ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-19158/2021 от 14.01.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Галяутдинова Д.И. УИД 16RS0050-01-2021-006068-71

№ дела в суде первой инстанции 2а-3468/2021

№ дела в суде апелляционной инстанции № 33а-517/2022

Учет № 024а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 января 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Куляпина Д.Н.,

судей Моисеевой Н.Н., Гафарова Р.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пашаевой Э.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя Ахметовой Н.З. – Магадиева Р.Ф. на решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 14 октября 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления Ахметовой Надии Закариевны к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору Управления Росреестра по Республике Татарстан Гариповой Резеде Мунировне о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права и возложении обязанности устранить допущенное нарушение – произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> - отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ахметова Н.З. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... площадью .... кв.м. по адресу: <адрес>

В обоснование требований указано, что административный истец, являясь собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> обратилась с заявлением к административному ответчику о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Однако уведомлением государственного регистратора от 12.02.2021 № КУВД-001/2021-5779245/1 действия по осуществлению государственной регистрации права были приостановлены на срок до 24.05.2021 по причине непредставления правоустанавливающего документа на земельный участок. 01.04.2021 административный истец предоставила в орган регистрации постановление Главы Администрации Приволжского района г. Казани Маркелова В.С. № 1443 от 19.11.1997 о выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома <адрес>. Полагает, что поскольку административным истцом предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок, основание приостановления действий по осуществлению государственной регистрации права на земельный участок ею было устранено, поэтому административный ответчик обязан был зарегистрировать право собственности. Однако, регистрирующий орган без каких-либо правовых оснований бездействует, действия по государственной регистрации права не проводит. Административный истец считает, что приостановление действий по государственной регистрации права не обосновано, нарушает её законные права и интересы.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца уточнил административные исковые требования и просил суд признать незаконным решение о приостановлении государственной регистрации и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения – произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Ахметовой Н.З. – Магадиев Р.Ф. просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, приводит при этом те же доводы, что и суду первой инстанции. Указывает на то, что административным истцом представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, удостоверяющий право гражданина на земельный участок, тем самым устранены основания приостановления действий по осуществлению государственной регистрации права на объект недвижимости, подлинность правоустанавливающего документа никем не оспорена, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении административного иска.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данным Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пунктам 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу части 10 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, факт издания (принятия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений проверяются посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривается перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что решением Приволжского районного суда г. Казани от 10.02.2014 по делу № 2-1110/2014 удовлетворены исковые требования Ахметовой Н.З. к ИК МО г.Казани, Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани о признании права собственности на самовольную постройку, за Ахметовой Н.З. признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

На основании указанного решения суда за Ахметовой Н.З. зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес> о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.03.2014 сделана запись регистрации, в подтверждение чего Ахметовой Н.З. 27.03.2014 выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Постановлением Главы Администрации Приволжского района г.Казани Маркелова В.С. № 1443 от 19.11.1997 Ахметовой Н.З. отведён земельный участок <адрес>, мерою ..... для строительства индивидуального жилого дома. При этом пунктом 2 данного постановления на застройщика была возложена обязанность: в течении 6 месяцев со дня получения участка встать на учёт в Бюро технической инвентаризации Приволжского района г.Казани (пункт 2.1); получить в Казанском городском комитете по земельным ресурсам и земельной реформе Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй. Пунктом 3 постановления застройщик предупреждён, что за неиспользование земельного участка по назначению в течении трёх лет, данное решение будет отменено, как нереализованное, согласно главы 16, статьи 115, пункта «г» Земельного кодекса Республики Татарстан.

Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Республике Татарстан от 26.06.2015, по сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) и документам, имеющимся в распоряжении филиала, земельный участок с кадастровым номером .... расположенный по адресу: <адрес> был внесён в ГКН 22.12.2012 на основании постановления Главы администрации Приволжского района г.Казани от 19.11.1997 № 1443 с видом разрешённого использования «для строительства индивидуального жилого дома» и с площадью 601 кв.м.

Также в ГКН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером ...., расположенном по адресу: <адрес> который был поставлен на государственный кадастровый учёт 16.09.2014 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости от 04.08.2014, межевого плана от 18.07.2014 с приложением Градостроительного заключения от 29.05.2014, по заявлению Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани от 11.07.2014, с видом разрешённого использования «не установлено» и с площадью .... кв.м. в связи с отсутствием в документах, на основании которых земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учёт, сведений о разрешённом использовании земельного участка. Кадастровая стоимость в ГКН была установлена равной нулю. В последующем, а именно 23.01.2015 на основании заявления о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости от 14.01.2015, Постановления ИК МО г.Казани «О предоставлении гр.ФИО1 земельного участка по <адрес> от 19.12.2014 № 7305 в отношении земельного участка с кадастровым номером .... были внесены изменения, в результате которых был установлен вид разрешённого использования – «индивидуальный жилой дом» и определена кадастровая стоимость. В настоящее время земельный участок имеет статус «временный».

Таким образом, в ГКН содержатся сведения о двух земельных участках с кадастровыми номерами .... и ...., расположенных по адресу: <адрес> Данные земельные участки были внесены в ГКН на основании норм действующего законодательства.

В случае, если земельные участки с кадастровыми номерами .... и .... фактически являются одним и тем же земельным участком, в соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок с кадастровым номером ...., имеющий статус «временный», может быть снят с государственного кадастрового учёта по заявлению правообладателя. Земельный участок с кадастровым номером .... имеющий статус «ранее учтённый», в соответствии с письмами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости № ИС/ВК/3789 от 29.08.2008 может быть снят с государственного кадастрового учёта по решению суда (л.д. 35).

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 22.09.2020, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.12.2020 изменённого в части взыскания судебных расходов с ФИО1, было удовлетворено административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ....

Как следует из письма председателя Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани ФИО2 от 16.02.2021 в адрес представителя ФИО1, постановлением ИК МО г. Казани от 19.12.2014 № 7305 ФИО1 был предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, площадью <адрес>.м., занимаемый жилым домом. Заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ...., на основании постановления ИК МО г. Казани от 19.12.2014 № 7305 не представляется возможным в виду того, что постановлением ИК МО г.Казани от 26.02.2019 № 676 постановление ИК МО г.Казани от 19.12.2014 № 7305 признано утратившим силу по причине не заключения ФИО1 договора купли-продажи участка в установленный срок.

13.02.2021 ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес> приложив к заявлению, согласно описи: доверенность на представителя, письмо филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Республике Татарстан от 26.06.2015 и чек об оплате госпошлины от 13.02.2021.

25.02.2021 Уведомлением государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО3 № КУВД-001/2021-5279245/1 ФИО1 сообщено о приостановлении государственной регистрации прав на срок до 24.05.2021, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N218-ФЗ, так как не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, а именно правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>

Поскольку при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов установлено, что заявителем не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, государственным регистратором Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО3 25.02.2021 был направлен запрос в Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Республики Татарстан» о предоставлении информации о наличии/отсутствии Постановления Главы Администрации Приволжского района г.Казани ФИО4 № 1443 от 19.11.1997, с направлением в адрес Управления Росреестра по Республике Татарстан заверенной надлежащим образом копии постановления, если такое постановление имеется в наличии (л.д. 56).

Согласно поступившему ответу ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» от 04.03.2021, в документах архивного фонда Главы Администрации Приволжского района г. Казани имеющееся постановление не соответствуют запросу Управления Росреестра по Республике Татарстан. В частности, в архиве имеется архивная копия иного постановления, а именно постановления Главы администрации Приволжского района г.Казани № 1443 от 24.11.1997 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главы администрации Приволжского района г.Казани от 20.01.1995 № 78 «О распределении и отчислений от средств комиссионного сбора, собранных за оформление документов на передачу жилья в собственность граждан» архивного фонда Главы администрации Приволжского района г.Казани.

01.04.2021 ФИО1 в Управление Росреестра по Республике Татарстан было представлено Постановление Главы Администрации Приволжского района г. Казани ФИО4 № 1443 от 19.11.1997 «Об отводе земельного участка для строительства индивидуального жилого дома <адрес> ФИО1».

Уведомлением от 21 апреля 2021 года Управления Росреестра по Республике Татарстан о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав указано, что согласно ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» от 04.03.2021 в документах архивного фонда Администрации Приволжского района г. Казани Постановление № 1443 от 19.11.1997 «Об отводе земельного участка для строительства индивидуального жилого дома <адрес> ФИО1 не соответствует запросу, в осуществлении государственной регистрации прав будет отказано в случае не устранения в течение срока приостановления причин, препятствующих проведению государственной регистрации.

Уведомлением от 26.05.2021 № КУВД-001/2021-5279245/3 ФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в связи с истечением 25.05.2021 срока приостановления, указанного в направленном ранее уведомлении от 25.02.2021 о приостановлении государственной регистрации прав, - не устранением в течение срока приостановления причин, препятствующих проведению государственной регистрации, учитывая отсутствие положительного ответа, запрошенного органом регистрации из ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан».

Согласно ответу Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 24.06.2021, Постановление Главы Администрации Приволжского района г. Казани ФИО4 № 1443 от 19.11.1997 в указанную администрацию района, а также в управление муниципального архива Аппарата ИК МО г. Казани на хранение не поступало.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что в силу положений части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 15 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, заявителем должны быть представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В этой связи судом указано, что представление ФИО1 правоустанавливающего документа на земельный участок с кадастровым номером .... являлось обязательным, и указанный документ не мог быть запрошен органом регистрации путем межведомственного запроса. При таких обстоятельствах, требование органа регистрации о предоставлении правоустанавливающего документа на земельный участок основано на вышеприведённых положениях законов.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что на момент принятия оспариваемого решения о приостановлении государственной регистрации ФИО1 действительно не представила в регистрирующий орган правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права на земельный участок с кадастровым номером .... что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ послужило законным основанием для приостановления государственной регистрации прав.

Судом отмечено, что в результате приостановления государственной регистрации, права, свободы и законные интересы ФИО1 нарушены не были, поскольку оспариваемым решением вопрос о регистрации, либо отказе в регистрации прав собственности по существу не разрешался. При этом исполнение государственным регистратором возложенных на него законом обязанностей при проведении правовой экспертизы представленных ФИО1 документов не может расцениваться как нарушение прав и законных интересов административного истца.

На основании установленных по делу обстоятельств суд пришел к выводу о том, что решение о приостановлении государственной регистрации прав № КУВД-001/2021-5279245/1 от 25.02.2021 было принято государственным регистратором ФИО3 № КУВД-001/2021-5279245/1 в пределах предоставленных ей полномочий, выражено в направленном ФИО1 уведомлении о приостановлении государственной регистрации, в котором указаны сведения о причинах и сроке приостановления проведения государственной регистрации, последствиях непредставления документов, а также конкретная норма Федерального закона N 218-ФЗ, послужившая основанием для приостановления государственной регистрации прав.

Судом отклонены, как несостоятельные, доводы представителя административного истца о том, что после представления в орган регистрации правоустанавливающего документа на земельный участок государственный регистратор обязана была осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оснований для признания оспариваемого решения о приостановлении государственной регистрации незаконным, предусмотренных приведёнными выше нормами КАС РФ, не имеется. Кроме того, судом указано, что поскольку в удовлетворении первоначального требования отказано, в удовлетворении производного от него требования о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения – произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... по адресу: <адрес> также надлежит отказать.

В этой связи судебная коллегия отмечает следующее.

Основания возникновения права частной собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо собственность на которые не разграничена, предусмотрены положениями Земельного кодекса Российской Федерации (главы V.1, V.2, V.4).

До введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации права на такие земельные участки возникали по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РСФСР.

Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К таким документам относятся, в частности решения уполномоченных органов о предоставлении земельных участков.

Согласно абзацу первому статьи 80 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (в редакции от 24 декабря 1993 г.) земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные в том числе статьей 80 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, осуществляются соответствующими местными администрациями.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Таким образом, постановление органа местного самоуправления об отводе земельного участка от 19 ноября 1997 года №1443 является надлежащим правоустанавливающим документом, при этом отсутствие в акте об отводе земельного участка указания на вид права не может служить основанием для отказа в регистрации права собственности на земельный участок.

Такое же правовое регулирование содержат положения статьи 49 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 1 названной статьи государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что ФИО1 на момент принятия оспариваемого решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок не представлен в регистрирующий орган правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права на земельный участок с кадастровым номером .... что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ послужило законным основанием для приостановления государственной регистрации прав. Судом также отказано в удовлетворении требования административного истца о возложении на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности устранить допущенные нарушения – произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для приостановления государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи не предоставлением ФИО5 в регистрирующий орган правоустанавливающего документа, подтверждающего возникновение права на земельный участок с кадастровым номером .... судебная коллегия отмечает, что судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что в установленный срок (до 25 мая 2021г.), а именно 1 апреля 2021г., административным истцом был предоставлен в регистрирующий орган правоустанавливающий документ на земельный участок. Законных оснований для вынесения Управлением Росреестра по Республике Татарстан уведомления от 21 апреля 2021 года о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, уведомления от 26.05.2021 № КУВД-001/2021-5279245/3 которым ФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок не имелось.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ФИО1 в регистрирующий орган был представлен правоустанавливающий документ - подлинник постановления Главы Администрации Приволжского района г. Казани ФИО4 № 1443 от 19.11.1997 «Об отводе земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в <адрес> ФИО1», выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.

Отсутствие в архивах государственных органов и ведомств документов, подтверждающих предоставление земельного участка административному истцу, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку подлинность предоставленного административным истцом документа никем оспорена не была. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, сведений о наличии споров о его границах не имеется.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что решением Приволжского районного суда г. Казани от 10.02.2014 по делу № 2-1110/2014 за ФИО1 признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании которого 27.03.2014 Управлением Росреестра по РТ было зарегистрировано право собственности на объект недвижимости. Согласно данному решению суда, в материалах инвентарного дома на жилой дом <адрес> содержится постановление Главы Администрации Приволжского района г. Казани. № 1443 от 19.11.1997, которым ФИО1 отведен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в <адрес> мерою .... кв.м.

При этом, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, суд постановил решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права собственности на самовольную постройку.

Таким образом, в силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ, постановление Главы Администрации Приволжского района г. Казани. № 1443 от 19.11.1997, изданное органом местного самоуправления в пределах его компетенции, является достаточным основанием для регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок.

Судебная коллегия также полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... по адресу: <адрес> являются производными от требования о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Как следует из административного искового заявления и доводов административного истца суду первой инстанции, ФИО1 считает незаконным не осуществление государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> после предоставления 1 апреля 2021 года правоустанавливающего документа. Указано, что устранены основания приостановления действий по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, выражается несогласие с действиями административного ответчика по отказу в государственной регистрации права собственности по заявлению ФИО1

Таким образом, требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... по адресу: <адрес> являются самостоятельными административными исковыми требования и подлежат разрешению в порядке, установленном процессуальным законом.

Таким образом, при разрешении данных требований суду следовало дать оценку правомерности принятых административным ответчиком уведомления от 21 апреля 2021 года о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, уведомления от 26.05.2021 № КУВД-001/2021-5279245/3, которым ФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В этой связи, исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что имеются основания для признания незаконными уведомления о неустранении причин приостановлении государственной регистрации прав Управления Росреестра по Республике Татарстан от 21 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-5279245/2, отказа Управления Росреестра по РТ в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав Управления Росреестра по РТ от 26 мая 2021 года №КУВД-001/2021-5279245/3, поскольку в установленный государственным регистратором срок основания приостановления действий по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости ФИО1 были устранены, законные основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок отсутствовали.

При таких обстоятельствах действия государственного регистратора, принявшего уведомления о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав от 21.04.2021 и об отказе в государственной регистрации прав от 26.05.2021 нельзя признать правомерными и не нарушающими прав административного истца.

В этой связи судебная коллегия полагает, что решение Приволжского районного суда г. Казани от 14 октября 2021 года по данному административному делу следует отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... расположенный по адресу: <адрес> и принять в этой части новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что следует признать незаконными уведомление о неустранении причин приостановлении государственной регистрации прав Управления Росреестра по Республике Татарстан от 21 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-5279245/2, отказ Управления Росреестра по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> выраженный в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав Управления Росреестра по Республике Татарстан от 26 мая 2021 года №КУВД-001/2021-5279245/3.

При этом требование административного истца о возложении на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... расположенный по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежит, поскольку суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения обращения специальным (компетентным) органом государственным (публичным) принуждением, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей. Кроме того, подобное противоречит смыслу (целям и задачам) административного судопроизводства, направленного согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Между тем, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, судебная коллегия, не подменяя компетентные государственные органы, полагает необходимым возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 13.02.2021 года №MFC-0635/2021-97738 (КУВД-001/2021-5279245) о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью .... кв.м.

При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оснований для признания незаконным уведомления Управления Росреестра по РТ от 25.02.2021г. о приостановлении государственной регистрации прав не имеется, поэтому требования ФИО1 в данной части подлежат оставлению без удовлетворения, а решение суда - оставлению без изменения. Доводы апелляционной жалобы в данной части не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой установленных судом обстоятельств, поэтому они не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения суда в данной части. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Приволжского районного суда г. Казани от 14 октября 2021 года по данному административному делу отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> и принять в этой части новое решение.

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными уведомление о неустранении причин приостановлении государственной регистрации прав Управления Росреестра по Республике Татарстан от 21 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-5279245/2, отказ Управления Росреестра по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... расположенный по адресу: <адрес> выраженный в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав Управления Росреестра по Республике Татарстан от 26 мая 2021 года №КУВД-001/2021-5279245/3.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 13.02.2021 года №MFC-0635/2021-97738 (КУВД-001/2021-5279245) о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером .... расположенный по адресу<адрес> общей площадью .... кв.м.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 января 2022 года

Определение25.01.2022