена государственная регистрация права ФИО6 на объект недвижимого имущества – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на указанный объект недвижимого имущества, а также в связи с отсутствием сведений о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный на регистрируемом земельном участке. Кроме того, регистрируемый объект недвижимого имущества, расположенный по вышеуказанному адресу, не был внесен в Единый государственный реестр недвижимости.

В связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном ФИО6 уведомлении от 11.04.2018 г. №90/016/022/2018-1698, 1699/469 о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, 11.07.2018 г. государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 вынесено сообщение №90/016/022/2018-1698 об отказе в государственной регистрации.

В материалах дела также имеется сообщение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от 11.07.2018 г. об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО7 в отношении объекта недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном ФИО7 уведомлении от 11.04.2018 г. №90/016/022/2018-1698, 1699/469 о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации.

С учетом изложенного, 11.07.2018 г. государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 также было вынесено уведомление №90/016/022/2018-1698, 1699/1703 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО6 и ФИО7 в отношении объекта недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

При этом судебная коллегия полагает, что ни решение специалиста-эксперта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 09.04.2018 г. №90/01/2018-45287, ни уведомление государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от 11.07.2018 г. №90/016/002/2018-1698,1699/1703 не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку приняты с нарушением требований Закона №218-ФЗ.

Так, суд первой инстанции не учел, что ст. 27 Закона №218-ФЗ устанавливает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

При этом ч. 5 ст. 29 Закона №218-ФЗ установлено, что в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.

Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств того, что в адрес ФИО6 и ФИО7 фактически были направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и что данные уведомления были получены ФИО6 и ФИО7, в связи с чем они могли устранить причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.

Более того, материалы дела вообще не содержат уведомления о приостановлении государственной регистрации права ФИО7 на объект недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Копия указанного уведомления о приостановлении государственной регистрации права ФИО7 была истребована Верховным Судом Республики Крым у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, однако в суд апелляционной инстанции также представлена не была.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности уведомления №90/016/022/2018-1698, 1699/1703 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО6 и ФИО7 в отношении объекта недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Относительно решения специалиста-эксперта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 09.04.2018 г. №90/01/2018-45287, которым было отказано во включении сведений в Единый государственный реестр недвижимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку представленный документ не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, судебная коллегия отмечает следующее.

Так, ч. 5 ст. ст. 8-2 Закона №38-ЗРК прямо предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, в случае если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок может быть представлено свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение.

Материалы дела свидетельствуют о том, что на государственную регистрацию права общей долевой собственности ФИО6 и ФИО7 в отношении объекта недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, последними были представлены свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, то есть выполнены требования ч. 5 ст. ст. 8-2 Закона №38-ЗРК.

Данные обстоятельства оставлены судом первой инстанции без внимания.

При этом решение специалиста-эксперта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 09.04.2018 г. №90/01/2018-45287 не содержит каких-либо обоснований того, что представленные ФИО6 и ФИО7 свидетельства о праве на наследство не могут являться основаниями для внесения сведений об объекте недвижимости, а в соответствии с ч. 4 ст. ст. 8-2 Закона №38-ЗРК истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок не допускается.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Вместе с тем материалы дела не содержат каких-либо доказательств законности оспариваемых решений административного ответчика. Такие доказательства не были представлены административным ответчиком и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 310 КАС РФ, считает необходимым отменить обжалуемое решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.11.2018 г. по делу №2а-2718/2018 и принять по делу новое решение о признании незаконными и отмене решения специалиста-эксперта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 09.04.2018 г. №90/01/2018-45287 и уведомления государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от 11.07.2018 г. №90/016/002/2018-1698,1699/1703, а также возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть документы, ранее поданные ФИО6 и ФИО7, согласно прилагаемой описи вложений в ценное письмо от 29.03.2018 г. к заявлению о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, поскольку это необходимо для защиты прав и законных интересов административных истцов с учетом соблюдения принципа невмешательства в полномочия государственных и муниципальных органов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,-

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.11.2018 г. по делу №2а-2718/2018 – отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение специалиста-эксперта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 09.04.2018 г. №90/01/2018-45287 об отказе во включении сведений в Единый государственный реестр недвижимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать незаконным и отменить уведомление государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от 11.07.2018 г. №90/016/002/2018-1698,1699/1703 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть документы, ранее поданные ФИО1 и ФИО2, согласно прилагаемой описи вложений в ценное письмо от 29.03.2018 г. к заявлению о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Председательствующий подпись З.И. Курапова

Судьи подпись Е.Г. Тимошенко

подпись ФИО3

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>