ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1892/17 от 10.08.2017 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Цитович Н.В.

Дело № 33а-1892/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Горна В.Ф.,

судей

Гончаровой Н.В., Венина А.Н.,

при секретаре

Выстровой Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 10 августа 2017 года административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Коряктеплоснаб» на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 2 июня 2017 года, которым постановлено:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Коряктеплоснаб»в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими (незаконными) пунктов 1, 3, 4 постановления главы администрации Корякского сельского поселения № 95 от 7 июня 2016 года «Об утверждении схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения».

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., заключение прокурора Мельниченко И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «Коряктеплоснаб»обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими (незаконными) пунктов 1, 3, 4 постановления главы администрации Корякского сельского поселения № 95 от 7 июня 2016 года «Об утверждении схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения».

В обоснование требований указало, что оспариваемое постановление принято с нарушением порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения: не соответствует Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлению Правительства РФ от 8 августа 2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановлению Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», Уставу Корякского сельского поселения, протоколу публичных слушаний от 6 июня 2016 года «По проекту схем теплоснабжения Корякского сельского поселения», СанПин 2.1.4.2496-09, Решению Верховного Суда РФ от 31 мая 2013 года № АКПИ13-394 и нарушает права и законные интересы ООО «Коряктеплоснаб», поскольку не дает возможность осуществлять свои обязанности по поставке тепловой энергии надлежащим и должным образом.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Коряктеплоснаб» Гептинг С.Ю. и Коняева Н.А. требования поддержали.

Административный ответчик глава администрации Корякского сельского поселения участия в судебном заседании не принимал.

Представитель административного ответчика администрации Корякского сельского поселения Копейко А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ООО «Коряктеплоснаб».

Рассмотрев дело, заслушав прокурора, полагавшего требования ООО «Коряктеплоснаб» не подлежащими удовлетворению, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ООО «Коряктеплоснаб» просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указало, что администрация Корякского сельского поселения при утверждении схемы теплоснабжения нарушила установленный порядок ее разработки и утверждения. Материалами дела не подтверждается, что утвержденная схема теплоснабжения Корякского сельского поселения ранее 6 июня 2016 года размещалась в сети Интернет для ознакомления. Полагает, что размещенная ранее указанной даты в сети Интернет схема теплоснабжения была в другой редакции. Публичные слушания 6 июня 2016 года проведены без соблюдения тридцатидневного срока для сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения и с нарушением пятнадцатидневного срока, установленного для проведения публичных слушаний с даты окончания срока представлений предложений по нему. Обстоятельства размещения схемы теплоснабжения и проведения публичных слушаний в феврале 2016 года не относятся к обстоятельствам настоящего дела. Протокол и заключение о результатах публичных слушаний от 6 июня 2016 года не были обнародованы. Постановление главы администрации Корякского сельского поселения № 95 от 7 июня 2016 года официально не опубликовано. Судом первой инстанции не учтено, что на территории Корякского сельского поселения отсутствует система централизованного ГВС, в связи с чем потребители осуществляют водоразбор из системы отопления для нужд горячего водоснабжения, что приравнивает тепловую энергию и водоразбор к единому показателю, который не может быть больше указанного в пункте 5 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Согласно СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C. Оспариваемое постановление устанавливает температурный режим 95°C. Все техническо-экономические показатели в схеме теплоснабжения противоречат утвержденным на территории Корякского сельского поселения нормативам. Данные по тарифам и другой технико-экономической составляющей хозяйственной деятельности ООО «Коряктеплоснаб» некорректны. Общество является теплоснабжающей и теплосетевой организацией с 1 января 2016 года, а все тарифные и иные показатели в схеме теплоснабжения приводятся с 2011 года.

В своих возражениях на апелляционную жалобу помощник Елизовского городского прокурора Мельниченко И.А., полагал решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов и утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении») отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов.

В соответствии с п. 20 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – Порядок разработки и утверждения схем теплоснабжения).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 7 июня 2016 года главой администрации Корякского сельского поселения принято постановление № 95 «Об утверждении схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения» (далее – Постановление № 95), которым постановлено:

утвердить схему теплоснабжения Корякского сельского поселения согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 1);

установить МУП «Многоотраслевое предприятие ЖКХ КСП» и ООО «Коряктеплоснаб» едиными теплоснабжающими организациями в границах Корякского сельского поселения (пункт 2);

разместить схему теплоснабжения Корякского сельского поселения на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края http: www.kamgov.ru в разделе «Местное самоуправление», «Сельские поселения» на странице Корякского сельского поселения в сети Интернет (пункт 3);

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 95 настоящее постановление вступает в законную силу после дня его официального опубликования (обнародования).

Постановление № 95 с приложением размещено на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края http: www.kamgov.ru и обнародовано в информационном блоке (папке) органов местного самоуправления Корякского сельского поселения в филиале № 12 села Коряки Межмуниципальной централизованной библиотечной системе, в филиале № 4 поселка Зеленый Межмуниципальной централизованной библиотечной системе.

ООО «Коряктеплоснаб», полагая свои права и интересы нарушенными пунктами 1, 3, 4 оспариваемого Постановления № 95, обратилось в суд с административным исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые пункты постановления главы администрации Корякского сельского поселения № 95 от 7 июня 2016 года «Об утверждении схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения» положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречат. Порядок разработки и утверждения схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения не нарушен. Информация о проведении публичных слушаний по утверждению схемы теплоснабжения была доведена до сведения населения и иных заинтересованных лиц путем опубликования в газете «Елизовский вестник» и на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети «Интернет». Постановление № 95 опубликовано (обнародовано) в установленном Уставом Корякского сельского поселения порядке в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Нарушений в схеме теплоснабжения Корякского сельского поселения пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 не установлено, а само по себе несогласие с установленными в схеме теплоснабжения тепловыми параметрами, не может служить основанием для признания схемы теплоснабжения незаконной, поскольку не препятствует актуализации схемы в данной части.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции как сделанными без учета следующих обстоятельств.

В соответствии с Порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения, проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте (п. 11). Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения (п. 12). Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней (п. 13). Уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления не менее чем за 7 календарных дней до проведения публичных слушаний размещают информацию о месте их проведения на официальном сайте. Заключение о результатах проведенных публичных слушаний и протоколы публичных слушаний также размещаются на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты завершения публичных слушаний (п. 14). Глава местной администрации поселения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает решение, в том числе об утверждении схемы теплоснабжения, либо возвращает проект схемы теплоснабжения на доработку для учета замечаний и предложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слушаний (п. 17).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает предоставление не менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения для сбора замечаний и предложений, а также обязательное проведение публичных слушаний после окончания срока представления замечаний и предложений не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивирование, обоснование принятых решений.

Соблюдение указанной процедуры принятия схемы теплоснабжения призвано обеспечить гласность и учет интересов населения при подготовке и принятии муниципальных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также выявление общественного мнения и обеспечение в рассматриваемом конкретном случае эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения с соблюдением прав всех участников общественных отношений в соответствующей сфере.

Как следует из материалов дела, 28 января 2016 года на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети Интернет (www.kamgov.ru) был размещен проект нормативного акта (об утверждении схем теплоснабжения КСП) (т. 1 л.д. 219). Доказательств опубликования схемы теплоснабжения в указанную дату материалы административного дела не содержат.

Постановлением главы Корякского сельского поселения от 8 февраля 2016 года № 1 «О назначении публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Корякского сельского поселения» (т. 1 л.д. 207-208) назначены публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения Корякского сельского поселения на 17 часов 00 минут 24 февраля 2016 года.

Одновременно постановлением создана комиссия по проведению публичных слушаний в составе семи членов, на которую возложены обязанность обеспечить подготовку и проведение публичных слушаний; разместить на сайте в сети «Интернет» (www.kamgov.ru) проект схемы теплоснабжения. В п. 4 постановления установлен срок подачи предложений и замечаний по проекту схемы теплоснабжения до 19 февраля 2016 года.

24 февраля 2016 года по результатам публичных слушаний главой администрации Корякского сельского поселения схема теплоснабжения Корякского сельского поселения не была утверждена.

Сведения о причинах, по которым схема теплоснабжения не была утверждена, в материалы дела административными ответчиками представлено не было, в том числе не представлен протокол публичных слушаний от 24 февраля 2016 года.

18 мая 2016 года постановлением главы Корякского сельского поселения № 4 «О назначении публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения» (т. 1 л.д. 209-210) назначены публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения на 17 часов 00 минут 6 июня 2016 года.

Постановлением создана комиссия по проведению публичных слушаний в составе шести членов. Комиссии постановлено разместить на сайте в сети «Интернет» (www.kamgov.ru) проект схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения. В п. 4 постановления установлен срок подачи предложений и замечаний по проекту схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения до 17 часов 00 минут 6 июня 2016 года.

Таким образом, глава Корякского сельского поселения в постановлении от 18 мая 2016 года № 4, в нарушение п.п. 12, 13 Порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения, фактически совместил два этапа порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения – сбор замечаний и предложений, а также организацию публичных слушаний, и назначил дату окончания сбора замечаний и предложений и дату публичных слушаний на один день - 6 июня 2016 года.

При этом Порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения регламентировано, что минимальный срок для сбора замечаний и предложений составляет 30 календарных дней, а публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему, то есть могут быть проведены после даты сбора замечаний и предложений, а не в один день, как постановлено главой Корякского сельского поселения.

Кроме того вышеуказанным нормативным правовым актом не предусмотрено проведение повторных публичных слушаний. В случае не утверждения схемы теплоснабжения по результатам публичных слушаний проект схемы теплоснабжения возвращается на доработку. После доработки схема теплоснабжения подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте. С даты размещения проекта схемы теплоснабжения устанавливается новый срок для сбора замечаний и предложений. В связи с чем срок сбора замечаний и предложений, установленный при первоначальном размещении проекта схемы теплоснабжения, не подлежит учету при новых публичных слушаниях.

Пунктом 3.2 оспариваемого постановления главы Корякского сельского поселения постановлено разместить на сайте www.kamgov.ru проект схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения.

Согласно сведениям с официального сайта исполнительных органов государственной власти Камчатского края www.kamgov.ru 20 мая 2016 года на странице Корякского сельского поселения был размещен проект постановления администрации Корякского сельского поселения «Об утверждении схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения».

Доказательств опубликования схемы теплоснабжения в указанную дату материалы дела не содержат.

Из представленных сторонами в дело документов следует, что схема теплоснабжения была опубликована только 6 июня 2016 года в 17 часов 54 минуты, то есть после проведения публичных слушаний (т. 1 л.д. 162, 217, 211-213, т. 2 л.д. 143).

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

С учетом принципа состязательности сторон частью 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрена обязанность органа, организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт по доказыванию соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Суд должен основывать свое решение на анализе доказательств, представленных как административным истцом, так и административным ответчиком.

Реализация принципа состязательности в административном процессе осуществляется при активной роли суда (п. 7 ст. 6 КАС РФ).

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные КАС РФ меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (ч. 2 ст. 14 КАС РФ).

Судебная коллегия полагает, что административными ответчиками не представлено достаточных и убедительных доказательств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Делая вывод об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции оставил без внимания это обстоятельство, имеющее существенное значение для дела, что в свою очередь свидетельствует о недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств и неверной правовой оценке представленных в материалы дела доказательств.

Кроме того из материалов дела следует, что оспариваемым Постановлением № 95 утверждена схема теплоснабжения Корякского сельского поселения с учетом обосновывающих материалов по МУП «Многоотраслевое предприятие ЖКХ КСП».

Наравне с ООО «Коряктеплоснаб» данное предприятие признано единой теплоснабжающей организацией в границах Корякского сельского поселения, что отражено в п. 2 оспариваемого постановления.

Таким образом, несмотря на то, что данный пункт Постановления № 95 административным истцом не оспаривался, разрешением настоящего спора затрагиваются права и обязанности МУП «Многоотраслевое предприятие ЖКХ КСП», поскольку схема теплоснабжения Корякского сельского поселения утверждена с учетом работы котельной МУП «Многоотраслевое предприятие ЖКХ КСП» (т. 1 л.д. 18-156).

Согласно ст. 37, ч. ч. 1, 2 ст. 47 КАС РФ к лицам, участвующим в деле относятся, в том числе стороны и заинтересованные лица. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, производится судом при подготовке административного дела к судебному разбирательству (п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ).

В нарушение вышеуказанных норм КАС РФ суд не привлек МУП «Многоотраслевое предприятие ЖКХ КСП» к участию в деле.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Исходя из требований п. 3 ст. 309 КАС РФ, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда и направляет административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, поскольку вынесено с существенным нарушением норм процессуального права, без исследования и установления фактических обстоятельств дела и при неверной оценке представленных в материалах дела доказательств, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением дела в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения норм процессуального права, провести надлежащую подготовку дела к судебному разбирательству, разрешить вопрос о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц, определить юридически значимые обстоятельства по делу, истребовать необходимые доказательства у административных ответчиков, в том числе протокол публичных слушаний от 24 февраля 2016 года, копию надлежащим образом заверенного постановления главы администрации Корякского сельского поселения № 95 от 7 июня 2016 года вместе с приложением, копию Положения о публичных слушаниях в Корякском сельском поселении, утвержденного Собранием депутатов Корякского сельского поселения, доказательства фактического размещения проекта схемы теплоснабжения, и с учетом этого дать оценку представленным каждой из сторон доказательствам соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 2 июня 2017 года отменить.

Административное дело по административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Коряктеплоснаб» о признании недействующими (незаконными) пунктов 1, 3, 4 постановления главы администрации Корякского сельского поселения № 95 от 7 июня 2016 года «Об утверждении схемы теплоснабжения Корякского сельского поселения» направить в Елизовский районный суд Камчатского края на новое рассмотрение.

Председательствующий

Судьи