ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1888/2024 от 08.02.2024 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0009-01-2023-002047-91

Дело № 33а-1888/2024 (№ 33а-22254/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 февраля 2024 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кориновской О.Л.,

судей Кузнецовой А.Д., Патрушевой М.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тимофеевой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2-494/2023 по административному исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности

по апелляционной жалобе административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 26 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой А.Д., объяснения прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., судебная коллегия

установила:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил возложить на Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее по тексту - ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области), Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее по тексту - ГУФСИН России по Свердловской области) обязанность в срок до1 сентября 2024 года выполнить работы по модернизации системы водоотведения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области исходя из недопустимости излива сточных вод на рельеф местности и произвести финансирование указанных работ.

В обосновании заявленных требований указано, что Нижнетагильской природоохранной прокуратурой на основании информации, представленной Нижнетагильской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении, с участием специалистов Министерства природных ресурсов Свердловской области и ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля, была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды. В ходе выезда на территорию станции Сан-Донато установлено, что на расстоянии 130 метров северо-восточнее административного здания ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области расположен канализационный колодец, сооружение с приемной камерой, на момент осмотра в сооружении работало насосное оборудование, осуществлялась перекачка канализационных стоков. Рядом с приемной камерой в снежном покрове обнаружено русло со скоплением воды с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод. Ниже по рельефу местности, в районе КПП ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области, обнаружено наличие наледи желтого цвета площадью150кв.м. Были отобраны пробы воды в русле около приемной камеры и непосредственно из приемной камеры. В отобранных пробах обнаружено содержание вредных веществ, характерных для неочищенных хозяйственно-бытовых, сточных, коммунальных отходов, в концентрациях превышающих установленных Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552. Указанный канализационный колодец и сооружение с приемной камерой эксплуатируется ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области, им заключен государственный контракт на оказание услуг по водоотведению № 2126 от 9 февраля 2023 года. Сооружение с приемной камерой находится в ненадлежащем техническом состоянии, оно частично разрушено, в стенах и основании имеются многочисленные трещины, выбоины и деформации, что влечет излив хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности.

Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 26 октября 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены. На ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность в срокдо 1 октября 2024 года выполнить работы по модернизации системы водоотведения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области для предотвращения излива сточных вод на рельеф местности. Этим же решением суда постановлено возложить обязанность на ФСИН России в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование необходимых работ по модернизации системы водоотведения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области исходя из недопустимости излива сточных вод на рельеф местности. В удовлетворении требований о возложении финансирования на ГУФСИН России по Свердловской области отказано.

В апелляционной жалобе административные ответчики ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России ставят вопрос об отмене решения суда, принятого, по их мнению, с нарушением норм материального права. Указывают, что понуждение в субсидиарном порядке ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор просит решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 26 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2023 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело передано для рассмотрения апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Свердловской области Балакина И.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Административный истец Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, административные ответчики ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, ООО «Водоканал-НТ» извещены о месте, времени и дате судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела настоящее дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, канализационная сеть, протяженностью767метров, кадастровый номер№ 66-66-02/134/2011-564, расположенная по адресу: город Нижний Тагил, станция Сан-Донато (территория ФБУ ИЗ-66/3), находится в собственности Российской Федерации. По договору о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление №59-018от17 июня 2009 года, указанная канализационная сеть передана в оперативное управление ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области. Канализационная сеть состоит на балансе учреждения, инвентарный номер2075/050016/46-00.

Согласно кадастровому паспорту объекта канализационная сеть введена в эксплуатациюв 1986 году,имеет протяженность767метров, материал труб – чугун,30колодцев.

9 февраля 2023 годамежду ООО «Водоканал-НТ» и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области заключен государственный контракт на водоотведение, прием сточных вод в централизованную систему водоотведения, обеспечение их транспортировки, очистки и сброс в водный объект. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности границей принадлежности и ответственности ООО «Водоканал-НТ» является колодецК1-1 отм. 204.66к 198.58л; сети канализации ООО «Водоканал-НТ» - самотечный коллектор канализацииД-1000 к зданию КНС № 20.

9 марта 2023 года между ОАО «ВГОК» и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области заключен государственный контракт на отпуск технической воды на снабжение технической водой из Баранчинского водопровода. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности ОАО «ВГОК», МУП «Тагилэнерго», ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области и ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области от10 января 2018 года, граница балансовой принадлежности водопроводных сетей МУП «Тагилэнерго» и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области установлена в колодцеВК-1на фланце запорной арматурыДу 200и в колодцеВК-2на фланце запорной арматурыДу 250.Граница балансовой принадлежности водопроводных сетей ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области и ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области установлена в колодцеВК-6 в месте врезки трубопровода ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области диаметром 150 в трубопровод ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области диаметром 150.

Согласно рапорту помощника Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от7 февраля 2023 года, при посещении им ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области выявлено, что со стороны ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области через дорогу, ведущую к КПП ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области на режимную территорию стекают воды с резким неприятным запахом, в результате КПП блокирован льдом для пропуска людей, затруднено движение транспорта, сотрудники КПП вынуждены дышать испарениями сточных вод.

Начальником ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области в адрес ГУФСИН России по Свердловской области 23 декабря 2022 года направлялось сообщение о том, что режимная территория исправительного учреждения подвергается регулярному подтоплению холодной водой и сточными водами ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области, что в зимний период приводит к образованию наледи. Указано, что в адрес ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области неоднократно были направлены соответствующие письма.

Также в Администрацию города Нижний Тагил поступали обращения граждан по вопросу излива сточных вод на проезжую часть дороги, ведущую к коллективным садам «Елочка 1 и 2»в районе ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области.

Нижнетагильской природоохранной прокуратурой на основании информации, представленной Нижнетагильской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении, с участием специалистов Министерства природных ресурсов Свердловской области и ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля, была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды.

В ходе выезда на территорию станции Сан-Донато установлено, что на расстоянии 130 метров северо-восточнее административного здания ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области расположен канализационный колодец, сооружение с приемной камерой (предположительно ранее КНС), на момент осмотра в сооружении работало насосное оборудование, осуществлялась перекачка канализационных стоков. Рядом с приемной камерой в снежном покрове обнаружено русло со скоплением воды с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод. Ниже по рельефу местности, в районе КПП ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области, обнаружено наличие наледи желтого цвета площадью 150 кв.м. Были отобраны пробы воды в русле около приемной камеры и непосредственно из приемной камеры. В отобранных пробах обнаружено содержание вредных веществ, характерных для неочищенных хозяйственно-бытовых, сточных, коммунальных отходов, в концентрациях превышающих установленных Приказом Минсельхоза России от13 декабря 2016 года № 552. Указанный канализационный колодец и сооружение с приемной камерой эксплуатируется ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области, им заключен государственный контракт на оказание услуг по водоотведению № 2126 от 9 февраля 2023 года.

Данные обстоятельства были подтверждены представителем ответчика в судебном заседании.

27 марта 2023 годапрокурором в адрес ГУФСИН России по Свердловской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, в котором потребовал организовать и обеспечить осуществление работ по ремонту (реконструкции, строительству) системы водоотведения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области исходя из недопустимости излива сточных вод на рельеф местности, выделении финансирования для указанных работ; оценить степень, характер и площадь загрязнения (деградации) земель в результате излива на них сточных вод, возместить вред окружающей среде.

Согласно ответу ГУФСИН России по Свердловской области от 26 апреля 2023 года, представление было рассмотрено, доводы изложенные в нем наши свое подтверждение. ГУФСИН России по Свердловской области указано, что причиной сложившейся ситуации явилось отсутствие возможности финансирования на ремонтно-восстановительные работы КНС, так как оно не состоит на балансе ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области, заявка на финансирование мероприятий по постановке на баланс сотрудниками учреждения не направлялась, ремонт системы водоотведения не проведен, в адрес ФСИН России направлена заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на расходы, связанные с оформлением технической документации и паспортизации объектов недвижимости и земельных участков.

ГУФСИН России по Свердловской области была проведена служебная проверка по нарушениям, указанным в представлении прокурора об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. В ходе проведенной служебной проверки, приказом ГУФСИН России по Свердловской области № 375-к от 1 июня 2023 года на сотрудников ФКУ СИЗО-3ГУФСИН России по Свердловской области были наложены дисциплинарные взыскания в виде замечания.

5 июня 2023 года ГУФСИН России по Свердловской области во ФСИН России направлена информация о потребности в бюджетных ассигнованиях на расходы, связанные с оформлением технической документации и паспортизации объектов недвижимости и земельных участков ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области.

На момент рассмотрения спора конкретных мер к устранению выявленных нарушений не принято, причины и условия, способствующие нарушению законодательства об охране окружающей среды, не устранены.

Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 9, статей 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации, статьи 3, части 1 статьи 39, статей 43.1, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 3, 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», учитывая, что ненадлежащая эксплуатация системы водоотведения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области приводит к изливу неочищенных хозяйственно-бытовых вод на рельеф местности, загрязняя окружающую среду содержащимися в них веществами, нарушая тем самым право каждого на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, пришел к выводу об обоснованности требований Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности выполнить работы по модернизации системы водоотведения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о невозможности устранить выявленные нарушения, равно как и о принятии ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области исчерпывающих мер, направленных на их устранение, в материалы дела не представлено.

Исходя из установленных при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельств и требований действующего законодательства, положения которого правильно применены судом первой инстанции, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для возложения на ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности устранить допущенные нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Поскольку суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения административного дела по существу, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта в части возложения на ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности выполнить работы по модернизации системы водоотведения исходя из недопустимости излива сточных вод на рельеф местности не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение мероприятий по устранению выявленных нарушений является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиями получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделение властей. Возложение на ФСИН России такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

Более того, возлагая на ФСИН России обязанность обеспечить финансирование необходимых работ по модернизации системы водоотведения, суд первой инстанции в нарушение части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вышел за пределы заявленных административным истцом требований, поскольку требований к ФСИН прокурором заявлены не были.

С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт в связи с нарушением норм процессуального права подлежит отмене в части удовлетворения требований к ФСИН России.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 26 октября 2023 года отменить в части возложения обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование необходимых работ по модернизации системы водоотведения Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» исходя из недопустимости излива сточных вод на рельеф местности.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

О.Л. Кориновская

Судьи

А.Д. Кузнецова

М.Е. Патрушева