ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1890/2021 от 30.09.2021 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Фомкина И.Н. Дело № 33а-1890/2021

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Бажанова А.О.,

судей Середы Л.И. и Филимонова С.И.,

при секретаре Ермаковой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 сентября 2021 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело № 2а-997/2021 по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Саранск на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 июня 2021 г.

Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия

установила:

административные истцы ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах детей П.А.Д., П.В.Д., П.Ю.Д., П.М.Д., ФИО3, ФИО4, действующие в своих интересах и в интересах детей Е.Д.С., М.В.Д., М.А.Д., ФИО5, действующие в своих интересах и в интересах детей Б.И.М., Б.Д.М., ФИО55 Ф.Б.К., действующая в своих интересах и в интересах детей М.Э.Э., М.Ч.Э., М.А.Э., М.Р.Э., ФИО6, ФИО7, действующие в своих интересах и в интересах детей Г.Г.А., Г.Г.А., Г.Б.А., ФИО8, ФИО9, действующие в своих интересах и в интересах детей К.М.Д., В.В.В., ФИО10, действующая в своих интересах и в интересах детей С.А.В., К.К.В., К.Л.В., ФИО11, действующая в своих интересах и в интересах детей Р.А.С., Р.А.С., ФИО12, действующая в своих интересах и в интересах детей К.В.А., ФИО13, ФИО14, действующие в своих интересах и в интересах детей К.В.А.., К.К.А., ФИО15, ФИО16, ФИО17, действующие в своих интересах и в интересах детей, В.З.А., В.А.А., ФИО18, действующий в своих интересах и в интересах ребенка К.А.В., ФИО19, действующая в своих интересах и в интересах детей Г.В.Е., Г.Е.Е., ФИО20, действующий в своих интересах и в интересах детей К.Д.Е., К.С.Е., К.А.Е., ФИО21, действующая в своих интересах и в интересах детей Ю.В.Г., Ю.Р.Г., Ю.М.Г., ФИО22, действующая в своих интересах и в интересах детей А.М.А., А.И.А., ФИО23, действующий в своих интересах и в интересах детей Г.В.Ф., Г.Л.Ф., ФИО24, действующая в своих интересах и в интересах детей Р.И.А., Р.И.А., ФИО25, действующий в своих интересах и в интересах детей Ч.С.П., Ч.В.П., Ч.М.П., ФИО26, действующая в своих интересах и в интересах детей К.П.А., К.З.А., ФИО27, действующий в своих интересах и в интересах детей Г.К.С., Г.А.С., ФИО28, действующая в своих интересах и в интересах детей З.Д.А., З.М.А., ФИО29, действующий в своих интересах и в интересах детей Б.В.В., Б.Н.В., Б.М.В., ФИО30, действующая в своих интересах и в интересах детей Ш.И.С., ФИО31, действующая в своих интересах и в интересах детей А.В.В., К.В.С., ФИО32, действующая в своих интересах и в интересах ребенка П.М.С., обратились с административным иском к Администрации городского округа Саранск об оспаривании бездействия по исполнению обязанности об обеспечении земельного участка, предоставленного семье льготной категории, инженерной и транспортной инфраструктурой, возложении обязанности обеспечить земельный участок инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой.

В обоснование иска указали, что они относятся к семьям льготных категорий: «многодетная семья», «семья возраст одного из супругов которых не превышает 35 лет», «имеющая одного и более детей», «семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида», «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребенка, нуждающийся в улучшении жилищных условий», «неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей». В период времени с 2011 года по 2014 год им на основании соответствующих постановлений Администрации городского округа Саранск были предоставлены земельные участки в собственность для размещения домов индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

С дат предоставления и до настоящего времени земельные участки не обеспечены инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой.

В связи с указанным административные истцы считают, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, в связи с чем П-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; М-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; ФИО33 просит обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№> (на дату предоставления с кадастровым номером <№>), предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; М-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Г-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; В-ны просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; С-ны просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Р-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; К-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; К-ны просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; В-ны просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (многодетная семья), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; К-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Г-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; К-ны просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Юдины просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; А-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Г-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Р-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Ч-ны просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; К-вы: просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Г-ны просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; З-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Б-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Ш-ны просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (семья, имеющая в своем составе ребенка инвалида), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; К-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребенка), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.; Б-вы просят обеспечить земельный участок с кадастровым номером <№>, предоставленный семье льготной категории (неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей), нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент предоставления земельного участка, инженерной (газо-, водоснабжением, водоотведением) и транспортной инфраструктурой до 6 октября 2021 г.

Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 июня 2021 г. административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация городского округа Саранск просит указанное решение отменить, поскольку считает его незаконным. Указывает, что судом первой инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального права; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела; строительство сетей водоснабжения общей протяженностью 22,353 км, в настоящее время невозможно, в связи с изменением технических условий на водоснабжение данного объекта; со стороны Администрации городского округа Саранск отсутствует бездействие по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой; земельный участок подключен к линиям электроснабжения; Советом депутатов городского округа Саранск в бюджетах городского округа Саранск на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов не запланированы денежные средства (лимиты) на цели исполнения обязательств по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, поскольку контракты, определяющие стоимость необходимых работ, исполнены в конце 2019 года; постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2018 г. № 1268 к городскому округу Саранск применены бюджетные меры принуждения в виде запрета на финансовое обеспечение за счет средств местного бюджета капитальных вложений в объекты муниципальной собственности; капитальный ремонт автомобильной дороги по р.п. Николаевка, инженерных коммуникаций не может быть произведен в рамках федерального проекта «Дорожная сеть», ввиду отсутствия вышеназванной автодороги в перечне объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2021 году, а финансирование данных работ за счет средств бюджета городского округа в требуемые сроки не предоставляется возможным; у Администрации городского округа Саранск не имелось реальной возможности обеспечить за счет собственных средств наличие объектов необходимой инфраструктуры; установленный судом первой инстанции срок проведения работ по обеспечению спорного земельного участка, не соответствует объему действий, подлежащих исполнению в связи с чем, обжалуемое решение суда является неисполнимым.

В судебном заседании ФИО2 и её представитель ФИО34 просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.

В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск, представитель административного ответчика Правительства Республики Мордовия, а также вышеперечисленные административные истцы, заинтересованные лица ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО52, ФИО53, ФИО54 будучи своевременно и надлежаще извещёнными о дате, месте и времени судебного заседания, не явились, о причине неявки не сообщили и отложить судебное заседание не просили.

С учётом изложенного судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие вышеперечисленных лиц ввиду отсутствия оснований для отложения судебного заседания.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела следует, что семьи административных истцов относятся к семьям льготных категорий граждан: семьи П-вых, М-вых, Х-вых, М-вых, Г-вых, В-ных, С-ных, Р-вых, К-вых, К-ных, В-ных - «многодетная семья»; семьи К-вых, Г-вых, К-ных, Юдиных, А-вых, Г-вых, Р-вых, Ч-ных, К-вых, Г-ных, З-вых, Б-вых - «молодая семья», «семья, возраст одного из супругов которой не превышает 35 лет, имеющая одного и более детей»; семья «Шуниных» - «семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида»; семья К-вы – «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребенка»; семья Б-вых – «неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет».

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 15 апреля 2013 г. № <№> ФИО2 и ФИО1 в общую совместную собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 978 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 11 июня 2014 г. № <№> ФИО4 и ФИО3 в общую совместную собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1015 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 28 декабря 2011 г. № <№> ФИО5 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 514 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 6 ноября 2012 г. № <№> ФИО55 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 940 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 15 апреля 2013 г. № <№> ФИО7 и ФИО6 в общую совместную собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 980 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 3 июня 2013 г. № <№> с учетом постановления о внесении изменений от 18 сентября 2013 г. № <№> ФИО9 и ФИО8 в общую совместную собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 998 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 23 декабря 2011 г. № <№> ФИО10 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 523 (по генплану) площадью 1 400 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 21 мая 2012 г. № <№> ФИО11 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 858 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 27 февраля 2012 г. № <№> ФИО12 и ФИО56 в общую совместную собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 760 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2013 г. № <№> ФИО14 и ФИО13 в общую совместную собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 962 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 18 июня 2012 г. № <№> ФИО16 и ФИО17 в общую совместную собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 868 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 9 августа 2012 г. № <№> ФИО18 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1063 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 19 июня 2012 г. № <№> ФИО19 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1172 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 8 августа 2012 г. № <№> ФИО20 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1043 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 28 апреля 2012 г. № <№> ФИО21 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 811 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 3 августа 2012 г. № <№> ФИО22 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1080 (по генплану) площадью 1 378 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 13 апреля 2012 г. № <№> ФИО23 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 717 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 27 июля 2012 г. № <№> ФИО24 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1093 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 3 августа 2012 г. № <№> ФИО25 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1075 (по генплану) площадью 1 472 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 13 апреля 2012 г. № <№> ФИО26 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 721 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 30 мая 2012 г. № <№> ФИО27 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 821 (по генплану) площадью 1 400 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 18 июня 2012 г. № <№> ФИО28 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1160 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 21 мая 2012 г. № <№> ФИО29 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 887 (по генплану) площадью 1 300 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 27 июля 2012 г. № <№> ФИО30 в общую совместную собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1084 (по генплану) площадью 1 400 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 7 августа 2012 г. № <№> ФИО57 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 1048 (по генплану) площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 21 мая 2012 г. № <№> ФИО32 в собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок № 885 (по генплану) площадью 1 300 кв.м с кадастровым номером <№> для размещения дома индивидуальной жилой застройки в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского Саранск, категория земель – земли населенных пунктов.

Спорные земельные участки предоставлены семьям административных истцов из числа земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам на территории городского округа Саранск, перечень которых утвержден Администрацией городского округа Саранск.

Рабочий поселок Николаевка входит в состав территории городского округа Саранск.

Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия, выразившегося в необеспечении земельных участков, предоставленных льготным категориям, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, о нарушении прав и законных интересов административных истцов.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления земельных участков до момента обращения административных истцов в суд прошло более 6 лет, между тем, обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенными жилыми объектами, не выполнена.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии, выразившимся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков, удовлетворил административные исковые требования.

Срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, предусмотренный положениями части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными истцами соблюден.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 22-П следует, что основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел; полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пункте поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 9 Решения Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. № 177 «Об утверждении Устава городского округа Саранск» к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки льготным семьям, возложена как на орган местного самоуправления.

Земельные участки, предоставляемые льготным категориям граждан, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

Согласно положениям статей 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции и доводам представителя Администрации городского округа Саранск, изложенной в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии административного истца с оценкой судом имеющихся в деле доказательств и, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.

Довод апелляционной жалобы о том, что городская администрация при исполнении полномочий, возложенных действующим законодательством, ограничена размером местного бюджета, правового значения не имеют, поскольку земельные участкам, предоставляемые семьям, относящимся к льготным категориям граждан, должны, согласно приведенным нормам, обеспечиваться инженерно-техническими коммуникациями, транспортной инфраструктурой.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий А.О. Бажанов

судьи Л.И. Середа

С.И. Филимонов

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 октября 2021 г.